Урок в 9 «А» классе





Скачать 79.72 Kb.
НазваниеУрок в 9 «А» классе
Дата публикации26.06.2013
Размер79.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №108»

Урок в 9 «А» классе

Учитель Морозова Е.Н.

Тема: "У истоков родного языка"

Цель: воспитывать у учащихся чувство любви к родному языку; познакомить учеников с предпосылками возникновения алфавита, письменности на Руси, с реформами русского алфавита с целью более глубокого изучения фонетики и орфографии; дать представление о том, как учились в древнерусской школе; в занимательной форме рассказать о создателях кирил. азбуки братьях Кирилле (Константине) и Мефодии, о возникновении в нашей стране праздника славянской письменности.

Форма проведения: Устный журнал с использованием презентации

Эпиграфы:

А словеньскый языкъ и рускый одно есть…
«Повесть временных лет», XII век

Плоть и голос даёт письмо нежное немой мысли.
И через поток тысячелетий доходят до нас говорящие страницы.
Иоганн Фридрих Шиллер


c:\users\пользователь\desktop\день словянской пьсьменности 3а\день славянской письменности\dsc04509.jpg 1.

Каждой весной население Болгарии отмечает удивительный праздник. В городах и селах все выходят на улицы. По центральным улицам идут красочные демонстрации. Попробуйте угадать, что несут демонстранты. Лозунги? Ну, конечно, есть и лозунги, но лозунги особенные. Портреты? Да, и портреты тоже, но чьи? Несут и цветы – весенний праздник без цветов даже вообразить невозможно. Самое интересное в этом красочном шествии то, что люди в руках несут огромные буквы, составляющие как болгарский, так и русский алфавит. Разной величины и разного цвета в руках взрослых и детей буквы проплывают над шеренгами. А на портретах – Кирилл и Мефодий, которые, как вы помните, изобрели славянскую азбуку.

Праздник называется Праздником славянской азбуки. И вместе с тем - это праздник культуры, праздник науки и искусства. И то, что написано на длинных полотнищах лозунгов, в переводе на русский язык звучит так: «Наука – это солнце». Вспомним русскую народную пословицу: «Ученье – свет, а неученье – тьма».

С 1986 г. праздник славянской азбуки - день славянской письменности и культуры - стали ежегодно 24 мая отмечать и в России.

II. Историческая справка.

Кирилл и Мефодий, братья, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества – Константин) и Мефодий (ок. 815-885) в 863 были приглашены из Византии кн. Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги.

Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы знаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря в Греции. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Кирилла занимал высокий пост помощника управителя города. Предположительно, мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.

III.

В 863 году в Константинополь прибыло посольство от князя Великой Моравии Ростислава со следующей просьбой: прислать учителей, которые могли бы научить мораван нести церковную службу на родном языке. К просьбе отнеслись с пониманием и поручили её выполнение солунским братьям Кириллу (Константину) и Мефодию.

Первой книгой, переведённой братьями на славянский язык, стало «Евангелие», затем они перевели «Апостол», «Псалтирь» и весь чин церковного богослужения. Константин создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи азбуку, получившую название кириллица, в честь его церковного имени.

Алфавит, созданный Кириллом, имел все буквы, необходимые для правильной передачи звуков в славянской речи.

IV. Историческая справка.

Кириллица – одна их двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. Создана на основе греческого уставного письма в к. 9-н. 10 в.в. с добавлением нескольких букв. Была распространена у южных, восточных и, вероятно, западных славян. В 1708 г. в России реформирована. Легла в основу русского алфавита.

V.

До Кирилла и Мефодия в Европе и Византии существовало твёрдое убеждение, будто только три языка являются достойными для богослужения и написания книг: древнееврейский, греческий и латинский. Солунские же братья попытались утвердить мысль о равенстве всех существующих языков. «Как вам не стыдно, - упрекал Кирилл венецианское духовенство, - принимать во внимание только три языка, а прочие народы и племена заставлять быть слепыми и глухими?»

VI.

Сейчас русский народ и другие славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках.

Глаголь-он-рцы-аз. Что это? Это не ребус, это русское слово гора.

Научиться читать в старину было гораздо труднее, чем сейчас. Сначала надо было вызубрить трудные названия букв, потом научиться складывать из букв слоги. Одолев склады, принимались, наконец, за чтение. Книги у нас в России до 16 века не печатались, а переписывались от руки. Нелегко было разбираться в затейливом почерке переписчика, во всех его крючках и завитках. Да к тому же нередко из-за экономии писали подряд, не отделяя слова друг от друга.

В Древней Руси текст записывали без деления его на абзацы и предложения, без знаков препинания. Читать и понимать такие записи было очень трудно. С изобретением знаков препинания стало гораздо легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства на письме.

VII.

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины
Называли «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

VIII. Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа?

Вот как она изображена на одной из гравюр 1634 г. Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавке сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.

Учебный день продолжался до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).

Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок», «вызубрить» Каждый своё учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».

Учили каждую букву по ее названию.

А - аз, З - земля

Б - буки (буква), …

В - веди (знаю), Л - люди

Г - глаголь (говори), М - мыслить

Д - добро, Н - наш,

Е - есть, О - он,

Ж - живот, П - покой и т.д.

Прежде всего ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, а в разбивку. Твёрдо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов, которые были напечатаны в букваре: Ба, Ва,Га, … потом Бе, Ве, Ге и т.д.

После складов в две буквы шли склады В три буквы: Вла, Гла, Дла и т.д. Выучив всю азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.

А. С. Пушкин в свое время писал: «Буквы, составляющие славянскую азбуку, не представляют никакого смысла. Аз, буки, веди, глаголь, добро…суть – отдельные слова, выбранные только для начального звука».

c:\users\пользователь\desktop\день словянской пьсьменности 3а\день славянской письменности\dsc04512.jpgc:\users\пользователь\desktop\день словянской пьсьменности 3а\день славянской письменности\dsc04513.jpg

IХ. Историческая справка «Из жизни русского алфавита».

Русский алфавит сложился на основе кириллицы - древней славянской азбуки. Кириллица представляет собой очень искусную, творческую переработку греческого (византийского) алфавита. При её составлении были использованы 24 греческие буквы, большую часть которых получила славянские названия: А - аз, В - веди, Г - глаголь, Д - добро и т.д.

Алфавит сравнивают иногда с таблицей умножения. То есть это то, что нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении всей истории меняли свое начертание, значение: одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений.

Кириллица в несколько изменённом виде до сих пор используется русскими, белорусами, украинцами, сербами, болгарами и другими народами, причём не только славянского происхождения.

Х.

Предыстория русского письма занимает несколько тысячелетий, но примерно чуть больше тысячелетия продолжается уже и собственная его история, основными этапами которой являются само возникновение русского письма (конец X века), введение книгопечатания (середина XVI века), реформы Петра I (начало XVIII века), академические реформы азбуки в первой половине и в середине XVIII века, реформа орфографии в 1917 году.

После 1917 - 1918 годов в русскую азбуку никаких значительных изменений не вносилось. Лишь о буке Ё было несколько официальных постановлений: сначала об обязательности этой буквы (1943 год) и о необязательности буквы Ё в общем письме и печати (1956г.).

XI. Песенка о буквах, вышедших из употребления.

В любой старинной книжице
Ты сможешь прочитать:
Жила на свете Ижица,
А с нею буква Ять.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не так.
Где нынче буква Ижица?
Где Ять? И где Фита?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие издания
Без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится,
Как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся,
То значит, нам конец.


c:\users\пользователь\desktop\день словянской пьсьменности 3а\день славянской письменности\dsc04514.jpgc:\users\пользователь\desktop\день словянской пьсьменности 3а\день славянской письменности\dsc04515.jpg

ХII.

Итак, мы с вами узнали, как возник русский алфавит и почему в современном русском алфавите, который когда-то подарили нам братья Кирилл и Мефодий, 33 буквы, при помощи которых мы довольно точно можем передавать звуки русского языка.

Вы подумайте о чуде:
Сколько букв - сестёр родных?
Тридцать три.
А сколько люди
Могут слов сложить из них?

24 мая в нашей стране отмечается праздник ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ. Это дань памяти Кириллу и Мефодию, которые более 1000 лет назад составили славянский алфавит и подарили нам возможность читать и писать на родном языке. Духовным подвигом, делом всей жизни можно назвать совершенное братьями-просветителями Константином Философом (Кириллом) и Мефодием. Они буквально «из ничего» создали письменность, выделили в славянской речи звуки, придумали буквы, дали им имена, перевели с помощью новой письменности священные тексты. Славянские языки, обретя свою письменность, получили способность «покорять пространство и время», связали воедино население огромных территорий.

И будет славить Русь родная
Святых апостолов славян…

Литература

  1. В. В. Колесов. История русского языка в рассказах. - М.: Просвещение, 1994.

  2. В.М. Мокиенко. Почему так говорят?: Историко-этимологический справочник по русской фразеологии. -Санкт-Петербург, Норинт, 2004.

  3. Бурмистрова Л. В. - Былину слагает семья // ж. «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР».- 1991. № 4, с. 24.

  4. Глущенко В. А. Аз, буки, веди…Из истории русского алфавита.// ж. «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР».- 1991. № 4, с. 75.

  5. В. Огрызко. Кирилл и Мефодий - покровители народного образования. // ж. «Литература в школе». - 1992. № 2, с.73.

  6. Григорян Л. Г. Язык мой - друг мой. М.: Просвещение, 1988.

  7. «Благовестник», 2004, № 5.

  8. Е. Филякова, В. Меньшов. Русская письменность. - М.: Белый город, 2002.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 9 «А» классе iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок в 9 «А» классе iconАнализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен...
Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-...
Урок в 9 «А» классе iconУрок до звонка. Не дифференцирует домашнее задание
Объект: преподавание предметов «Алгебра» в 7 классе, «Геометрия» в 8 классе, «Физика» в 9 классе и «Информатика» в 11 классе (выборочно...
Урок в 9 «А» классе iconУрок математики в 1 классе
Данный урок проведён в 1 классе и записан как методическое пособие для студентов окпэиП
Урок в 9 «А» классе iconУрок в 8 классе по пьесе А. Вампилова «Старший сын»
Урок проводится после изучения комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в гуманитарном классе по программе Кутузова А. Г
Урок в 9 «А» классе iconУрок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение)
Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов
Урок в 9 «А» классе iconОткрытый урок во 2а классе
В феврале месяце 2010 года в нашей школе прошел открытый урок «Овощи и фрукты – полезные продукты» во 2а классе, учитель Фролкина...
Урок в 9 «А» классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок проводился в пятом классе по курсу «Технология. Обслуживающий труд». Данный урок рассчитан на 90 мин. В классе 12 детей, урок...
Урок в 9 «А» классе iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок в 9 «А» классе iconУрок русского языка во 2 классе «Состав слова»
Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О....
Урок в 9 «А» классе iconУрок анализа художественного текста в 5 классе 4 Урок изучения теории...
Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-...
Урок в 9 «А» классе iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урок в 9 «А» классе iconУрок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в суффиксах причастий"...
Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Урок вкусный и интересный. Я приглашаю вас на кулинарный поединок
Урок в 9 «А» классе iconУрок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука»
Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы»
Урок в 9 «А» классе iconУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике...
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Урок в 9 «А» классе iconУрок в рамках метод-моста в 10 классе
«Межмуниципальная методическая Интернет-конференция «О, урок!- ты солнце! Мой самый необычный урок»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск