№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Характеристика деятельности учащихся
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Герой художественного произведения. Герой-подросток в мире художественной литературы - 1 час.
|
1
| Герой художественного произведения. как главное действующее лицо. Подросток-герой художественного произведения. Знаменитые писатели и великие люди в отрочестве.
| 1
|
|
А.Н. Островский – 2ч.
|
2
| А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Весенняя сказка-пьеса - сказка «Снегурочка» в стихах. Знакомство с содержанием.
| 1
|
|
3
| Идеальное царство Берендеев и юная героиня сказки в стихах Снегурочка. Добро и зло в сказке.
| 1
|
|
Т.К. Уайт – 1ч.
|
4
| Т.К. Уайт «Свеча на ветру» Король Артур и рыцарь-оруженосец Ланселот. Роль справедливости и красоты в жизни человека.
| 1
|
|
В.А.Жуковский – 2ч.
|
5
| Р.к. В.Жуковский и Тульский край. Годы учебы в благородном пансионе. Автор баллад. Тематика и герои его баллады «Кубок».
| 1
|
|
6
| Школа рыцарской дружбы в балладе В.Жуковского «Роланд - оруженосец».
| 1
|
|
Литература 20 века. Незабываемый мир детства и отрочества.
С.Т. Аксаков – 2ч.
|
7
| С.Т. Аксаков. Читатель – подросток в автобиографическом произведении «Детские годы Багрова внука». Гимназические годы подростка.
| 1
|
|
8
| С.Т. Аксаков «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 20 века, художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке. Пейзаж и приёмы воспроизведения.
| 1
|
|
И.А. Крылов – 3ч.
|
9
| И. А. Крылов. Школа жизни подростка в басне Крылова «Два мальчика». Осуждение эгоизма и трусости.
| 1
|
|
10
| И. А. Крылов «Волк и ягненок»(м). мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей.
| 1
|
|
11
| И.А. Крылов «Квартет». Обличение тупости и невежества. Суровые уроки басен Крылова и их мораль (мин)
| 1
|
|
В.Ф. Одоевский – 1ч.
|
12
| В.Ф. Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Пёстрые сказки В. Одоевского. Сюжет и особенности повествования. Дневник как жанр художественного произведения.
| 1
|
|
А.Пушкин – 4ч.
|
13
| А.С. Пущкин. Годы учебы в лицее. Тема юношеской дружбы в ранней лирике. Жанр послания. Стихотворения «К Чаадаеву», «послание Юдину», «К сестре».
| 1
|
|
14
| Р.к. А.С. Пушкин и Тульский край. Два послания «К Пущину». Тема дружбы – помощь в суровых испытаниях (мин).
| 1
|
|
15
| Гимн школьной дружбе. Стихотворение №»Товарищам». Верность друзьям. Стихотворение «В Сибирь»
| 1
|
|
16
| Годы ссылки А.С. Пушкина. Стихотворение «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения, стремление поэта к свободе. Метафония.
| 1
|
|
М.Ю. Лермонтов - 4ч.
|
17
| М.Ю. Лермонтов и Кропотово. Р.к. Тема одиночества в стихотворениях «Утёс», «Листок» (мин)
| 1
|
|
18
| М.Ю. Лермонтов «Тучи». Раздумья поэта, изгнанного, о своей судьбе. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
| 1
|
|
19
| М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная» Эпиграмма как жанр.
| 1
|
|
20
| М.Ю. Лермонтов «Панорама Москвы». Патриотическая картина родной столицы.
| 1
|
|
Н.В. Гоголь – 3ч.
|
21
| Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Знакомство с произведением. Сюжет, главная идея повести.
| 1
|
|
22
| Герои повести и их приключения. Главная идея повести. Фантастические эпизоды.
| 1
|
|
23
| Роль природы в развитии действия. В чём сила кузнеца Вакулы.
| 1
|
|
И.С. Тургенев – 4ч.
|
24
| И.С. Тургенев и Тульский край. Р.к. Композиция рассказа «Бежин луг». Знакомство с содержанием.
| 1
|
|
25
| Характеристика мальчиков. Портретное описание. Авторская оценка.
| 1
|
|
26
| Картины природы и их роль в рассказе «Бежин луг».
| 1
|
|
27
| Контрольное сочинение №1 «Судьба Павлуши»
| 1
|
|
И.З. Суриков -1ч.
|
28
| И.З. Суриков и тематика его произведений: быт деревни, народное творчество. Стихотворения «Бабушкины сказки», «В ночном».
| 1
|
|
Н. Некрасов – 4ч.
|
29
| Н. Некрасов «Школьник». Тема детства. Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка из народа.
| 1
|
|
30
| (мин) Н. Некрасов «Крестьянские дети». Отношение автора к крестьянским детям. Жизнь крестьянских детей, её светлые и темные стороны.
| 1
|
|
31
| Н. Некрасов «На Волге». Изображение рабского труда бурлаков на фоне вольной Волжской природы. Раздумья о судьбе народа.
| 1
|
|
32
| (мин) Н. Некрасов «Железная дорога». Картины подневольного труда народа. Своеобразие композиции.
| 1
|
|
Л.Н. Толстой – 2ч.
|
33
| Р.к. Л.Н. Толстой и Ясная Поляна. «Отрочество» как часть автобиографической трилогии (Николенька Иртеньев, его мечты, планы.)
| 1
|
|
34
| Формирование взглядов подростка, мысли, чувства, поступки.
| 1
|
|
А.П. Чехов – 4ч.
|
35
| А.П. Чехов «Каникулярные работы институтки Наденьки №». Юношеские рассказы Чехова. Творческие состязания учеников с ровесницей.
| 1
|
|
36
| Герои – гимназистки в рассказе А.П. Чехова «Мальчишки». Псевдоним. Поступки героев и их характер.
| 1
|
|
37
| (мин) А.П. Чехов «Хамелеон». Смысл названия рассказа. Осмеяние самоуправства и угодничества. Значение диалога и художественные детали в раскрытии характеров.
| 1
|
|
38
| Смех над самоуничижением и чинопочитанием в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
| 1
|
|
39
| Комическая ситуация в рассказе «Лошадиная фамилия» и «Пересолил». Сатира и юмор.
| 1
|
|
Н.Г. Гарин-Михайловский -2ч
|
40
| Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы», главы из повести. Годы учёбы как цепь тяжких испытаний в жизни подростка.
| 1
|
|
41
| Преодоление собственных слабостей и проверка на прочность в главе «Экзамен». Муки совести героя.
| 1
|
|
Мир приключение – 2ч. М. Твен - 2 часа
|
42
| М.Твен. «Приключения Г.Фина».
Странствия Гека и Джимма по реке Миссисипи.
| 1
|
|
43
| Сопоставительная характеристика Гекельберри Фина и Тома Сойера.
| 1
|
|
Ж. Верн – 2ч.
|
44
| Ж. Верн «Таинственный остров» - одна из самых популярных «робинзонад».
| 1
|
|
45
| Герои романа. Роль дружбы и дружеской заботы в работе великого фантаста.
| 1
|
|
О. Уайльд – 2ч.
|
46
| О. Уайльд «Кентервильское приведение». Разоблачение мистических и суеверных мотивов в литературе.
| 1
|
|
47
| Юные герои и их поединок с привидением. Остроумная и доброжелательная концовка.
| 1
|
|
Дж. Лондон – 2ч.
|
48
| Дж. Лондон «Любовь к жизни». Чрезвычайная ситуация героев.
| 1
|
|
49
| Изображение силы человеческого духа. Смысл названия произведения.
| 1
|
|
М. Энде - 1ч.
|
50
| М. Энде «Бесконечная книга». Роль литературы в становлении характеров и взгляда подростка.
| 1
|
|
А.Т. Аверченко – 1 ч.
|
51
| А.Т. Аверченко «Смерть африканского охотника». Смысл заголовка, его роль в произведении.
| 1
|
|
А.И. Куприн – 2+1 (дом.соч.)
|
52
| А.И. Куприн «Чудесный доктор». Рассказ о новогодней ночи и неожиданном спасении семьи Мерцаловых.
| 1
|
|
53
| Судьба героев рассказа «Чудесный доктор». Смысл названия.
| 1
|
|
К.Г. Паустовский – 1ч.
|
54
| К.Г. Паустовский «Повести жизни». Герои произведения. Мастерское изображение пейзажа.
| 1
|
|
А.Платонов – 2ч.
|
55
| (мин.) А.Платонов «Корова». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Положительный герой.
| 1
|
|
56
| Тема детства и её значение в рассказе. Идея доброты, взаимопомощи, жизни для других.
| 1
|
|
М. Пришвин – 4ч.
|
57
| (мин) М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка и быль. Основные герои произведения.
| 1
|
|
58
| Нравственная суть взаимоотношений Насти Митрашки. Труд в жизни детей.
| 1
|
|
59
| Значение истории Травки для понимания идеи повести. Правда Антипыча. Смысл названия.
| 1
|
|
60
| Р.р. Контрольное сочинение «В чем заключается правда Антипыча?»
| 1
|
|
Ф.А. Искандер – 1ч.
|
61
| Ф.А. Искандер «Чик и Пушкин». Смысл названия. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене.
| 1
|
|
К.М. Симонов – 1ч.
|
62
| К.М. Симонов «Сын артиллериста». Духовная красота отцов и детей. Нравственная красота героев.
| 1
|
|
В. Катаев – 3ч.
|
63
| В. Катаев «Сын полка». Герой – подросток в годы войны. Ваня Солнцев у разведчиков.
| 1
|
|
64
| Ваня Солнцев и ефрейтор Вознесенский. Новые стороны характера героя.
| 1
|
|
65
| Р.р. контрольное сочинение №3 «Судьба Вани Солнцева»
| 1
|
|
66
| Тульские писатели о войне.
| 1
|
|
67
| Взаимосвязь музыки и литературы. Песни военных лет. Отклик искусства на события жизни.
| 1
|
|
68
| Родная природа в стихотворениях. Тема защиты природы Б.Андерсена «Простите, где здесь природа?»
| 1
|
|