Урок-игра «Путешествие по литературным местам России»





Скачать 53.77 Kb.
НазваниеУрок-игра «Путешествие по литературным местам России»
Дата публикации13.09.2014
Размер53.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Панина Наталья Валентиновна,
учитель русского языка и литературы,
средняя школа №15

Урок-игра
«Путешествие по литературным местам России».

7 класс.

Цели урока.

Обучающая:

  • получить представление о знаменитых литературных усадьбах России, связанных с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.

Развивающие:

  • расширение литературного кругозора;

  • развитие речи (обучение выразительному чтению стихотворения, формирование умения задавать вопросы по предложенному материалу);

  • формирование навыков самостоятельной работы и получение опыта публичного выступления.

Воспитывающая:

  • воспитание бережного отношения к культурному наследию.

Оборудование урока:

  • Карта России,

  • Путеводитель по литературным местам,

  • Книжная выставка,

  • Иллюстративный материал,

  • Портреты писателей,

  • Сувениры.

Примечание.

Возможны разные варианты подготовки к уроку:

  1. Индивидуальные задания получают несколько учеников, тогда для большинства ребят будет урок-сюрприз;

  2. При соответствующем техническом оснащении кабинета можно поделить класс на группы и организовать проектную деятельность учеников (в этом случае дети готовят небольшие презентации).

Далее приводится конспект урока-сюрприза.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

    1. С радостью сообщаю вам, ребята, что учиться мы сегодня не будем, а будем путешествовать. Отправимся мы с вами далеко, поэтому, чтобы не заблудиться, нам понадобятся карта и путеводитель. Им станет эта замечательная книга, название которой мы и запишем в тетрадь в качестве темы урока.

    2. Запись темы урока «Литературные места России».

    3. Вы видите, что книга большая, и, к сожалению, всюду мы побывать не сможем, поэтому ограничимся путешествием в те места, которые связаны с жизнью тех писателей, о творчестве которых мы уже говорили в этом году на уроках. Угадайте, кого я имею в виду. Их трое, их имена часто стоят рядом, они современники, с них начался «золотой век» русской литературы. Самого старшего называли «первым поэтом России»; второй стал известен благодаря смелым стихам, написанным на смерть первого; третий писал прозу, хотя начинал как поэт, но свою первую поэму сжег. И наконец, все они прожили жизнь яркую, но недолгую.

Дети угадывают имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя. На доске появляются портреты писателей.

    1. Хорошие путешественники всегда пишут путевые заметки, что мы и будем делать в тетради. Страничку делим на три колонки, записываем фамилии и станции назначения: Пушкин – Михайловское, Лермонтов – Тарханы, Гоголь – Абрамцево.

    2. Мы отправляемся с вами в музеи, значит, там обязательно работают экскурсоводы. Некоторые из вас получили индивидуальные домашние задания и приготовили для всех небольшие экскурсии. Мы с вами будем очень внимательны и в конце урока выберем лучшего сотрудника музея.



  1. Проверка индивидуальных домашних заданий.

    1. Конкурс экскурсоводов.

  • Сначала мы отправимся в село Михайловское Псковской области. Покажем на карте. Это 430 верст от Петербурга.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвения…

Село Михайловское прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал получил в дар от императрицы Елизаветы Петровны в середине 18 века. Это 20 гектаров земли да 400 душ крепостных. Дед поэта построил здесь дом, разбил парк. Сам Александр Сергеевич был здесь 5 раз. 4 его приезда были довольно краткими, а однажды, не по своей воле, он провел здесь в ссылке 2 года. Тогда же и полюбил Михайловское, стал считать его своим домом и даже купил здесь для себя место на кладбище.

Что же сейчас мы увидим в этой усадьбе?

Выступление первого ученика-экскурсовода.

  • Из Михайловского мы переезжаем в Тарханы. 1200 км от Петербурга (карта).

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится и встают

Вдали туманы над полями…

Имение Тарханы под Пензой бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева купила в конце 18 века. Здесь прошла первая половина жизни поэта, здесь пробудилось в нем чувство прекрасного, здесь он начал писать стихи.

Как же выглядит лермонтовский музей-заповедник в наши дни?

Выступление второго ученика-экскурсовода.

  • Из Пензы мы едем в Москву. 660 км от нашего города (карта).

Гоголю много довелось путешествовать и по Руси, и за ее границами. В родной усадьбе писателя Васильевке на Украине недавно был открыт музей, восстановлен дом, сад, пруды. А в России настоящего музея Гоголя пока нет, хотя жил он и в Москве, и в Петербурге. Есть несколько памятных мест, связанных с его жизнью, о которых мы сейчас и услышим.

Выступление третьего ученика-экскурсовода.

    1. Конкурс чтецов.

  • Поскольку мы с вами путешествуем по литературным местам, то, естественно, экскурсоводы обязательно читают в музеях отрывки из тех произведений, которые были здесь написаны.

Как уже было сказано, А. С. Пушкин написал в Михайловском более 100 произведений, но одним из самых известных считается лирический шедевр, посвященный А. П. Керн, соседке по имению, в которую поэт тогда был влюблен. В память о ней самая красивая аллея в Михайловском, по которой гуляли Анна Петровна и Александр Сергеевич, называется «аллеей Керн». А мы сейчас услышим «Я помню чудное мгновенье…»

Чтение стихотворения учеником.

  • Тарханы Лермонтов всегда считал колыбелью своего творчества. Во многих его произведениях звучат тарханские мотивы. Большинство исследователей считает, что в знаменитой лермонтовской «Родине», написанной незадолго до гибели поэта, тоже отразились тарханские впечатления. Послушаем его.

Чтение стихотворения учеником.

  • Гоголя все считали комиком , сатириком, сам он называл себя поэтом и свой главный труд – «Мертвые души» - назвал поэмой в прозе. «В сердце моем одна только прекрасная Русь», - писал Гоголь. Над поэмой писатель работал в Абрамцеве, в этом кабинете. Послушаем из нее отрывок.

Чтение отрывка учеником.

    1. Конкурс знатоков.

Каждый настоящий экскурсовод обязательно включает в свой рассказ некую изюминку. Пожалуй, ею может стать разговор об увлечениях тех людей, в гостях у которых мы сегодня находимся.

Сообщения учеников о Пушкине-библиофиле, Лермонтове-художнике, увлечении Гоголя рукоделием.

  1. Составление вопросов к экскурсии.

У нас уже 9 человек побывали на месте экскурсоводов. Предлагаю теперь всем попробовать себя в этой роли. Настоящий экскурсовод любит задавать вопросы и отвечать на них, а мы свои вопросы запишем в тетради (2-3 вопроса в каждую колонку).

  1. Беседа по вопросам.

  2. Сувениры.

Каждый путешественник из тех мест, в которых он побывал, стремится привезти какой-нибудь сувенир. Для всех сегодня приготовлены небольшие сувениры. На доске вы видите портреты писателей. Это одни из самых знаменитых портретов. А задумывались ли вы, где находятся их оригиналы? Теперь мы будем это знать.

Учитель вручает каждому ученику закладку (заранее сделанную на компьютере) с портретами писателей и указанием музеев, где они находятся. Для урока были использованы следующие портреты: О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. Москва, Государственная Третьяковская галерея, М. Ю. Лермонтов. Автопортрет. Москва, Государственный литературный музей, И. Моллер. Портрет Н. В. Гоголя. Украина, Музей Н. В. Гоголя в Васильевке.

  1. Подведение итогов конкурса экскурсоводов. Вручение призов победителям (командам).

  2. Домашнее задание.

Мы побывали с вами в трех интереснейших музеях России, каждый из вас выбрал для себя один, в который он бы хотел отправиться по-настоящему, продолжите колонку в тетради своим рассказом о выбранном вами памятном месте.

  1. Заключительное слово учителя.

Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, что оно было интересным и возвышающим душу. Совсем скоро заботиться о нашем культурном наследии предстоит вашему поколению, относитесь к нему бережно и с любовью.

Два чувства дивно близки нам:

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconПо литературным местам Новгородской земли

Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconУрок-игра «В мире замечательных людей»
Открытый интегрированный урок-путешествие по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconУрок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных...
Основная задача учителя – повышение в структуре мотивации учащихся удельного веса внутренней мотивации учения
Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconУрок путешествие «По знаменитым местам мира»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические...
Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconПлан проведения недели предметов естественно-математического цикла...
Урок-игра «Путешествие к звёздам» (обобщающий урок по теме «Решение уравнений» с использованием интерактивной доски)
Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разнообразие форм проведения уроков «Окружающего мира» способствует проявлению творчества учителя и учащихся: это и урок – игра,...
Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познавательно развлекательная урок-игра: «Путешествие по тв передачам, посвященное городу Томску»
Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconДиплом II место. Окружной конкурс методических разработок «Его величество урок!»
Городская интеллектуально -познавательная игра «Путешествие по родному краю», Поволжский государственный университет сервиса
Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconУрок: Экологические группы птиц по местам обитания
Птицы за счет получения новой информации. Сформировать знания об экологических группах птиц по местам обитания; особенностях строения...
Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconУрок-путешествие Цели: систематизировать и обобщить знания о материках по плану
...
Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconУрок- игра. Решение квадратных уравнений
Сегодня занятие будет необычным. Мы совершим увлекательное путешествие в поисках сокровищ. Но сначала надо проверить, готовы ли мы...
Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для этой цели были проведены занятие с детьми "Путешествие в страну правил дорожного движения", дидактическая игра " Волшебные огоньки",...
Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconУрок проводился по теме «Пешеходы»
«Пешеходы». Учащиеся повторяли и практически закрепляли правила передвижения пешеходов. Самый интересный урок прошёл в 4 классах....
Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconРазработка урока по информатике для 3 класса по теме: «Устройство компьютера»
Тема урока: Урок-игра «Путешествие в компьютерную долину. Архитектура программного компьютера»
Урок-игра «Путешествие по литературным местам России» iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск