Скачать 79.96 Kb.
|
Тема урока. «Образ Петербурга в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя». Цели урока: -понять, как решается петербургская тема в произведениях Пушкина и Гоголя -формировать умение глубокого анализа текста; -вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока; -развивать творческие способности, монологическую речь. -вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя; -формировать нравственные ценности личности. 1.Вступление учителя. Немного в мире городов, которые имели бы мистическую судьбу и тайну и о которых бы говорили, что они имеют душу. Непостижимая и загадочная душа Петербурга привлекала к себе многих писателей. Нет города, который бы играл в истории и культуре страны такую роль, как Петербург - для России. "Петербургский" период русской истории... "Петербургская" тема в живописи, литературе... Этот город много значил в личной и творческой судьбе большинства русских писателей, ученых, художников, музыкантов... ...Улицы Петербурга - это музей под открытым небом. Музей истории, музей архитектуры, литературный музей. 2. слайд 1. Стих. Маршака. 3. слайд 2. Тема урока. «Образ Петербурга в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя». 4.слайд 4. Постановка целей. Проблемный вопрос. Можно ли сказать, что Пушкин и Гоголь в своих произведениях признаются в любви Петербургу? 5. слайды 6-11. Презентация «Петербург Пушкина». Приготовила ученица. Задание классу. Особенности лексики, средства выразительности. Каким предстаёт Петербург Пушкина? Эпитеты выражают гармоничность, пышность и яркость, с преобладанием светлых тонов. Лексика, принадлежащая высокому стилю, создаёт торжественный, возвышенный, прекрасный, величественный образ Петербурга: творенье, державное теченье, лампада, громады и так далее. “город пышный”, “ юный град”, “полнощных стран краса и диво”, “град Петров”, “в гранит оделася Нева”, “мосты повисли над водами”, “тёмно-зелёными садами …покрылись острова”, “Невы державное теченье». 6.Любит ли Пушкин Петербург? 7.слайд 12. Сравнить картины А. Бенуа с произведением Пушкина. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвый город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника. Петербург у А. Бенуа – это город, несущий смерть. 8. слайд 13. Зачитать. Какие противоречия показывает Пушкин? Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город – источник творчества, но развенчивает «державный град» - символ власти, приносящий беды людям. Противоречия между человеком и властью не могут разрешиться или исчезнуть: человек и власть всегда связаны между собой. 9. Слайд14. Петербург Гоголя. Пушкин открыл для русской литературы тему Петербурга, разработал и развил её именно Гоголь. Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе: «Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». 10.слайд15. В каком произведении Гоголя впервые появляется образ Петербурга? Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головой труб и крыш. С изумлением оглядывался кузнец на все стороны. Ему казалось, что все дома устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели. Господ в крытых сукном шубах он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мой, сколько тут панства! — подумал кузнец. Внимательно прочитайте текст, какие слова вы считаете главными при изображении города и почему? Глаголы, город – ад. 11.Вспомним комедию «Ревизор». Каково же изображение Петербурга? Это Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал, и его преувеличения достигают поистине невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа, семисотрублевый арбуз. В общем, Петербург в мечтах Хлестакова - это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают. 12.Наиболее ярко Петербург представлен в «Петербургских повестях». слайд 16. Повесть «Невский проспект» Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Что слышится в словах Гоголя? 13.Кем представлен Невский проспект? Как изображается? Зачитать. Тысячи сортов шляпок, платьев, платков, — пестрых, легких, к которым иногда в течение целых двух дней сохраняется привязанность их владетельниц, ослепят хоть кого на Невском проспекте. Кажется, как будто целое море мотыльков поднялось вдруг со стеблей и волнуется блестящею тучею над черными жуками мужеского пола. Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми, вы почтительно отойдете к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем; сердцем вашим овладеет робость и страх, чтобы как-нибудь от неосторожного даже дыхания вашего не переломилось прелестнейшее произведение природы и искусства. А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть! Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! В это благословенное время от двух до трех часов пополудни, которое может назваться движущеюся столицею Невского проспекта, происходит главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим добром, другой — греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая — пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый — перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая — ножку в очаровательном башмачке, седьмой — галстук, возбуждающий удивление, осьмой — усы, повергающие в изумление. Но бьет три часа, и выставка оканчивается, толпа редеет... В три часа — новая перемена. На Невском проспекте вдруг настает весна: он покрывается весь чиновниками в зеленых вицмундирах. Голодные титулярные, надворные и прочие советники стараются всеми силами ускорить свой ход. Молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари спешат еще воспользоваться временем и пройтиться по Невскому проспекту с осанкою, показывающею, что они вовсе не сидели шесть часов в присутствии. 14.Деталь Пушкина и Гоголя. Слайд17. Отличается ли пушкинская детализация от гоголевской? Чем? Какую функцию играет она в «Медном Всаднике»? (У Пушкина детализация используется с противоположной Гоголю задачей: гармонизация жизни, показ гибкости жизни и конечного её торжества.) Невский проспект объединяет людей или нет? 15.Какую пушкинскую тему Гоголь продолжает в повести? Параллель между Евгением и Пискарёвым. Ситуация, мечты о счастье, его возможность. Что противопоставляется Невскому проспекту? (Закоулки, где живут незнакомка и художник.) У Пушкина имеет ли герой право на своё маленькое счастье? (Да, и идёт искать этого права у царя. Правда Евгения приравнивается к правде Петра, личное и государственное — равнозначимы.) В какой области, реальной или нереальной, находится счастье для Пискарёва? (В нереальной.) Возможно ли его счастье в этом городе? (Нет, потому что всё в этом городе — обман, город страшен, мир города ненормален, и нормальный человек не может жить в ненормальном мире города, как только поэт попадает из мечты в реальность, он погибает.) 16.слайд 18. Какие строки показывают истинное лицо города? «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Но и кроме фонаря, все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.» Какие слова ключевые? Подберите синонимы к слову демон. Является ли это повесть признанием в любви к Петербургу? 17. «Шинель» Какую тему продолжает? Кем представлен? Акакий Акакивич – кластер. Почему подобрали именно эти слова? Сниженный образ. Вырин теряет дочь, Евгений –возлюбленную, Башмачкин вещь. 18. слайд18. Лучше всего, чтобы он обратился к одному значительному лицу , что значительное лицо , спишась и сносясь с кем следует, может заставить успешнее идти дело. Нечего делать, Акакий Акакиевич решился итти к значительному лицу . Какая именно и в чем состояла должность значительного лица , это осталось до сих пор неизвестным. Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом. Сколь раз употребляется словосочетание «значительное лицо»? Почему? 19. слайд20-21 .Работа с иллюстрациями. 20.Почему умер Башмачкин? Протест Башмачкина после смерти. Ваше мнение? Протест, личность, нашёл своё лицо, а может при попытки найти своё лицо поддался городу, и бессмертная душа охвачена жаждой мести? 21. Повесть «Нос». Дать определение абсурд, гротеск. 22.Кто такой Ковалев? Кластер. 23. Беседа. С какой целью Ковалев приехал в Петербург? Каков портрет Ковалева? Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым? Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором? Как реагируют окружающие на беду, приключившуюся с Ковалёвым? Нос М. К. исчезает 25 марта — в Благовещение, в пятницу (день распятия). чиновник из редакции газеты частный пристав квартальный надзиратель доктор К кому первому обратился Ковалёв по поводу пропажи носа? Почему не к доктору? Зачем, как вам кажется, так много людей втянуто в эту историю? Расскажите об объявлениях в газете. В чём их абсурдность? Зачем, как вам кажется, Гоголь отвлекается от основного сюжета и подробно излагает содержание этих объявлений? 24. слайд22.Вспомните фразеологизмы со словом нос. Объясните. Как ведёт себя после появления носа? Каким предстаёт перед читателями город в «Петербургских повестях» Гоголя? 25.Составьте синквейны: Петербург Пушкина, Петербург Гоголя. Вопросы по синквейнам. Д.З.Эссе. Каким я вижу знакомый город. |
Тема «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина Вступление: Тема «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя | Отзыв на реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»), написанный Ларионовой Дарьей Олеговной, ученицей 10... | ||
Тема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. Маленький человек представитель всего народа. И каждый... | Тема реферата «Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского» | ||
Тема: «История пугачевского бунта в произведениях А. С. Пушкина» Республика Татарстан, г. Тетюши, моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1» | Урок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях... Пушкина, Гоголя, Бальзака, учащиеся должны осознать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес... | ||
Реферат Н. В. Гоголь и М. А. Булгаков: Разные грани общей судьбы.... М. А. Булгаков настойчиво в течение всей своей жизни обращался к личности Н. В. Гоголя и его произведениям; как связаны между собой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема семьи в произведениях Н. В. Гоголя : беседа о книгах / сост. О. В. Петриченко; ред. В. И. Крамарева; Центральная городская библиотека;... | ||
Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема... «Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 | Реферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина» Вступление | ||
Викторина по литературе 9 класс Какой эпиграф предшествует: «Капитанской... «Капитанской дочке» А. Пушкина («Береги честь смолоду…») «Ревизору» Н. Гоголя («Неча на зеркало пенять, коли рожа крива…») | Общественный смотр знаний А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» | ||
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя» Целью моего реферата является исследование многоплановости текста и создаваемых образов особенности поэмы, которая придаёт ей вневременную... | Конспект урока по литературе «Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя» (10 класс) Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя... | ||
Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» России, связанных с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя | Урок литературы в 9 классе по творчеству Н. В. Гоголя. Тема: «Тема... «Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему, которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить,... |