Зернова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов БОУ ВО «Грязовецкая (специальная) школа-интернат II вида
Конспект урока по чтению 3 класс и 4 спец. класс Тема: Э. Успенский. Рассказ «Чебурашка»
Чтение рассказа, ответы на вопросы. Краткий пересказ по вопросам.
2011 г.
Цель урока:
целостное восприятие рассказа, формирование умения пересказывать кратко. Задачи:
Образовательно-познавательные задачи:
-сформировать целостное представление о читаемом рассказе;
-развивать формирующиеся в ходе чтения умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
-развивать навыки беглого, осознанного, правильного чтения;
-развивать навык устной речи.
Воспитательные задачи:
-уметь выражать собственное понимание персонажей, их характеров;
-формировать интерес к чтению и творческой читательской деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи:
-обогащение словарного запаса школьников;
-преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;
-создание условий для речевого общения учащихся;
-развитие слухового восприятия путём различения на слух слов, фраз. Средства обучения:
детские эмоции, тексты в учебнике, рисунки детей, выставка книг писателя, портрет писателя, карта, словарные таблички, иллюстрация Винни Пуха и Карлсона, разрезные буквы, дифференцированные задания для групп.
Ход урока.
Организационный момент:
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем наш урок!
Рапорт дежурного ученика.
- работа за экраном:
Как ты слышишь,….?
- Как мы будем говорить на уроке?
Речевая зарядка: (чтение хором, парами, по одному)
АМ-АМ-АМ АТЬ-АТЬ-АТЬ
Я читаю сам. Я люблю читать.
Эмоциональный настрой. Работа с эмоциональными карточками.
Покажите, с каким настроением вы пришли на урок?
Прокомментируй своё настроение ……. 2. Объявление темы:
-Прочитайте хором план урока.
Сегодня на уроке мы будем……
План.
Отвечать на вопросы литературной викторины.
Проверять вечернее задание.
Работать с текстом. Составлять краткий пересказ по вопросам учителя.
Скажите название темы, которую мы изучаем на уроках чтения.
-Тема называется «И в шутку и всерьёз»
Литературная викторина.
Вспомните и назовите сказочных героев из нашей темы?
-Карлсон; - Винни Пух;
(Рома составляет слова из разрезных букв и прикрепляет имена к иллюстрациям героев)
-Проверим, что вы запомнили о них.
…., прочитай первый пункт плана
Викторина: (вопросы задаются за экраном не по порядку).
Где жил Карлсон?
Назови друзей Винни Пуха.
Назови любимое лакомство Карлсона.
Как звали лучшего друга Карлсона?
Назови любимое лакомство Винни Пуха.
-Какие эмоции вызвали у вас эти герои?
Итог.
….., скажи, что мы сейчас делали?
Проверка домашнего задания.
…, прочитай второй пункт плана.
-Что вам было задано вечером?
-Вечером нужно было прочитать рассказ, запомнить новые слова, нарисовать героя рассказа.
- С каким новым сказочным героем вы познакомились?
-Чебурашка. (Рома составляет из разрезных букв имя героя и прикрепляет к иллюстрации)
- Кто написал рассказ про Чебурашку?
-Эдуард Николаевич Успенский.
-Расскажите об этом авторе.
(Портрет и рассказ ученика о писателе)
Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 году в Московской области. Он был озорной мальчик, непослушный. Плохо учился и не хотел ходить в школу. Однажды он прыгнул и сломал ногу. Автор надолго попал в больницу. На удивлении всех, Эдик попросил учебники и стал заниматься. Хорошо закончив школу, поступил в авиационный институт. Стал работать инженером. Проработал 3 года, но понял, что это не его призвание. Эдуард Николаевич стал писать рассказы для детей. Он стал детским писателем. Э.Н. Успенский пишет и сейчас, работает на радио, ведёт передачи.
- С какими новыми словами и выражениями мы познакомились на прошлом уроке?
-Что значит «забавный» зверёк?
- Что значит магазин «уценённые товары»?
- Что значит «тропические леса»?
(дети объясняют значения новых выражений) - Ответьте на вопрос: 1. Кто такой Чебурашка?
2.Какая особенность была у этого зверька?
3. Покажите на карте место, где жил Чебурашка? - Кого вы нарисовали вечером? Покажите ваши рисунки. Анализ детских рисунков. Итог.
Работа с текстом. Составление краткого пересказа по вопросам.
-Прочитайте третий пункт плана.
- Найдите рассказ в учебнике. На какой странице наш рассказ?
-Найдите и зачитайте ответ на первый вопрос: Кто такой Чебурашка?
(Роме на индивидуальной карточке вставить пропущенные буквы в предложение)
- Прочитайте второй вопрос: Где жил герой?
Выберите правильный ответ из данных:
- на холодном севере;
- в тропическом лесу;
- на высоких горах;
Третий вопрос: Что больше всего из фруктов любил зверёк?
Яна, Кристина, Катя К. – возьмите бумагу и напишите ответ;
Катя М., Рома – найдите на иллюстрации фрукт и скажите, как он называется?
Четвёртый вопрос: Как Чебурашка попал в город?
Откройте страницу 137 , найдите отрывок: Однажды…
(чтение по одному предложения отрывка)
Работа в парах: Яна и Кристина – 1 пара;
Катя, Катя, Рома – 2 пара;
Задание на карточках: Дополни предложения словами из рассказа.
Чебурашка увидел ….. и забрался в них. Он съел …. и крепко уснул. Подошли рабочие и …. . Погрузили ящики на … и отправили в далёкое путешествие. Так ящики оказались во …… Когда открыли ящики, там уже не было апельсинов. На них смотрел ……
(1 пара – самостоятельно ищет и вставляет слова из текста; 2 пара – выбирает из данных ответов).
Итог. Проверка карточек и зачитывание ответов по парам.
- Прочитайте пятый вопрос: Кто назвал зверька Чебурашкой?
Выберите правильный ответ из данных:
-директор магазина;
- рабочие;
- дети;
Шестой вопрос: Какую работу нужно было выполнять Чебурашке в магазине?
-Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем читать по ролям. (распределение ролей, чтение отрывка по ролям). Ответьте мне на поставленный вопрос.
-Чебурашке нужно было стоять в витрине магазина и завлекать покупателей в магазин.
Седьмой вопрос: Где стал жить зверёк?
- Найдите и зачитайте ответ на вопрос. (Роме выбрать из картинок и подобрать карточку).
- Молодцы. Кто расскажет кратко рассказ по вопросам?
- Кто хочет дополнить рассказ товарища?
Итог. Что мы сейчас делали?
Завершающий этап урока.
-Какие эмоции у вас вызвал этот герой?
- Кто автор рассказа?
-Понравился ли вам урок?
- Какой этап урока запомнился больше всего?
- Покажите ваше настроение от урока. Оценивание детей.
-Если вы посетите школьную библиотеку, то там вас ждут красочные, яркие книги Э. Н. Успенского. В них много очень весёлых и интересных рассказов. Вот некоторые из них. (Работа с книжной выставкой).
Самоанализ урока чтения для учащихся
3 класс II отд. и 4 спец. класса.
Урок проводился по учебнику «Литературное чтение 2 класс 2 часть». Авторы: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Данный урок занимает одно из мест в системе уроков по теме: «И в шутку и всерьёз».
Планируемый объём учебного материала, сложность информации учтены с возрастными и учебными возможностями учащихся данного класса. В основе урока лежит анализ произведения, подготовка краткого пересказа. Исходя из этого, были определены цель и поставлены задачи.
Цель урока:
целостное восприятие рассказа, формирование умения пересказывать кратко.
Задачи:
Образовательно-познавательные задачи:
-сформировать целостное представление о читаемом рассказе;
-развивать формирующиеся в ходе чтения умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
-развивать навыки беглого, осознанного, правильного чтения;
-развивать навык устной речи.
Воспитательные задачи:
-уметь выражать собственное понимание персонажей, их характеров;
-формировать интерес к чтению и творческой читательской деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи:
-обогащение словарного запаса школьников;
-преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;
-создание условий для речевого общения учащихся;
-развитие слухового восприятия путём различения на слух слов, фраз. Средства обучения:
детские эмоции, тексты в учебнике, рисунки детей, выставка книг писателя, портрет писателя, карта, словарные таблички, иллюстрация Винни Пуха и Карлсона, разрезные буквы, дифференцированные задания для групп. Данный урок связан с темой по самообразованию « Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха на уроках чтения». Анализ организации учебного процесса урока.
Кратковременность оргмомента, речевой и эмоциональный настрой обеспечили быстрое включение всех детей в деловой ритм урока и необходимую мотивацию. Ребятам предъявлялись организационные фразы, дети определили и прокомментировали эмоциональный настрой на урок.
В уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому.
Система предлагаемых вопросов и заданий позволила выявить знания детей о теме и степень обогащения читательского опыта.
Выполнялись психолого-гигиенические, эстетические требования( смена динамических поз, культура речи, виды деятельности).
Время урока использовалось рационально, отступления от плана урока можно отнести к индивидуальным особенностям учащихся данного класса.
На уроке использовались элементы технологии дифференцированного обучения и элементы развивающего обучения (создание условий для развития и проявления познавательной активности, создавались ситуации общения на уроке, предлагалось сформулировать выводы, результат выполненного задания).
Комментарий к домашнему заданию носит дифференцированный характер (пересказ по плану, по вопросам)
Анализ дидактической и методической деятельности.
С целью осознания детьми учебного материала проводилась работа на основе зрительно-слухового восприятия с использованием словаря, иллюстраций.
На уроке развивалось умение анализировать, сравнивать, ориентироваться в тексте, делать выводы, читать выразительно.
Имела место фронтальная и групповая форма работы учащихся.
Использованный вид проверки «Литературная викторина» преследовал
цель предварительного контроля за знаниями учащихся по теме.
Деление учащихся и работа в группах строилась на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
Использовались репродуктивные, эвристические и творческие методы: чтение учителя и учеников, выборочное чтение, подбор строчек, выполнение лексико-стилистических упражнений, пересказ по вопросам, чтение по ролям, подготовка сообщения о фактах из жизни писателя, детские рисунки, подбор книг к выставке и др.
Чтение по ролям и использование эмоциональных сигнальных карточек явилось развитием эмоционально-эстетической сферы.
Анализ деятельности учащихся.
На уроке чтения сочетались словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся, умеренная смена видов учебной деятельности.
Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельности подчинены цели и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся класса.
На протяжении всего урока отмечена высокая активность и работоспособность учащихся.
Школьники показали хороший уровень понимания прочитанного, эффективно использовали в устных ответах полученные ранее знания.
Учащиеся показали умение организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с заданной целью урока, умение работать в группах.
Учащиеся класса показали хорошие умения устно выражать отношение к прочитанному, главным героям и впечатление от прочитанного (детские эмоции).
Урок достиг поставленной цели. |