МОУ Новокиевская СОШ
Разработка урока по информатике для 3 класса
по теме: «Устройство компьютера».
Учебное пособие « Информатика и ИКТ» У.П. Бененсон, А.Г. Паутова.
Учитель: Хоружая Ирина Евгеньевна.
2010 год Тема урока: Урок-игра «Путешествие в компьютерную долину. Архитектура программного компьютера».
Обобщающий урок по разделу «Устройство компьютера».
Цели урока:
1.Систематизировать знания о названии и назначении устройств компьютера;
2.Развивать аналитическое мышление, уметь выделять существенные признаки и свойства, уверенность в своих силах, коллективную деятельность и интерес к изучению предмета, мышление;
3. Воспитывать дисциплинированность, мотивы учения, положительное отношение к знаниям.
Оборудование: карточки-настроения, компьютеры, интерактивная доска.
Демонстрация: презентация на интерактивной доске, двоичное кодирование рисунков в формате Excel на каждом компьютере, электронная загадка на каждом компьютере, задания «чёрного ящика» и ребусы на интерактивной доске.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Длительность работы
| I.Организационный момент. 1.Работа с карточками – настроения.
(У каждого ученика есть карточки 3 цветов: жёлтая – хорошее настроение,
красная - сигнал тревоги, зелёная - плохое самочувствие).
Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
(Учитель наблюдает, с каким настроем дети пришли на урок). 2.Тема нашего сегодняшнего урока: «Архитектура программного компьютера».
Мы вспомним названия и назначение устройств компьютера; двоичное кодирование рисунков, расшифровку « чёрного ящика».
II. Обобщение и систематизация понятий.
Весь урок сопровождается компьютерной презентацией.
Ссылка: Презентация сохранена в формате PDF. Программа OpenOffice.org 3.1. тип файла "ODP" (.odp). ( Приложение №1 презентация – 1 слайд). 1.Второклассник Миша мечтает совершить путешествие в компьютерную долину «Компьютер-Лэнд». И мы отправимся сегодня в путешествие вместе с ним.
Чтобы без затруднений перемещаться по компьютерной стране, нам нужно определить маршрут.
Определим первый пункт, который мы посетим. Внимательно слушайте стихотворение-загадку и назовите устройство, о котором в нем говорится:
Будь предельно осторожен, Ведь со мной работать сложно. Нужно навыки иметь, Чтобы мною овладеть. Сколько символов и букв Убегает из - под рук, Лишь легонько прикоснешься, Посмотри на монитор, Хоть на букву ошибешься, И прервется разговор.
-Молодцы, первый пункт вы определили!
Что такое клавиатура?
2.Определите и второй по моим подсказкам:
- Куда поступает информация, вводимая с клавиатуры?
- Где находится устройство, о котором сказано в следующем стихотворении:
Я мудрее всех на свете, Знают это даже дети. Без моих советов важных И решений, столь отважных, Так скажу я вам, друзья, Обойтись никак нельзя. Всем я очень помогаю, Весь контроль осуществляю, Слово с делом совмещаю И разумно управляю.
-Что же это за устройство, которое «разумно управляет»?
-А как мы называем процессор? -Где находится процессор?
Молодцы, второй пункт – системный блок!
(Приложение №1 презентация – 2 слайд).
3.Посмотрите на карту, из пункта «Системный блок» ведут 2 дороги. Хотите узнать, куда мы сможем попасть, если поедем по ним?
Тогда нам нужно отгадать ребусы!
(Приложение №1 презентация – 3-4 слайды). - Что такое монитор?
(Приложение №1 презентация – 5-6 слайды). - Что такое принтер?
4.С картой мы определились! Теперь нужно подумать о транспорте!
(Приложение №1 презентация – 7 слайд).
Чтобы получить чудесный Мыше-мобиль, нужно вспомнить правила поведения в компьютерном классе! А чтобы его не потерять, правила нужно не забывать!
Назовите не меньше 5 правил поведения в кабинете информатики.
( Приложение №1 презентация – 8 слайд).
Путешествие
5.Пункт назначения № 1 – Клавиатура. Первоклассник Миша решил записать устройства компьютера, но допустил ошибки, давайте поможем ему их исправить.
(Приложение №1 презентация – 9 слайд).
Правописание.
клавеотура
паметь
працесор
манетор
плинтер
мыш компютор Проверяя каждое слово, учитель «выдвигает» правильно написанное слово из ошибочно написанного)
6.Молодцы! Но что-то мы засиделись на своих местах. Не пора ли нам размяться.
(Приложение №1 презентация – 10 слайд).
Физкультминутка.
Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места! Шаг на месте левой, правой, Раз и два, раз и два! Прямо спину вы держите, Раз и два! Раз и два! И под ноги не смотрите, Раз и два! Раз и два! Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Сели-встали, сели-встали. Ванькой - встанькой словно стали. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора!
III. Проверка умений учащихся самостоятельно применять полученные знания.
Ребята, сядьте, пожалуйста, за компьютеры.
Отправляемся дальше.
1.Пункт назначения № 2 – Системный блок. (Приложение №1 презентация – 11 слайд).
Всем известно, что компьютер обрабатывает информацию, представленную на «машинном» языке, то есть с помощью нулей и единиц.
В пункте «Системный блок» вам предстоит восстановить черно-белый рисунок.
( Приложение № 2)
Ссылка: Открыть на компьютере.
Этот рисунок разбит на квадраты, черный квадрат закодирован единицей, а белый – нулем. (Пояснения: чтобы закрасить клетку чёрным цветом нужно нажать 1 раз правой кнопкой и выбрать заливку чёрным цветом).
Молодцы!!!
(Приложение №1 презентация – 12 слайд).
Двигаемся дальше. Пункт назначения № 3 – Принтер.
(Приложение №1 презентация -13-14-15-16 слайды).
2.В этом пункте нелегкое, но очень интересное испытание. Вам предстоит разгадать шифровку черного ящика!
( Ребята уже знакомы с темой «Чёрный ящик» по прошлым урокам. Это как итоговое задание на повторение. Дети анализируют пару слов проза и роза. Делают самостоятельно вывод, чтобы получилось новое выходное слово, у следующих входных слов нужно убрать первую букву из каждого входного слова.)
3.Мы можем двигаться дальше, пункт назначения № 4 – Монитор.
Ребята, отгадайте загадку и напечатайте отгадку.
(Приложение №1 презентация – 17 слайд).
Напишу и сосчитаю, И ошибку укажу, Я и музыку сыграю, И картинку покажу… Я, хотя росточком мал, Но большой универсал!
( В случае правильной отгадки на мониторе появляется изображение компьютера и благодарность за работу.)
Приложение №3
Ссылка: Открыть форму на компьютере.
IV. Итог урока Итак, наше путешествие подошло к концу. Мише оно очень понравилось, а вам?
Ребята, что же такое компьютер?
Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему «Мой компьютер».
Ребята, поднимите, пожалуйста, карточки – настроения.
( Учитель сравнивает количество жёлтых карточек в конце урока с количеством жёлтых карточек в начале урока и делает для себя выводы)
Спасибо.
(Приложение №1 презентация – 18 слайд).
Сдайте ваши тетради на проверку.
Урок закончен, до свидания.
|
Дети поднимают карточку с соответствующим цветом.
Клавиатура
Клавиатура- устройство ввода.
процессор Процессор- это мозг компьютера.
процессор находиться в системном блоке Конечно Монитор
Монитор-устройство ввода Принтер
Принтер-устройство вывода информации.
Нельзя бегать в кабинете;
Посторонние предметы (вода, соки, еда запрещены на рабочих местах;
При возникновении проблем с компьютером не пытаться их устранить, а немедленно сообщать учителю.
Нельзя работать за компьютером с мокрыми или грязными руками;
Приступать к работе за компьютером только после разрешения учителя.
Клавиатура Память Процессор Монитор Принтер Мышь Компьютер Ребята пишут правильно слова в тетради.
Дети выполняют движения
Ребята садятся за компьютеры и восстанавливают чёрно – белый рисунок в программе Excel. Дети уже знакомы с выполнением этой работы. (Выполняются 4 варианта работы).
Записывают выходные слова:
Ум.
Тройка.
Ров.
Город.
Лён.
Лень.
Луг.
Компьютер
Компьютер – это машина для обработки информации, которая состоит из отдельных устройств, которые присоединяются к системной плате.
Поднимают карточки – настроения.
|
2 мин
2 мин
2 мин
2 мин
2 мин
4 мин
5 мин
3 мин
10 мин.
3 мин
2 мин
3 мин
| |