Скачать 139.42 Kb.
|
План-конспект урока литературы по теме: М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» Цели урока:
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, Картина Васнецова «Царь Иоанн Грозный», муз. сопровождение (Свиридов), карточки с заданиями для групп, демонстрац. карточки «Опричнина», «Домострой», «Песня» , Малюта ( дается толкование) Тип: урок систематизации и обобщения нового материала Используемая технология: проблемное обучение Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективнаяМетоды:
Ход урока:
«Уж вы, братцы мои, други кровные, Поцалуемтесь да обнимемтесь На последнее расставание. Поклонитесь от меня Алёне Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать; Поклонитесь дому родительскому, Поклонитесь всем нашим товарищам, Помолитесь сами в церкви Божией Вы за душу мою, душу грешную!» И казнили Степана Калашникова Смертью лютою, позорную; И головушка бесталанная Во крови на плаху покатилася. (Муз. фрагмент)
- Опора «В чём видит М.Ю Лермонтов истинные ценности?» - слова «Опричнина» ( Карамзин пишет: «Скоро все увидели, что Иоанн предаёт Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы».), «Домострой», , Малюта ( деется толкование)
- Посмотрите на задания, которые лежат на партах у каждой группы, прочитайте их Работа с текстом I этап
Работа с текстом II этап
Оглянулася – человек бежит. Мои ноженьки подкосилися, Шелковой фатой я закрылася. И он сильно схватил меня за руки И сказал мне тихим шёпотом: «Что пужаешься, красная красавица? Я не вор какой, душегуб лесной, Я слуга царя, царя грозного, Прозываюся Кирибеевичем, А из славной семьи из Малютиной…» Испугалась я пуще прежнего; Закружилася моя бедная головушка… Подумайте, почему, узнав, что догнавший её человек «слуга царя», женщина испугалась «пуще прежнего»? Работа с текстом III этап ( I, II группа) Буду насмерть биться до последних сил; А побьёт он меня – выходите вы За святую правду- матушку, Не сробейте, братцы любезные! Почему он решился биться насмерть « до последних сил» ?
«А поведай мне, добрый молодец, Ты какого роду-племени, Каким именем прозываешься? Чтобы знать, по ком панихиду служить, Чтобы было чем и похвастаться». (стр. 207)
2 группа – в тексте найдите слова, ха рактеризующие Калашникова
П Р О Б Л Е М А
Работа с текстом I этап
Работа с текстом II этап
Буду насмерть биться до последних сил; А побьёт он меня – выходите вы За святую правду- матушку, Не сробейте, братцы любезные! Почему он решился биться насмерть « до последних сил» ? Работа с текстом I этап
Работа с текстом II этап
Оглянулася – человек бежит. Мои ноженьки подкосилися, Шелковой фатой я закрылася. И он сильно схватил меня за руки И сказал мне тихим шёпотом: «Что пужаешься, красная красавица? Я не вор какой, душегуб лесной, Я слуга царя, царя грозного, Прозываюся Кирибеевичем, А из славной семьи из Малютиной…» Испугалась я пуще прежнего; Закружилася моя бедная головушка… Подумайте, почему, узнав, что догнавший её человек «слуга царя», женщина испугалась «пуще прежнего»?
Буду насмерть биться до последних сил; А побьёт он меня – выходите вы За святую правду- матушку, Не сробейте, братцы любезные! Почему он решился биться насмерть « до последних сил» ? Самоанализ урока литературы в 8 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственная проблематика «Песни…»
На последующих уроках предполагается рассмотреть следующие вопросы:
Отмечу, что на следующем уроке после указанного была закончена работа со схемой-опорой, сделаны записи в тетрадях, определена авторская оценка событий, были сделаны записи рабочих материалов к написанию сочинения.
Слабоуспевающие- Головин Сергей, крайне слабая техника чтения, частые пропуски, систематическое невыполнение домашних заданий. При индивидуальном подходе может увлечься сюжетом произведения, высказать свою точку зрения. На уроке Сергей проявил себя: пытался ответить на сложные для него вопросы, работал с текстом. Также слабая техника чтения, но есть склонность к анализу, способность к рассуждению по определённым вопросам у Тамбовцева Саши, стремление высказать своё мнение и попытаться отстоять его. Нестеренко Денис имеет «3» по предмету, имея средние способности, Денис внимателен на уроках, старается принимать посильное участие в общем обсуждении, домашние задания всегда выполняет. Лапшина Даша, Акентьев Захар, Гомзякова Таня отличаются высокой активностью на всех уроках литературы, высокий уровень техники чтения. Эти обучающиеся способны глубоко анализировать поступки героев, отмечать особенности авторской позиции. Что особенно ценно для преподавания с использованием технологии проблемного обучения и для меня как учителя это то, что эти ребята любят и умеют спорить. Не всегда могут соотнести понятия из теории литературы с конкретным художественным образом, трактуют образ эмпирически, т.е. так, как видят и понимают сами. Вижу перспективу своей работы на уроках литературы в этом классе в детальном, алгоритмическом, индивидуальном подходе к обучению основным понятиям теории литературы и связи её с практическим применением на материале художественных произведений, предусмотренных программой. Планирование урока предполагало использовать умение детей свободно высказывать свои мысли, не опасаясь неверности высказывания, так как развивающее обучение как основа обучения проблемного, исследовательского подхода в первую очередь опирается на творческую, поисковую самостоятельность детей. 3. Триединая дидактическая цель:
На мой взгляд, поставленные цели на уроке реализованы успешно.
Главный этап – ответ на вопрос: в чём видит Лермонтов истинную нравственность, в чём его задача как автора – через работу над текстом. Учащимся были предложены проблемные вопросы, рассчитанные на самостоятельную работу, на поиск необходимых подтверждений (цитат) для того, чтобы они смогли сделать выводы, соотнести их с темой урока. Выстраивание опоры- схемы призвано формировать у учащихся умение делать обобщения широкого общего характера, отталкиваясь от частного – находить общее. Например: цепь поступков опричника Кирибеевича, его авторские характеристики, род занятий, жизненные установки помогли детям прийти к закономерному выводу: опричник ведёт себя недостойно, он поступает так, как ему хочется, не задумываясь над тем, что нарушает моральные нормы. Действует так он потому, что чувствует свою безнаказанность. Это один из важных выводов не только для данного урока, но и для последующих, и для написания самостоятельной творческой работы. Главному этапу предшествовал этап подготовительный- целеполагание, определение задач, темы урока, работа над терминами. С этой работой учащиеся справились.
Отмечу, что этот этап не был реализован. Причина: отсутствие времени урока. Оценки за урок были выставлены и объявлены детям.
|
План-конспект урока ... | План-конспект урока м. Ю. Лермонтов. Детство поэта ... | ||
Тема: Теория литературы ... | Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой» ... | ||
Тема: «Поэмы Лермонтова» «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Реферат Романтические герои в произведениях М. Ю. Лермонтова Романтический герой в «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М. Лермонтов "Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"* | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Тема урока: Эпоха Ивана Грозного в «Песне про царя Ивана Васильевича,... Обогатить знания учащихся об эпохе Ивана Грозного через раскрытие образов главных героев | ||
7 класс. Список книг для чтения летом «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить знания учащихся по биографии М. Ю. Лермонтова, поэмам «Мцыри», «Демон», «Песня про купца Калашникова», стихотворениям | План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | ||
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» |