Скачать 38.98 Kb.
|
Урок русского языка в 6 классе, проведённый учителем Понкратовой В.И. 12.09. 2011года. АОУ лицей №11»Физтех». Тема урока: Орфография. Правописание гласных в корне. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Оборудование: таблицы учебника и опорные конспекты. Цели и задачи урока: 1.Обучающие: повторить и обобщить сведения о русской орфографии как системе правил; повторить и систематизировать правила правописания гласных в корне слова; учить применять правила единообразного написания морфем. 2.Развивающие: умение логически излагать свои мысли, опираясь на таблицу учебника и опорные конспекты по данной теме. Владение научными терминами: “ разделы русской орфографии”, “ принципы русской орфографии”. 3.Воспитательные: воспитание любви к русскому языку; интереса к его изучению; желание овладеть письменной речью, показателя общей культуры человека, формирование навыков самоконтроля. Запись на доске: Как пишет человек – с ошибками или без них , - характеризует его как личность: правильное письмо - показатель общего развития и общей культуры человека. М.М. Разумовская Ход урока. - Выразительно прочитайте эпиграф. Согласны ли вы с высказыванием, что правильное письмо – показатель общего развития человека? (Один из показателей общего развития человека – умелое владение родным языком как в устной, так и в письменной форме). - Попробуйте доказать, что правильное письмо подтверждает высокий уровень общей культуры человека. (Культурный человек стремится следовать существующим правилам, а орфография представляет собой систему правил). - Используя схему , докажите, что русская орфография – это система правил правописания. Из скольких разделов состоит орфография? Назовите эти разделы. Приведите примеры орфограмм, входящих в каждый раздел. Каковы их основные правила (принципы написания)? (Морфемный (морфологический) принцип русского письма, суть которого в том, что необходимо сохранять единообразное написание всех морфем. В текстах русского языка этому принципу соответствует 96% написаний. Выделяются ещё фонетический, традиционный и дифференцирующий способы. -Сегодня на уроке мы повторим правописание гласных в корне. В каком разделе орфографии изучается эта тема? ( Правописание морфем.) -Докажите, что независимо от того, как произносится корень, пишется он одинаково: Запись на доске 1. Ходит, ходить, пароход, ходули, выход. Запишите эти слова в транскрипции . Сделайте вывод , какой принцип русского письма здесь используется? Почему? (Сохраняется единообразное написание корней независимо от произношения). -Какое орфографическое правило правописания корней иллюстрируют эти примеры? Запись на доске 2 : 1) ... – выст_ранные джинсы. 2) ... – раст_нуться вдоль дороги. 3) ... – вып _ ленный из дерева. 4) ... – под _рить аудиокассету. 5) ... – дневное осв _щение. 6) ... – др_матическое событие. Запись на доске 3: Пант_мима, л_терея, к_сметика, тр_мплин, ун_кальный, ф_лармония, энц_кл_педия, д_р_жёр, инт_рвал. - Какое орфографическое правило иллюстрируют эти прмеры? Спишите, прверьте написание слов и их лексическое значение по словарю. - Объясните, почему правописание корней с чередующимися гласными нарушает основное правило (принцип) правописания морфем? Запишите примеры: растение, выращивать, выросший. Объясните правописание гласной в корне. - Верно! Здесь мы имеем дело с традиционным написанием корней. К какому разделу правописания гласных в корне относятся эти слова? Откройте ваши справочники и найдите нужный конспект «Правописание чередующихся гласных в корне». Сколько в нём разделов? Озвучим каждый блок. Работа выполняется в парах. (Проверка домашнего задания). Запишите словосочетания, используя данные слова. Объясните графически написание пропущенных букв. Прик_сновение, з_рница, р_стительность, предл_жить, зар_сли, к_ сательный, заг_рают, з_ря. - Как вы думаете, о какой орфограмме - гласной в корне слова мы на уроке не говорили? ( Употребление букв ё (е) - 0 после шипящих и ц - Обратимся к таблице. Рассмотрите примеры, сделайте вывод. Найдите таблицу в своём справочнике. Назовите условия правописания орфограммы гласной е(ё)-о после шипящей в корне. Запись на доске 4 Ё → Е О чёрный чернеть шорох жёлтый желтеть жонглёр дешёвый дешевле шомпол шёпот шептать крыжовник жёлудь желудёвый шорты Самостоятельная работа. 1.Распределите по группам слова с пропущенными буквами: 1)корни с безударными проверяемыми гласными; 2) корни с чередующимися гласными; 3) корни с о-е (ё) после шипящих. В_черняя з_ря дог_рала. В воздухе начали сгущаться х_лодные тени. В небе заг_релись первые звёздочки.На опушке, где разр_слись кусты , защ_лкал соловей. Я р_шил в_рнуться домой. Быстрыми ш _ гами я пр_шёл пл_щадку кустов. У ног моих т_нулась узкая д_лина, а дальше крутой ст_ной возвышался частый лес. Я стал спускаться с холма. Высокая трава к_салась моих к_лен. Слышался какой-то ш_рох. Л_тучие мыши над н_сились моей головой. Я скорее выбрался на другую стор_ну и пошёл по полю меж_й. (По И. Тургеневу) 2. Выразительно прочитайте текст и озаглавьте его. Какое настроение он передаёт? 3. (Дополнительное задание ) Выпишите глаголы прошедшего времени и разберите их по составу. Подведение итогов. Оценки по результатам озвучивания опорного конспекта и самостоятельной работы. Домашнее задание.1) Подготовиться к озвучиванию конспекта « Буквы е(ё)-о после шипящих и ц в корне .2) Записать по два примера на каждую группу орфограмм в корне.3) Закончить выполнение упражнения19. |
Конспект открытого урока по русскому языку во 2»В» классе по теме... Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание слов с проверяемыми... Сегодня мы завершаем изучение большой темы – «Правописание безударных гласных в корне слова». На уроке вы покажете свои знания, умение... | ||
Урока по теме «правописание безударных гласных в корне слова» Повторение и систематизация полученных знаний и умений по теме «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне» | Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Обобщение правил... Обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными... | ||
Урок по русскому языку во 2 классе «а». 2012 год Тема: «Правописание... Образовательные: совершенствовать навыки подбора однокоренных слов; навыки правописания безударных гласных в корне слова; продолжать... | Тема. «Правописание безударных гласных в корне слова». Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова | ||
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной... Обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными... | Тема: «элементы книги» Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | ||
Проблемно-эвристический урок русского языка в 5 (общеобразовательном)... Тема урока. Чередование гласных в корне, правописание приставок пре-,при-, на з-,с | Конспект урока правописание безударных гласных в корне слова. (Тема... Русский язык: Учеб. Для 3 кл общеобразоват учреждений/М. Зеленина, Хохлова. – М.: Просвещение,2006 | ||
Учитель Круглова Ирина Викторовна Класс: 9 Тема урок Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.» №5 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме«Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.» №5 | Конспект открытого занятия Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | ||
Конспект урока (обучение грамоте) по теме: ь знак показатель мягкости согласного звука Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... | Работа над темпом речи Тема урока: «Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в корне слова, единообразное написание ударных и безударных гласных,... |