Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока





Скачать 139.42 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока
Дата публикации26.09.2013
Размер139.42 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Литература > План-конспект
План-конспект урока литературы по теме:
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…»
Цели урока:

  • Рассмотрев сюжетную линию, определить нравственные проблемы произведения

  • Формировать умение решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текст

  • Воспитывать нравственные чувства, интерес к историческому прошлому своей родины, активизировать познавательный интерес.


Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, Картина Васнецова «Царь Иоанн Грозный», муз. сопровождение (Свиридов), карточки с заданиями для групп, демонстрац. карточки «Опричнина», «Домострой», «Песня» , Малюта ( дается толкование)

Тип: урок систематизации и обобщения нового материала
Используемая технология: проблемное обучение

Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективная



Методы:

  • словесные, наглядные, практические,

  • исследовательский, создание проблемной ситуации

  • индуктивный.



Ход урока:

  • Оргмомент




  • (Муз. Свиридов.) Слово учителя :


«Уж вы, братцы мои, други кровные,

Поцалуемтесь да обнимемтесь

На последнее расставание.

Поклонитесь от меня Алёне Дмитревне,

Закажите ей меньше печалиться,

Про меня моим детушкам не сказывать;

Поклонитесь дому родительскому,

Поклонитесь всем нашим товарищам,

Помолитесь сами в церкви Божией

Вы за душу мою, душу грешную!»
И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорную;

И головушка бесталанная

Во крови на плаху покатилася.
(Муз. фрагмент)


  • Посмотрите на тему урока, о чём сегодня пойдёт речь? Какую цель мы поставим перед собой? Зачем нужно анализировать художественное произведение? Попытайтесь определить цель нашей работы на уроке.( В чём замысел автора? Какие нравственные ценности утверждает М.Ю. Лермонтов в «Песне…»?)




  • Дома вы прочитали «Песню…» Какие мысли, чувства у вас возникли? Кто из героев вызвал ваше доброе участие, сочувствие, а кого вы собираетесь осудить?



  • Обратите внимание на материал, который нам поможет достичь цели урока:

- Опора «В чём видит М.Ю Лермонтов истинные ценности?»

- слова «Опричнина» ( Карамзин пишет: «Скоро все увидели, что Иоанн предаёт Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы».), «Домострой», , Малюта ( деется толкование)


  • «Опричнина» ( Карамзин пишет: «Скоро все увидели, что Иоанн предаёт Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы».), название удела царя Ивана Грозного созданного с целью укрепления личной власти государя и включавшее жесточайший террор, массовые казни, земельные конфискации, грабежи. Численность около 6000 человек. Внешние отличия: чёрная одежда, прикреплённая к седлу собачья голова и метла – верные царские слуги, подобно псам будут грызть недовольных властью и выметут всю измену из Московского государства. Всего за годы опричнины казнено более 4000 человек. Опричный террор крайне отрицательно сказался на внутреннем и внешнем положении России.




  • Малюта Скуратов-Бельский – глава царских опричников, приближённый царя, думный дворянин. Отличался небывалой жестокостью. «По Малютиному сыску толико в Новогородской посылке сам Малюта истребил усечением 1490 человек, из пищали - 150




  • «Домострой» - одно из самых известных произведений русской литературы эпохи средневековья. В нём соединены наставления и правила ведения домашнего хозяйства, правила взаимоотношений между членами семьи, блюда национальной кухни, правила поведения в церкви и многое другое.



- Посмотрите на задания, которые лежат на партах у каждой группы, прочитайте их
Работа с текстом I этап

  • ( 1 группа) Кому вы больше сочувствуете Калашникову или Кирибеевичу? Ведь они оба любят Алёну Дмитревну. Найдите в тексте признание Кирибеевича ( стр. 198-199), (203)

  • ( 2 группа) В чём выражается любовь Калашникова? ( 202, 204-205, 209-210)


Работа с текстом II этап

  • ( 1 группа) Какие чувства испытала Алёна Дмитревна, когда увиделась с мужем? Чего она боится? Почему?

  • (2 группа) Найдите в тексте ( стр.203):

Оглянулася – человек бежит.

Мои ноженьки подкосилися,

Шелковой фатой я закрылася.

И он сильно схватил меня за руки

И сказал мне тихим шёпотом:

«Что пужаешься, красная красавица?

Я не вор какой, душегуб лесной,

Я слуга царя, царя грозного,

Прозываюся Кирибеевичем,

А из славной семьи из Малютиной…»

Испугалась я пуще прежнего;

Закружилася моя бедная головушка…

Подумайте, почему, узнав, что догнавший её человек «слуга царя», женщина испугалась «пуще прежнего»?

Работа с текстом III этап ( I, II группа)

Буду насмерть биться до последних сил;

А побьёт он меня – выходите вы

За святую правду- матушку,

Не сробейте, братцы любезные!

Почему он решился биться насмерть « до последних сил» ?



  • Разобрав последний вопрос мы пришли к выводу, что у Калашникова не было другого выхода, не было у него надежды со стороны Закона. Но что ещё более важно для решения проблемы , в чём видит Лермонтов истинную нравственность, это то, что Калашников выступает не только как защитник семьи, но и как защитник высокоморальных устоев народных традиций: семья – долг – отечество – заветы предков. Ему глубоко чуждо всё, что нарушает этот праведный закон- закон нравственный, божий, закон жизни по совести. Найдите ответ Калашникова Кирибеевичу на его слова:

«А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого роду-племени,

Каким именем прозываешься?

Чтобы знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем и похвастаться». (стр. 207)


  • Закон, истину призвана осуществлять власть в лице государя, а государь повелевает: ( стр. 209). Как вы оцениваете решение Ивана Грозного? ( проявление жестокости, нарушение нравственных представлений о чести, долге, достоинстве, цинизм «…и ты не оставлен моей милостью…»)




  • Попытаемся наши выводы отразить в опоре. 1 группа – поработайте с текстом, найдите определения, которыми автор представляет, характеризует Кирибеевича

2 группа – в тексте найдите слова, ха

рактеризующие Калашникова

  • ( выход к доске членов групп, составление опоры)




  • В чём вы видите замысел автора «Песни…»




  • Итог урока. Вы хорошо потрудились.




    • Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось открытием?

    • Какое задание было выполнить трудно? Какую роль на уроке выполняет опора? Легко ли её составлять?

    • Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока и какую оценку поставили бы своим одноклассникам? ( Устно, с возможными пояснениями)

  • «Опричнина» ( Карамзин пишет: «Скоро все увидели, что Иоанн предаёт Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы».), название удела царя Ивана Грозного созданного с целью укрепления личной власти государя и включавшее жесточайший террор, массовые казни, земельные конфискации, грабежи. Численность около 6000 человек. Внешние отличия: чёрная одежда, прикреплённая к седлу собачья голова и метла – верные царские слуги, подобно псам будут грызть недовольных властью и выметут всю измену из Московского государства. Всего за годы опричнины казнено более 4000 человек. Опричный террор крайне отрицательно сказался на внутреннем и внешнем положении России.




  • Малюта Скуратов-Бельский – глава царских опричников, приближённый царя, думный дворянин. Отличался небывалой жестокостью. «По Малютиному сыску толико в Новогородской посылке сам Малюта истребил усечением 1490 человек, из пищали - 150




  • «Домострой» - одно из самых известных произведений русской литературы эпохи средневековья. В нём соединены наставления и правила ведения домашнего хозяйства, правила взаимоотношений между членами семьи, блюда национальной кухни, правила поведения в церкви и многое другое.


П

Р

О

Б

Л

Е

М

А






Царь – власть – закон




Кирибеевич – удалой боец, буйный молодец - раб недостойный – лукавый раб – слуга царя – из семьи из Малютиной – разбойник – злой охульник – злой опричник.


Грозный царь Иван Васильевич в «Песне…» - власть – подавление – жестокость – беззаконие, нарушение моральных устоев, выработанных за века русским народом


П

Р

О

Б

Л

Е

М

А




Молодой купец, статный молодец Степан Парамонович Калашников – красно солнышко –государь – старшой брат – второй отец - удалой боец. Защитник высшего Закона – закона совести, божьего закона, народных представлений о нравственности.












Работа с текстом I этап

  • ( 1 группа) Кому вы больше сочувствуете Калашникову или Кирибеевичу? Ведь они оба любят Алёну Дмитревну. Найдите в тексте признание Кирибеевича ( стр. 198-199), (203)


Работа с текстом II этап

  • ( 1 группа) Какие чувства испытала Алёна Дмитревна, когда увиделась с мужем?(стр. 202) Чего она боится? Почему?




  • Работа с текстом III этап ( I, II группа)

Буду насмерть биться до последних сил;

А побьёт он меня – выходите вы

За святую правду- матушку,

Не сробейте, братцы любезные!

Почему он решился биться насмерть « до последних сил» ?



Работа с текстом I этап

  • ( 2 группа) В чём выражается любовь Калашникова? ( 202, 204-205, 209-210)

Работа с текстом II этап

  • (2 группа) Найдите в тексте ( стр.203):

Оглянулася – человек бежит.

Мои ноженьки подкосилися,

Шелковой фатой я закрылася.

И он сильно схватил меня за руки

И сказал мне тихим шёпотом:

«Что пужаешься, красная красавица?

Я не вор какой, душегуб лесной,

Я слуга царя, царя грозного,

Прозываюся Кирибеевичем,

А из славной семьи из Малютиной…»

Испугалась я пуще прежнего;

Закружилася моя бедная головушка…

Подумайте, почему, узнав, что догнавший её человек «слуга царя», женщина испугалась «пуще прежнего»?

  • Работа с текстом III этап ( I, II группа)

Буду насмерть биться до последних сил;

А побьёт он меня – выходите вы

За святую правду- матушку,

Не сробейте, братцы любезные!

Почему он решился биться насмерть « до последних сил» ?

Самоанализ урока литературы в 8 классе по теме

«М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственная проблематика «Песни…»


  1. Урок по данной теме – второй из четырёх запланированных. На предыдущем уроке рассматривалась статья учебника о биографии Лермонтова, его таланте художника, изображавшего историческое события, также проведена работа по изучению текста ( содержание, сноски, особенности исторической эпохи, быт и нравы XVI века в поэме).

На последующих уроках предполагается рассмотреть следующие вопросы:

    • Связь поэмы с устным народным творчеством.

    • «Песня…» как лиро-эпическое произведение

    • Отчётливость нравственной оценки событий автором.

Отмечу, что на следующем уроке после указанного была закончена работа со схемой-опорой, сделаны записи в тетрадях, определена авторская оценка событий, были сделаны записи рабочих материалов к написанию сочинения.


  1. В классе – 6 обучающихся, абсолютная успеваемость по литературе – 100%, качественная – 66%.

Слабоуспевающие- Головин Сергей, крайне слабая техника чтения, частые пропуски, систематическое невыполнение домашних заданий. При индивидуальном подходе может увлечься сюжетом произведения, высказать свою точку зрения. На уроке Сергей проявил себя: пытался ответить на сложные для него вопросы, работал с текстом. Также слабая техника чтения, но есть склонность к анализу, способность к рассуждению по определённым вопросам у Тамбовцева Саши, стремление высказать своё мнение и попытаться отстоять его. Нестеренко Денис имеет «3» по предмету, имея средние способности, Денис внимателен на уроках, старается принимать посильное участие в общем обсуждении, домашние задания всегда выполняет.

Лапшина Даша, Акентьев Захар, Гомзякова Таня отличаются высокой активностью на всех уроках литературы, высокий уровень техники чтения. Эти обучающиеся способны глубоко анализировать поступки героев, отмечать особенности авторской позиции. Что особенно ценно для преподавания с использованием технологии проблемного обучения и для меня как учителя это то, что эти ребята любят и умеют спорить. Не всегда могут соотнести понятия из теории литературы с конкретным художественным образом, трактуют образ эмпирически, т.е. так, как видят и понимают сами. Вижу перспективу своей работы на уроках литературы в этом классе в детальном, алгоритмическом, индивидуальном подходе к обучению основным понятиям теории литературы и связи её с практическим применением на материале художественных произведений, предусмотренных программой.

Планирование урока предполагало использовать умение детей свободно высказывать свои мысли, не опасаясь неверности высказывания, так как развивающее обучение как основа обучения проблемного, исследовательского подхода в первую очередь опирается на творческую, поисковую самостоятельность детей.
3. Триединая дидактическая цель:

  • Рассмотрев сюжетную линию, художественные образы, определить нравственные проблемы произведения;

  • Формировать умение ставить цель, решать проблемные задачи, строить выводы, обобщения, опираясь на текст;

  • Воспитывать нравственные чувства (справедливость, неприятие насилия, унижения человеческого достоинства, моральная сила и истинное благородство), интерес к историческому прошлому своей родины, активизировать познавательный интерес.

На мой взгляд, поставленные цели на уроке реализованы успешно.


  • 4. Отбор содержания (рассмотрение нравственных проблем, поднимаемых автором через поступки героев, их характеристику), форм ( работа в группах), методов (словесные, наглядные, практические, исследовательский, создание проблемной ситуации, индуктивный) было выстроено в соответствии с темой, целями урока и использованием технологии проблемного обучения.

Главный этап – ответ на вопрос: в чём видит Лермонтов истинную нравственность, в чём его задача как автора – через работу над текстом. Учащимся были предложены проблемные вопросы, рассчитанные на самостоятельную работу, на поиск необходимых подтверждений (цитат) для того, чтобы они смогли сделать выводы, соотнести их с темой урока. Выстраивание опоры- схемы призвано формировать у учащихся умение делать обобщения широкого общего характера, отталкиваясь от частного – находить общее. Например: цепь поступков опричника Кирибеевича, его авторские характеристики, род занятий, жизненные установки помогли детям прийти к закономерному выводу: опричник ведёт себя недостойно, он поступает так, как ему хочется, не задумываясь над тем, что нарушает моральные нормы. Действует так он потому, что чувствует свою безнаказанность. Это один из важных выводов не только для данного урока, но и для последующих, и для написания самостоятельной творческой работы.

Главному этапу предшествовал этап подготовительный- целеполагание, определение задач, темы урока, работа над терминами. С этой работой учащиеся справились.


  1. Анализируя распределение времени по этапам урока, хочу отметить, что подготовительный этап урока оказался несколько растянут. Причину вижу в том, что в начале урока дети ещё не собрались, мыслительная активность была низка и психологически ещё не были не готовы, очевидно, испытывали волнение. Главный этап прошёл в высоком темпе. Не в полной мере был реализован этап заключительный. Мне хотелось, чтобы ребята именно сами озвучили вывод для опоры. Но, учитывая, что этот урок в теме не последний, я сочла ошибочным ходом предлагать им готовые выводы, а закончить работу на следующем уроке, тем более что окончательные выводы сопряжены с общей темой изучения произведения М.Ю. Лермонтова. Кроме этого, была предусмотрена рефлексия на проведённый урок в виде вопросов- заданий:

    • Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось открытием?

    • Какое задание было выполнить трудно? Какую роль на уроке выполняет опора? Легко ли её составлять?

    • Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока и какую оценку поставили бы своим одноклассникам? ( Устно, с возможными пояснениями)

Отмечу, что этот этап не был реализован. Причина: отсутствие времени урока. Оценки за урок были выставлены и объявлены детям.


  1. На уроке была использована аудиозапись музыки Свиридова, иллюстрация репродукции с картины Васнецова « Царь Иоанн Грозный», портрет М.Ю. Лермонтова, сигнальные значки опоры, задания группам.



  1. Психологический климат на уроке могу охарактеризовать как позитивный, активность детей была высока, а, следовательно, их психологическое самочувствие на уроке создавало у них ощущение себя как успешной личности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока iconПлан-конспект урока
...
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока iconПлан-конспект урока м. Ю. Лермонтов. Детство поэта
...
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока iconТема: Теория литературы
...
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока iconУрок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой»
...
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока iconТема: «Поэмы Лермонтова»
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока iconРеферат Романтические герои в произведениях М. Ю. Лермонтова
Романтический герой в «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Лермонтов "Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"*
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока iconТема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича,...
Обогатить знания учащихся об эпохе Ивана Грозного через раскрытие образов главных героев
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока icon7 класс. Список книг для чтения летом
«Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщить знания учащихся по биографии М. Ю. Лермонтова, поэмам «Мцыри», «Демон», «Песня про купца Калашникова», стихотворениям
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока iconПлан-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока литературы по теме: М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск