Скачать 50.91 Kb.
|
Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили...”). Учитель Ковригина Н.Н. Цели урока:
Тип урока: итоговый.
2. Чтение стихотворения. “Рас-стояния: версты, мили...” Перед чтением: Стихотворение было нписано в 1925г. В Чехии, в эмиграции, и посвящено Б. Пастернаку. Вдумайтесь: - Какое настроение передает стихотворение? - О чем оно? - Его главная мысль? 3. Вступительная беседа. - Что почувствовали? - О чем? (Стихотворение о разлуке, о 2-х нсильно разлученных людях => о насильственной рзлуке). - Выделите ключевые, с вашей точки зрения, слова, помогающие понять состояние лирического героя? (записать эти слова в столбик на доске) - Как бы вы определили жанровое своеобразие стихотворения? (страстный, нервный монолог, монолог - упрек). Нервность – и в то же время сдержанность... Только две строки выбиваются из общей тональности. - Какие? (последние – прорвавшийся голос отчаяния - Как это подчеркивается строфикой? (последнее двустишие). 4. Наш разговор о стихотворении, наше понимание было бы неполным без осмысления лингвистических средств создания образности. Проследи, как реализуются в тексте стилистические возможности языковых средств (фонетические, грамматические, лексические). Как раскрываются возможности слова? Фонетический организм текста. Любой текст мы воспринимаем прежде всего на слух, то есть затрагиваем звуковую сторону, которая в поэтической речи играет особую роль. Читаем еще раз: 2 строфы. Перед чтением: обратите внимание на мелодику речи, паузы, ритм, звукопись (фонетические средства образности, усиливающие образ насильственной разлуки). - Почему так сложно читать? (строка рвется, единица речи – слово, слог, не фраза). “Я не люблю стихи, которые льются, рвутся да” (М. Цветаева). - Мелодично ли стихотворение? (Да, но музыкальность иная не “наивность”, “плавность”. Здесь имеетя в виду ярко выраженное ритмическое строение стиха, которое сближает с музыкальными произведениями). - Паузы? Почему их так много? (“Красноречивое молчание”). Паузы сохраняют сдержанный тон; они замедляют темп речи, сдерживают бурное проявление чувств, держит внимание читателея. Пауза смещена, поэтому стихотворение “спотыкается”. - Какой согласный повторяется в начале? (Р) - Как называется этот прием? (аллитерация) [р] – резкий, бьющий, разъединяющий. Лексические средства образности. Образ насильственной разлуки усиляется и лексическими средствами. - Что объединяет слова: “расстояние”, “версты”, ”мили”, ”дали”? (Это слова со значением пространства). - С какой целью использует их автор? (Это образ того пространства, которое разъединило двух близких людей). - Какие слова, словосочетания использует поэтесса, характеризуя двух участников драмы? - Что придает особую выразительность фразе – “нерассорили - рассорили”? (Игра за счет омографов). - Посмотрите на ключевые слова. Какой прием использует Цветаева? (Прием градации). - Много ли изобразительно-выразительных средств использовано? (Нет, лаконизм, немногословие – это помогает сохранить предельно сдержанный тон). Изобразительные ресурсы словообразования. Порой весьма необычным образом авторы пытаются подчеркнуть смысл нужных слов, привлечь внимание к слову. Словообразовательная система русского языка открывает для этого широкие возможности. - Что обращает ваше внимание в первых двух словах? (рас-стояния) - Зачем Цветаева выделила морфему? Графически отделила ее? (Увеличивается пропасть между влюбленными людьми, приставка усиливает ощущение разъединения). Цветаева использует особый прием – семантизацию морфемы, то есть привлечение внимания к значению морфемы. Цветаева часто использует и другой прием – повтор слов, образованных по одной модели (морфемный повтор). - Приведите примеры использования этого приема. (расставили, рассадили, расклеили, развели...) Именно эти слова передают (на фоне сдержанности) внутреннее состояние лирической героини ее силу. (14 раз повторяется эта модель). Морфологическая структура. - Ключевые слова. Какая часть речи преобладает? (глагол в прошедшем времени). - Случайно ли это? (это связано с основной мыслью стихотворения главным образом – образом разлуки). Даже части речи могут использоваться как выразительные средства языка, хотя может быть, они менее заметны. Синтаксическая организация текста. - Чем интересен синтаксис стихотворения? (Повтор синтаксических конструций). - Какие предложения преобладают? (Односоставные, неопределенно-личные). - Какие знаки вызывают вопросы? (тире, многоточия – любимые знаки Цветаевой) Итог: какие особенности яыка Цветаевой вы увидели сегодня? - ритм основа, нерв стиха; - лаконизм - пауза Вывод: Марина Цветаева, "Рас-стояние: версты, мили" Б. Пастернаку Рас-стояние: версты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Рас-стояние: версты, дали... Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это - сплав Вдохновений и сухожилий... Не рассорили - рассорили, Расслоили... Стена да ров. Расселили нас, как орлов- Заговорщиков: версты, дали... Не расстроили - растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж, ну который - март?! Разбили нас - как колоду карт! 24 марта 1925 Кто создан из камня, кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я - бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти - Тем гроб и надгробные плиты... - В купели морской крещена - и в полете Своем - непрестанно разбита! 23 мая 1920 Настанет день - печальный, говорят! Отцарствуют, отплачут, отгорят, - Остужены чужими пятаками - Мои глаза, подвижные как пламя. |
Конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные... План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке» | Конспект открытого занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности «Новогодняя сказка» План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | ||
Конспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу... Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной)... | ||
Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект открытого урока в 6 классе на тему «Рассказ на основе услышанного» Воспитывать у учащихся стремление к образной, грамотной устной и письменной речи | ||
Конспект открытого урока в 6 классе на тему «Повелительное наклонение» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени С. Е. Кузнецова с. Чемодановка | Конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и... План-конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и здоровый образ жизни» | ||
Конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:... План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | Конспект открытого урока по математике в 4-ом классе на тему: «Построение... Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | ||
План конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе... План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол" | План-конспект открытого урока английского языка в 5в классе умк о. В. Афанасьева Английский язык Место урока в цикле – урок обобщает темы «Приветствие и знакомство», «Описание объектов действительности; запрос информации» и продолжает... | ||
Конспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!" План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | Конспект открытого урока по русскому языку в 8-ом классе Учительрусского... Учитель сообщает тему, цели и задачи урока, форму проведения урока. Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно... | ||
Конспект открытого урока чтения в 3 классе Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г |