Тема в произведениях Пушкина и Гоголя





Скачать 79.96 Kb.
НазваниеТема в произведениях Пушкина и Гоголя
Дата публикации30.09.2013
Размер79.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока. «Образ Петербурга в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя».

Цели урока:

-понять, как решается петербургская тема в произведениях Пушкина и

Гоголя

-формировать умение глубокого анализа текста;

-вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;

-развивать творческие способности, монологическую речь.

-вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;

-формировать нравственные ценности личности.

1.Вступление учителя.

Немного в мире городов, которые имели бы мистическую судьбу и тайну и о которых бы говорили, что они имеют душу. Непостижимая и загадочная душа Петербурга привлекала к себе многих писателей. Нет города, который бы играл в истории и культуре страны такую роль, как Петербург - для России. "Петербургский" период русской истории... "Петербургская" тема в живописи, литературе... Этот город много значил в личной и творческой судьбе большинства русских писателей, ученых, художников, музыкантов... 
...Улицы Петербурга - это музей под открытым небом. Музей истории, музей архитектуры, литературный музей.
2. слайд 1.

Стих. Маршака.

3. слайд 2.

Тема урока. «Образ Петербурга в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя».

4.слайд 4.

Постановка целей. Проблемный вопрос. Можно ли сказать, что Пушкин и Гоголь в своих произведениях признаются в любви Петербургу?

5. слайды 6-11.

Презентация «Петербург Пушкина». Приготовила ученица.

Задание классу.

Особенности лексики, средства выразительности. Каким предстаёт Петербург Пушкина?

Эпитеты выражают гармоничность, пышность и яркость, с преобладанием светлых тонов. Лексика, принадлежащая высокому стилю, создаёт торжественный, возвышенный, прекрасный, величественный образ Петербурга: творенье, державное теченье, лампада, громады и так далее. “город пышный”, “ юный град”, “полнощных стран краса и диво”, “град Петров”, “в гранит оделася Нева”, “мосты повисли над водами”, “тёмно-зелёными садами …покрылись острова”, “Невы державное теченье».

6.Любит ли Пушкин Петербург?

7.слайд 12.

Сравнить картины А. Бенуа с произведением Пушкина. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвый город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника. Петербург у А. Бенуа – это город, несущий смерть.

8. слайд 13.

Зачитать. Какие противоречия показывает Пушкин?

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город – источник творчества, но развенчивает «державный град» - символ власти, приносящий беды людям.

Противоречия между человеком и властью не могут разрешиться или исчезнуть: человек и власть всегда связаны между собой.

9. Слайд14.

Петербург Гоголя.

Пушкин открыл для русской литературы тему Петербурга, разработал и развил её именно Гоголь.

Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе: «Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их».

10.слайд15.

В каком произведении Гоголя впервые появляется образ Петербурга?

Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головой труб и крыш. С изумлением оглядывался кузнец на все стороны. Ему казалось, что все дома устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели. Господ в крытых сукном шубах он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мой, сколько тут панства! — подумал кузнец. 

Внимательно прочитайте текст, какие слова вы считаете главными при изображении города и почему?

Глаголы, город – ад.

11.Вспомним комедию «Ревизор». Каково же изображение Петербурга?

Это Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Если сначала он просто присваивает себе чин повыше, то в конце его рассказа он уже практически фельдмаршал, и его преувеличения достигают поистине невероятных масштабов: суп, приехавший на пароходе из Парижа, семисотрублевый арбуз. В общем, Петербург в мечтах Хлестакова - это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают.

12.Наиболее ярко Петербург представлен в «Петербургских повестях».

слайд 16.

Повесть «Невский проспект» Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. 

Что слышится в словах Гоголя?

13.Кем представлен Невский проспект?

Как изображается? Зачитать.

Тысячи сортов шляпок, платьев, платков, — пестрых, легких, к которым иногда в течение целых двух дней сохраняется привязанность их владетельниц, ослепят хоть кого на Невском проспекте. Кажется, как будто целое море мотыльков поднялось вдруг со стеблей и волнуется блестящею тучею над черными жуками мужеского пола. Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки, встретясь с которыми, вы почтительно отойдете к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем; сердцем вашим овладеет робость и страх, чтобы как-нибудь от неосторожного даже дыхания вашего не переломилось прелестнейшее произведение природы и искусства. А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть!

Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы!

В это благословенное время от двух до трех часов пополудни, которое может назваться движущеюся столицею Невского проспекта, происходит главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим добром, другой — греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая — пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый — перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая — ножку в очаровательном башмачке, седьмой — галстук, возбуждающий удивление, осьмой — усы, повергающие в изумление. Но бьет три часа, и выставка оканчивается, толпа редеет... В три часа — новая перемена. На Невском проспекте вдруг настает весна: он покрывается весь чиновниками в зеленых вицмундирах. Голодные титулярные, надворные и прочие советники стараются всеми силами ускорить свой ход. Молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари спешат еще воспользоваться временем и пройтиться по Невскому проспекту с осанкою, показывающею, что они вовсе не сидели шесть часов в присутствии.

14.Деталь Пушкина и Гоголя.

Слайд17.

Отличается ли пушкинская детализация от гоголевской? Чем? Какую функцию играет она в «Медном Всаднике»? (У Пушкина детализация используется с противоположной Гоголю задачей: гармонизация жизни, показ гибкости жизни и конечного её торжества.)

Невский проспект объединяет людей или нет?

15.Какую пушкинскую тему Гоголь продолжает в повести?

Параллель между Евгением и Пискарёвым.

Ситуация, мечты о счастье, его возможность.

Что противопоставляется Невскому проспекту? (Закоулки, где живут незнакомка и художник.)

У Пушкина имеет ли герой право на своё маленькое счастье? (Да, и идёт искать этого права у царя. Правда Евгения приравнивается к правде Петра, личное и государственное — равнозначимы.)

В какой области, реальной или нереальной, находится счастье для Пискарёва? (В нереальной.)

Возможно ли его счастье в этом городе? (Нет, потому что всё в этом городе — обман, город страшен, мир города ненормален, и нормальный человек не может жить в ненормальном мире города, как только поэт попадает из мечты в реальность, он погибает.)

16.слайд 18. Какие строки показывают истинное лицо города?

 «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!

 Но и кроме фонаря, все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.»
Какие слова ключевые? Подберите синонимы к слову демон.

Является ли это повесть признанием в любви к Петербургу?

17. «Шинель» Какую тему продолжает? Кем представлен?

Акакий Акакивич – кластер. Почему подобрали именно эти слова? Сниженный образ. Вырин теряет дочь, Евгений –возлюбленную, Башмачкин вещь.

18. слайд18.

Лучше всего, чтобы он обратился к одному значительному лицу , что значительное лицо , спишась и сносясь с кем следует, может заставить успешнее идти дело. Нечего делать, Акакий Акакиевич решился итти к значительному лицу . Какая именно и в чем состояла должность значительного лица , это осталось до сих пор неизвестным. Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом.

Сколь раз употребляется словосочетание «значительное лицо»? Почему?

19. слайд20-21

.Работа с иллюстрациями.

20.Почему умер Башмачкин?

Протест Башмачкина после смерти. Ваше мнение?

Протест, личность, нашёл своё лицо, а может при попытки найти своё лицо поддался городу, и бессмертная душа охвачена жаждой мести?

21. Повесть «Нос». Дать определение абсурд, гротеск.

22.Кто такой Ковалев? Кластер.

23. Беседа. С какой целью Ковалев приехал в Петербург?

Каков портрет Ковалева?

Зачем Ковалев каждый день прохаживался по Невскому проспекту и наносил визиты своим знакомым?

Почему, будучи коллежским асессором, он называет себя майором?

Как реагируют окружающие на беду, приключившуюся с Ковалёвым? Нос М. К. исчезает 25 марта — в Благовещение, в пятницу (день распятия). 

чиновник из редакции газеты

частный пристав

квартальный надзиратель

доктор

К кому первому обратился Ковалёв по поводу пропажи носа? Почему не к доктору?

Зачем, как вам кажется, так много людей втянуто в эту историю?

Расскажите об объявлениях в газете.

В чём их абсурдность?

Зачем, как вам кажется, Гоголь отвлекается от основного сюжета и подробно излагает содержание этих объявлений?

24. слайд22.Вспомните фразеологизмы со словом нос. Объясните.

Как ведёт себя после появления носа?

Каким предстаёт перед читателями город в «Петербургских повестях» Гоголя?

25.Составьте синквейны: Петербург Пушкина, Петербург Гоголя.

Вопросы по синквейнам.

Д.З.Эссе. Каким я вижу знакомый город.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconТема «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина
Вступление: Тема «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя
Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconОтзыв на реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя»
«Россия в произведениях Н. В. Гоголя» (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»), написанный Ларионовой Дарьей Олеговной, ученицей 10...
Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconТема маленького человека в произведениях а. С. Пушкина и н. В. Гоголя
Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. Маленький человек представитель всего народа. И каждый...
Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconТема реферата
«Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского»
Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconТема: «История пугачевского бунта в произведениях А. С. Пушкина»
Республика Татарстан, г. Тетюши, моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconУрок внеклассного чтения «Губительная сила власти денег в произведениях...
Пушкина, Гоголя, Бальзака, учащиеся должны осознать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес...
Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconРеферат Н. В. Гоголь и М. А. Булгаков: Разные грани общей судьбы....
М. А. Булгаков настойчиво в течение всей своей жизни обращался к личности Н. В. Гоголя и его произведениям; как связаны между собой...
Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема семьи в произведениях Н. В. Гоголя : беседа о книгах / сост. О. В. Петриченко; ред. В. И. Крамарева; Центральная городская библиотека;...
Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconРеферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина»
Вступление
Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconВикторина по литературе 9 класс Какой эпиграф предшествует: «Капитанской...
«Капитанской дочке» А. Пушкина («Береги честь смолоду…») «Ревизору» Н. Гоголя («Неча на зеркало пенять, коли рожа крива…»)
Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconОбщественный смотр знаний
А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя»
Целью моего реферата является исследование многоплановости текста и создаваемых образов особенности поэмы, которая придаёт ей вневременную...
Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconКонспект урока по литературе «Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя» (10 класс)
Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе начинается с 5 класса, в 10-м классе мы будем изучать литературное наследие Н. В. Гоголя...
Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconУрок-игра «Путешествие по литературным местам России»
России, связанных с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя
Тема в произведениях Пушкина и Гоголя iconУрок литературы в 9 классе по творчеству Н. В. Гоголя. Тема: «Тема...
«Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему, которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск