Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино»





Скачать 173.8 Kb.
НазваниеЛитература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино»
Дата публикации28.09.2013
Размер173.8 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок



Конспект урока по литературе

Учитель: Тарасова Ирина Степановна

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока: М.Ю Лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино».

Тип урока: открытие новых знаний.

Метод: проблемное изложение материала

Оборудование: портрет поэта, список непонятных слов, историческая карта “Отечественной войны 1812 года”, репродукции картин П.Заболотского “Старый солдат”, С. Герасимого “М.И.Кутузов под Бородином”, А.Туба “Бородинская битва”.

Цель и ожидаемый результат: познакомиться со стихотворением «Бородино», анализировать стихотворение»

Задачи урока:

  1. узнать историю написания стихотворения «Бородино»

  2. познакомиться с содержанием стихотворения «Бородино»

  3. определить тему и идею художественного текста

  4. развивать умение анализировать художественный текст

  5. воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России.

План урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

А) Организационный момент

1. Актуализация знаний учащихся.


Слайд 1

- Здравствуйте , ребята, садитесь. Сегодня у нас необычный урок, т.к на уроке присутствуют гости. Давайте настримся на серьезную работу и порадуем гостей хорошими знаниями.


- Сегодня на уроке продолжаем знакомиться с творчеством поэтов 19 века. Попробуйте определить, о каком произведении сегодня пойдет речь.

Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз нашему народу приходилось отражать нападения иноземных захватчиков, отстаивать свою независимость. В начале 19 века вновь нависла опасность над нашей страной. Император Франции Наполеон двинул свои огромные полчища на Россию. Эта война показала в очередной раз образцы русского патриотизма и военной доблести.
- о каком замечательном произведении идет речь?

- кто из поэтов 19 века отразил историческое событие 1812 года в художественной литературе?


- попытайтесь определите тему урока.

- «Бородино». Какие мысли у вас возникают, когда слышите это слово?




- речь идет о стихотворении «Бородино»


стихотворение «Бородино» написал

- М.Ю. Лермонтов.


- Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»
- Это место под Москвой, где произошло решающее сражение между русскими и французами 26 сентября 1812 года.




Познавательные ( обобщение)
коммуникативные

( высказывания дете
личностные

( мотивация к новому учебному материалу)













2.Определение цели сегодняшнего урока

- Итак, вы назвали стихотворение, назвали автора этого прекрасного стихотворения, попытайтесь сформулировать цель нашего урока самостоятельно.


- М.Ю Лермонтов написал это стихотворение в 1837 году, т. к. в 1837 году отмечалась 25, юбилейная годовщина Бородинского сражения.

- проанализировать стихотворение «Бородино»



3. Определение задач урока


-для достижения цели нужно обозначить задачи. Давайте спланируем нашу работу.

- Я думаю, что сформулировать задачи не так сложно будет, т. к. вы анализировали уже не одно стихотворение 19 века . Итак, первая задача.


1. узнать историю создания стихотворения «Бородино»

2. прочитать стихотворения.

3. определить тему

4. определить композицию стихотворения.

5.рассказать о героях стихотворения.

6. найти эпитеты, метафоры, сравнения.

7. выяснить идею стихотворения.

Регулятивные

(принятие цели)














-вы проговорили задачи, которые записаны в виде плана на доске.

Прочитайте его.


План.

1.история создания стихотворения.

2. чтение стихотворения наизусть.

3. тема

4. композиция стихотворения

5. герои стихотворения.

6. средства выразительности.

7. идея.



Регулятивные.

(планированеи действий)




3. Открытие новых знаний

слайды с 4 по 9

- я уверена анализ стихотворения будет полным, если мы выполним все задачи.

- какую первую задачу нужно решить, чтобы достичь цели?
- об истории создания стихотворения расскажет Тарасова Алена.

(приложение 1) во время рассказа обращайте внимание на слайды, которые отражают события войны 1812 года
- Взаимооценивание.

Спасибо, Алена. Оцените, ребята, ответ.

Алена, а ты бы себе какую оценку поставила? Я абсолютно согласна с вашим решением, Алена запомнила все сложные выражения текста, поэтому высказывание получилось грамотным.
История героического сражения под Бородино войны 1812 года и легла в основу стихотворения «Бородино».
-Откройте учебники на стр.145 и посмотрите на слайд, перед вами портрет поэта. Вы видите лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушел из жизни – погиб на дуэли.

Творчество поэта – одна из ярких страниц русской поэзии. Обратите внимание на выставку книг М.Ю. Лермонтова. Эти книги вы можете взять в школьной библиотеке и познакомиться с произведениями поэта. В поэтическом мастерстве М.Ю.Лермонтова мы убедимся и на сегодняшнем уроке, решая вторую задачу. Слушайте стихотворение внимательно, прислушайтесь: какие чувства ваше сердце будет испытывать во время чтения.

(чтение стихотворения ).

- спасибо,. Оцените чтение Никиты и Алены. Подарите ему оценку и прокомментируйте свой выбор.

  • Я абсолютно согласна с вашим выбором оценки. Миша, если очень коротко, отлично.


- познакомиться с историей создания стихотворения.

-ответы детей

четко, громко, понятно.

- Читает Никита и Алена

- выразительно, без заминок, с чувством, эмоционально.






- понравилось ли вам это стихотворение?
- какие чувства стихотворение у вас вызвало?

-что такое тема произведения?

- чтобы изучить стихотворение, нужно обязательно определить его тему.

- какова тема стихотворения?

-понравилось,

я испытал чувство гордости за русских солдат

-чувство страха, потому что битва была очень страшная, много солдат погибло.


- в этом стихотворении говорится о Бородинском сражении 1812 года, о героической битве русских солдат с армией Наполеона.







- что такое композиция?


- в чем особенность построения стихотворения? Молодцы, вы вспомнили, что стихотворение разделено на группы строк, объединенных поэтической мыслью, с определенным ритмом и с определенным порядком рифм. Хочу заметить вам, ребята, что такая строфа встречается не часто, она специально разработана была М.Ю. Лермонтовым для стихотворения «Бородино».
- сколько всего строф в стихотворении?

- обратите внимание на иллюстрацию и скажите, кто герои стихотворения?
- сколько строф отведено монологу молодого солдата?

- прочитайте вслух выразительно первую строфу (это речь молодого солдата).

- какие предложения использует автор в первой строфе и почему?


- сколько строф отведено бывалому солдату, который рассказывает о битве, о товарищах, о полководцах.
-Старый солдат правдиво, все без утайки рассказывает о битве, о товарищах, о командирах своим молодым сослуживцам.


- построение художественного текста.

-стихотворение разделено на строфы.


Их 14


молодой и старый солдат.

1 строфа речь молодого солдата.
- вопросительные, т. к. молодой хочет узнать, почему же Москва была оставлена?

- восклицательные предложения использует поэт для того, чтобы показать нам, читателям, что молодые знают о героической битве и гордятся, восхищаются мужеством войнов.

- 13 строф монолог старого солдата о битве под «Бородино»




Доска

- для того чтобы анализ стихотворения был полным нужно решить следующую задачу, обсудить героев стихотворения. Предлагаю вам поработать в группе.

На доске записан план, прочитайте его. По этому плану составьте устное высказывание о героях битвы, пользуясь опорным материалом.

Составляя рассказ, попытайтесь свои мысли доказать словами текста

.Подумайте, кто из группы будет отвечать .

План

-кто герои стихотворения?

-какие чувства владеют солдатами во время боя?
-чем объясняется победа русских?




-Герои лермонтовского

стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами. Это простые солдаты, которыми руководили талантливые полководцы, командиры, офицеры.: “…могучее, лихое племя, богатыри…”
Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: “Есть разгуляться где на воле!”
Солдаты горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!”

Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: “Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус”.

Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой”.

Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: “И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!”







- оценивание. Вы достаточно полно высказали свое мнение, дали оценку поведения солдат, назвали черты национального характера героев в стихотворении. Но я хочу , чтобы вы дома познакомились с полным ответом на данный вопрос.
- ребята, вот мы говорим бывалый солдат, а какой это солдат?

-Знаете, мальчики, в 19 веке молодые солдаты служили в царской армии 25 лет. Это легко проверить, вспомним математику. Стихотворение написано в 1837 году, а бывалый солдат участвовал в Бородинском сражении 1812 года. Сколько же лет он отслужил?
- речь бывалого солдата простодушна, благородна, сдержана и полна поэзии, недаром стихотворение насыщено разными средства художественной выразительности.

Назовите известные вам


- найдите сравнения

- зачем поэт использует сравнения?


-найдите эпитеты, для чего их автор использует?


-


- многое повидал в жизни, многое пережил, испытал. Он мудрый, умный,
25

-эпитеты
-сравнения
- метафоры
- олицетворение


-умремте, как наши братья умирали ( строфа 9)
-французы двинулись, как тучи 10
-знамена, как тени 11
земля тряслась, как груди 13

-чтобы усилить значение первого предмета

ф. напрмер французоы было очень много, как тучи


-синие верхушки леса (4 строфа)

зимние квартиры (3 строфа)



















- метафора

- ломить стеною ( дружно, друг за друга идти в бой)

5 строфа
- постоим головою ( не жалеют дизни солдаты) 5 строфа







- и вот мы подошли к решению последней задачи. Чтобы достичь цели урока, на мой взгляд, в стихотворении обязательно нужно определить идею. Что такое идея художественного текста?

Так ради М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Бородино»?



- чтобы молодое поколение гордилось предками, уважало их подвиг, чтобы молодые солдаты хотели быть такими же смелыми . Как старые бывалые солдаты




Рефлексия

Домашнее задание.

- обратимся к поставленным задачам в начале урока.
- все ли они решены?
- над чем предстоит работать на уроках литературы?


оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки по указанным в ней критериям, а также нарисуйте свое настроение с помощью солнышка, с помощью лучиков оцените свою работу:
1.история создания стихотворения.

2. чтение стихотворения наизусть.

3. тема стихотворения

4. композиция стихотворения

5. герои стихотворения.

6. средства выразительности.

7. идея стихотворения.



  • как вы думаете урок поставленной цели достиг? Изучили ли мы стихотворение «Бородино»




  • с учетом того, как вы себя оценили, и я могу не сомневаться в выборе оценки 555.


- я, ребята, вам советую рассказать сегодня о своем успехе на уроке литературы родителям. Я уверена, что они, если бы присутствовали на уроке, гордились бы вами.
1. выучить стихотворение Алене и Никите.

На выбор:

2. нарисовать в тетради иллюстрацию к понравившемуся эпизоду стихотворения

3. написать ответ на вопрос: какие чувства я испытывал при чтении стихотворения и почему.



Учиться уметь находить средства художественной выразительности.

Строить полные ответы





















Рассказ о героях стихотворения.




Герои лермонтовского стихотворения.............. люди, победившие в войне с..........................
Это …............солдаты, которыми руководят …......................полководцы.
Могучее................................. .
Русские солдаты...................любят свою …...................... . Этим объясняется их героизм,.......................и …................... .
Уж постоим мы..............................за................................. свою.
Русский солдат умеет хранить …................., он рассудителен и мудр.
Но тих был наш.................. …..................... ….............................. .
Русские солдаты благодарны............................ за науку.
Полковник наш рожден был …........................
Русские солдаты победили, потому что были …....... и смелые и дали.......................Родине .

И клятву верности................................................................


Полный ответ на вопрос.
Герои лермонтовского стихотворения русские люди, победившие в войне с Наполеоном.

Это простые солдаты, которыми руководят талантливые и умные полководцы.
Могучее, лихое племя. Богатыри.
Русские солдаты горячо любят свою Родину . Этим объясняется их героизм, мужество и преданность.
Уж постоим мы головою

За родину свою.
Русский солдат умеет хранить спокойствие и хладнокровие, он рассудителен и мудр.
Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.
Русские солдаты благодарны командирам, офицерам, полковникам за науку.
Полковник наш рожден был хватом;

слуга царю, отец солдатам.
Русские солдаты победили, потому что были мужественные и смелые и дали присягу Родине .

И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой.

Самооценка
+ отлично --- хорошо --- есть вопросы
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки по указанным в ней критериям, а также нарисуйте свое настроение с помощью солнышка, с помощью лучиков оцените свою работу:
1.история создания стихотворения.

2. чтение стихотворения наизусть.

3. тема стихотворения

4. композиция стихотворения

5. герои стихотворения.

6. средства выразительности.

7. идея стихотворения.

Самооценка
+ отлично --- хорошо --- есть вопросы
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки по указанным в ней критериям, а также нарисуйте свое настроение с помощью солнышка, с помощью лучиков оцените свою работу:
1.история создания стихотворения.

2. чтение стихотворения наизусть.

3. тема стихотворения

4. композиция стихотворения

5. герои стихотворения.

6. средства выразительности.

7. идея стихотворения.
Самооценка

+ отлично --- хорошо --- есть вопросы
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки по указанным в ней критериям, а также нарисуйте свое настроение с помощью солнышка, с помощью лучиков оцените свою работу:
1.история создания стихотворения.

2. чтение стихотворения наизусть.

3. тема стихотворения

4. композиция стихотворения

5. герои стихотворения.

6. средства выразительности.

7. идея стихотворения.

Рассказ о герое стихотворения.

Лирический …..... похож на А.С....................... Наверное,

…......................герой много путешествует. И в дороге всегда о чем — то............... .

….................... герой испытывает во время поедки чувства................ и …......................., потому что ночь, темно и он.................... . ему тоскливо и от того, что песня ямщика...................... Дорога …....................т.к. Кругом снег, столбы.

В конце стихотворения …..................... герою немного веселее.т.к.он завтра …............................... . Но это будет не скоро, и поэтому …............. герой вновь....................и..............

Самооценка

+ отлично --- хорошо --- есть вопросы
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки по указанным в ней критериям, а также нарисуйте свое настроение с помощью солнышка, с помощью лучиков оцените свою работу:
1.умею находить слово, от которого зависит дополнение.

2. могу определить, что обозначает дополнение.

3. умею задавать вопросы к дополнению.

4. могу определить часть речи, которой выражено дополнение.

5. могу находить дополнения в предложении.

6. знаю, как подчеркивать дополнения.

Самооценка

+ отлично --- хорошо --- есть вопросы
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки по указанным в ней критериям, а также нарисуйте свое настроение с помощью солнышка, с помощью лучиков оцените свою работу:
1.умею находить слово, от которого зависит дополнение.

2. могу определить, что обозначает дополнение.

3. умею задавать вопросы к дополнению.

4. могу определить часть речи, которой выражено дополнение.

5. могу находить дополнения в предложении.

6. знаю, как подчеркивать дополнения.

Самооценка

+ отлично --- хорошо --- есть вопросы
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки по указанным в ней критериям, а также нарисуйте свое настроение с помощью солнышка, с помощью лучиков оцените свою работу:
1.умею находить слово, от которого зависит дополнение.

2. могу определить, что обозначает дополнение.

3. умею задавать вопросы к дополнению.

4. могу определить часть речи, которой выражено дополнение.

5. могу находить дополнения в предложении.

6. знаю, как подчеркивать дополнения.

М.Ю.Лермонтов очень любил Москву, потому что здесь родился и вырос. Любил Москву потому , что Москва столица Родины. С самых малых лет Михаилу прививали любовь к Отчизне. Самые яркие впечатления об Отечественной войне 1812 года, о Бородинском сражении Михаил Юрьевич получил из рассказов простых солдат в имении Тарханы — здесь, среди крепостных, были те, кто эту войну прочувствовал на себе и победил.

Бородино же расположено в 120-ти километрах от Москвы. Мы знаем, что 26 августа 1812 года здесь произошло кровопролитное сражение с армией Наполеона. Главнокомандующим в стане русских был назначен прославленный Кутузов.

Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды французской конницы. Семь раз огнем и штыком русские воины отбрасывали врага. “За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!” - таков был приказ. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: “Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском.

М.Ю. Лермонтов всегда гордился Россией и русскими людьми и свои чувства, свое отношение к героям войны выразил в стихотворении «Бородино»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» iconПлан-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» iconКонспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение...
Урок разработан в рамках Интернет- фестиваля с использованием новых сервисов Веб- 0: Learning Apps org ( упражнения «Собери пазлы»,...
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» iconКонспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино»
«Бородино» и к героям – богатырям Отечественной войны 1812 года; раскрыть величие и красоту душевного порыва русских людей на примере;...
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» iconУрок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино»
Развитие умения быть внимательным к авторскому слову, выразительно читать поэтическое произведение, определять основную тему и идею...
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» iconКонспект урока для 6-го класса по теме: «Классификация растений»
После домашнего образования Лермонтов М. Ю. обучался в благородном пансионе при Московском университете. Там были написаны первые...
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» iconИсследовательская работа по русскому языку Тема: Выполнил ученик...
После домашнего образования Лермонтов М. Ю. обучался в благородном пансионе при Московском университете. Там были написаны первые...
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» iconУрок литературного чтения, 4 класс 13. 10. 2014 Тема : М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество
М. Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного...
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» icon5 кл М. Ю. Лермонтов. "Бородино" Цели
Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» iconУрок литературы в 5 классе. Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Образ защитника Родины
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» iconХабаровский учебный центр фпс
После домашнего образования Лермонтов М. Ю. обучался в благородном пансионе при Московском университете. Там были написаны первые...
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» iconТематический план № учеб занятия
После домашнего образования Лермонтов М. Ю. обучался в благородном пансионе при Московском университете. Там были написаны первые...
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» iconЗачетная работа по основному блоку «Учебное проектирование» Направление
После домашнего образования Лермонтов М. Ю. обучался в благородном пансионе при Московском университете. Там были написаны первые...
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Ю. Лермонтов «Бородино», «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес», «Ашик-Кериб»
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» iconКонспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М....
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» iconВведение настоящие методические рекомендации предназначены для оказания...
После домашнего образования Лермонтов М. Ю. обучался в благородном пансионе при Московском университете. Там были написаны первые...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск