Скачать 52.41 Kb.
|
Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой» Разработала: учитель высшей категории Чекина Наталья Николаевна Цель: дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» …Что за огненная душа, Что за могучий дух, Что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Г. Белинский Ход урока Вступительное слово учителя: Ребята, из биографии поэта мы знаем, что в 1837 году М. Ю. Лермонтов отправляется в путешествие по Грузии, где и рождается замысел поэмы «Мцыри», навеянный романтическим настроением. Да, поэма Лермонтова- это романтическое произведение, в основе сюжета которого лежит традиционная романтическая ситуация-бегство из неволи. Кто же не доволен жизнью, кто бежит из неволи? – Мцыри. По-разному оценивают этот образ литературные исследователи:
А вот какую оценку ему дал великий русский критик В. Г. Белинский ( читаю эпиграф). Герой Лермонтова совсем не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится изменить свою жизнь. Задание: обратитесь к тексту , найдите и докажите эту мысль строчками исповеди Мцыри. (Гл. 3.Цитаты иллюстрируются работами художников и учашихся) Беседа по тексту. Вопрос: Какова же главная страсть героя? Ответ: Стремление жить полно в мире борьбы и свободы на далёкой любимой родине. Вопрос: Что значит для Мцыри быть свободным? Ответ: Быть свободным- значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул, убежать « из семьи чужой». Вопрос: Что же увидел Мцыри на воле, что узнал о жизни во время своих скитаний? Ответ: (цитаты из гл.6,9,10,11) Вывод делает учитель. Его поражает богатство и многообразие природы. Серые «мёртвые стены монастыря противопоставлены живому миру. В этих строчках чувствуется его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней. Ребята, мы с вами понимаем, что пейзаж в поэме играет большую роль. Вопрос: Чьими же глазами мы видим мир природы? (Мцыри !) А это значит, что пейзаж становится средством характеристики Мцыри. Вопрос: Что можно сказать о человеке, который так воспринимает природу? (Прочтите описание утра. Гл.11 –от слов « Кругом меня…//до слов Я в нём глазами и душой тонул») Ответ: С этого утра начинается для Мцыри познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Поэтически возвышенная душа позволяет Мцыри сравнить вольную жизнь с раем. Перед смертью это сравнкение приобретает ещё более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов «рай вечности» променять на осуществление своей мечты. Учитель: «В романтических произведениях романтический герой действует в романтических обстоятельствах»,- так написано в словаре. Перечитайте отрывок из главы 6 и докажите, что поэт нарисовал исключительные обстоятельства. (От слов «Я видел груды… // до слов «В снегах, горящих как алмаз.. ) Ответ: Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливы, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока- «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках. Вопрос: Какие же основные художественные средства можно выделить в этом эпизоде? Ответ: Олицетворение. Вопрос: А какие же художественные средства выразительности речи использует поэт, рисуя своего героя? Ответ: Гиперболы (гл.8). Они говорят о широте натуры, о стремлении к свободе, о независимости. Метафоры (гл.3,15) Показывают стремление к воле, говорят о силе характера. Сравнения (гл.9,21) Говорят о слиянии с природой. Эпитеты ( во многих главах) говорят о стремлении к свободе. Вывод. Учитель: Богатство изобразительно- выразительных средств поэмы находится в тесной связи с богатством внутреннего мира героя. Но если у героя богатый внутренний мир, этого ещё недостаточно, чтобы назвать его романтическим героем. Герой должен совершать поступки, должен действовать. Вопрос: Что же успел совершить Мцыри на воле? Ответ: (занесём в таблицу). Эпизод Какие чувства испытывает Мцыри? 1.Бегство из монастыря, попытка Это дало пьянящее чувство свободы. найти дорогу домой. 2. Встреча с грузинкой. Вызвала «сладкую тоску», желание любить и быть любимым. 3. Бой с барсом. Мцыри познал счастье борьбы и восторг победы. Вопрос: Все эти переживания Мцыри можно объяснить одним словом.Каким? Ответ: ЖИЗНЬ! «Что делал я на воле. Жил». Вопрос: Какое привычное слово, а что же значит оно для Мцыри? Ответ: Это значит находиться в постоянном поиске, в тревоге, бороться и побеждать, а главное- испытывать блаженство «вольности святой». Вопрос: В этих переживаниях и раскрывается характер романтического героя. Таков Мцыри! Что же узнал он о себе? Можно ли назвать его настоящим человеком? Ответ: - С новой силой раскрылась любовь к родине. - Мцыри познал «блаженство вольности». -Узнал, что он смел и бесстрашен. -Он отказывается от возможного счастья любви. Учитель: Итак, мы увидели Мцыри смелым и отважным. Послушаем самый яркий эпизод «Бой с барсом». (Читает подготовленный ученик. Можно дать заранее задание сильным ученикам написать сочинение-миниатюру и заслушать их после чтения отрывка наизусть). Вопрос:Почему же погиб Мцыри? Ответ: Обстоятельства, в которых оказался Мцыри с детства лишили его связи с людьми, с родным домом – эта неудовлетворённость жизнью и привела его к гибели. Вопрос: Почему же, несмотря на гибель героя, поэма полна романтики? Обратитесь к словарю и сделайте вывод. (Романтизм- творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, рождённые мечтой художника). Ответ: Гибель Мцыри нельзя назвать поражением и смирением, он боролся, хотел изменить жизнь, сумел узнать, что такое свобода; испытал счастье борьбы и радость слияния с миром. Учитель: Правильно! Эти выводы и позволяют назвать Мцыри романтическим героем. Романтическая поэма Лермонтова представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, поэт призывает не мириться с рабскими условиями жизни, обрекающими его на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 30-х годов XIX века такой вызов звучал очень смело смирившимся с жизнью современникам, так как чувства и переживания Мцыри- это чувства и переживания самого Лермонтова. Романтический герой Мцыри заставлял современников Лермонтова отказаться от равнодушия и апатии, он звал на подвиг. Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать её такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри, когда он вырвался из монастыря. Появление поэмы в годы реакции говорило о решительном протесте Лермонтова и других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России времён Николая-I. Романтическая поэма Лермонтова- это мечта поэта о новой вольной жизни. Дом задание: Составить план и подобрать цитаты к характеристике Мцыри. |
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Реферат Романтические герои в произведениях М. Ю. Лермонтова Романтический герой в «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | ||
Урока. Постановка учебной задачи Урок литературы в 6 классе по технологии введения нового знания (автор Л. Г. Петерсон) по теме “Л. Н. Толстой. “Отрочество” как часть... | Литература Урок литературы в 9 классе по теме «Моцарт и Сальери.... Сообщение по теме «Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы» | ||
Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | Урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения... Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова | ||
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя... | Урок литературы в 8-м классе по теме Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию | ||
Урок литературы в 6 классе по теме «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир» Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | Урок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,... ... | ||
Конспект мероприятия на английском языке по теме «Food» Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Герой художественного произведения. Герой-подросток в мире художественной литературы 1 час | ||
Пояснительная записка к уроку литературы в гимназическом (8-м) классе... ... | Урок игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис» Урок – игра по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис». Учитель русского языка и литературы Шадрина Людмила Виталиевна | ||
Урок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике... Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,... | Тематическое планирование курса литературы в 8 классе Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства |