Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"
Домашнее задание ко второму уроку носит опережающий характер. 1. Проведите аналогии, найдите черты сходства и различия в жизненных принципах и судьбах Чарткова, героя повести Н.В. Гоголя "Портрет", и Германна. 2. Определите жизненное кредо Германна. Соотнесите его с обывательской и романтической концепцией мира. 3. Какую роль в раскрытии характера Германа играют его взаимоотношения с Лизой? 4. Прокомментируйте высказывания Германа: "Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее". "Я готов взять грех ваш на свою душу", и Томского: "… у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля". 5. Как сложилась бы судьба Германна, выпади туз?
Индивидуальные задания 1. Покажите использование приёма романтической иронии в произведении. 2. Выполните рисунок "Внутренний мир Германна".
Тема: " У этого человека по крайней мере три злодейства на душе".
Задачи урока:
1) развивать речевые навыки (пересказ, участие в диалоге);
2) развивать умение обобщать факты;
3) формировать навык составления психологического портрета Германна;
4) добиться понимания учащимися того, что преступление против человека убивает в преступнике личность;
5) пробудить чувство ответственности за свою собственную жизнь, за свои поступки.
Оборудование урока: иллюстрация художника А. Бенуа к повести «Пиковая Дама», три карты («тройка», «семёрка», «туз»), презентация.
Эпиграфы к уроку:
Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее. Я готов взять грех ваш на свою душу. … у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля.
1. Подготовка восприятия Об этом персонаже дважды разные герои повести произносят страшные слова: " У этого человека по крайней мере три злодейства на душе…". Как такое определение заставит относиться к человеку? Как правило, ученики отвечают: "Оттолкнёт, заставит задуматься над его загадкой, захочется разобраться, что творится в его душе и какие злодейства её отягчают".
2. Поиск ключевых слов темы. Учащиеся выделяют слова ''душа'' и'' злодейства''.
3. Сопоставление алгоритма разрешения цели урока. Учащиеся определяют, что необходимо
сформулировать жизненные принципы Германна
рассмотреть его отношение к любви (любовь - своего рода испытание для человека)
посмотреть, как характеризуют персонажа его высказывания, какое впечатление складывается о нем у окружающих
поразмышлять, заслуженное ли наказание он несёт.
4. Исследовательская, творческая работа с текстом.
а) Жизненные принципы Германна. Соотношение их с романтической и обывательской концепцией мира. В ответах учеников звучит: "Германн - сын немца, перенявший от отца расчётливость". Расчёт, трудолюбие и умеренность - "три выигрышные карты героя". Его жизненная позиция заключена во фразе: '' Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее'' (записывается как первый эпиграф к уроку). Это человек сильных страстей, которые он в себе пытается подавлять. Поставив цель - упрочить независимость, он идёт к ней любыми средствами. Счастье герой видит в богатстве. Материальные ценности являются для него главными, но для их обретения он не идёт на риск: вступает в карточную игру только тогда, когда уверен, что знает выигрышные карты. Рассчитывает всё, даже непредсказуемое.
б) Любовь испытывает героя. Русские писатели очень часто проводят своего героя через испытание любовью. Какую роль в раскрытии внутреннего мира Германна играют его взаимоотношения с Лизой? Ответ учащихся состоит из пересказа-анализа эпизодов, связанных с взаимоотношениями Лизы и Германна. Девятиклассники делают вывод, что Германн играет любовью. Расчёт у него везде, даже во взаимоотношениях с девушкой. Любовь - нравственная категория - используется как средство достижения материальных ценностей.
в) Исследуем высказывания персонажей. Человека характеризует его поступки, но не менее интересны и слова, сказанные в минуту откровения, душевного порыва. В качестве второго эпиграфа к уроку мы взяли высказывание Германна: "Я готов взять грех ваш на свою душу". Когда и кому он её произносит? Графине. Прокомментируете слова Германа. Ответ учеников. Человек стремится очиститься от греха, чтобы быть ближе к Богу, чтобы обрести прощение и блаженство после смерти. Германн же готов отягчить свою душу грехом, т.е. во имя денег приблизить себя к дьяволу.
Сопоставление с другими произведениями русской и зарубежной литературы может быть рассредоточено по уроку. При обсуждении данного вопроса уместно упомянуть об Иване Северьяновиче Флягине, герое повести Н.С Лескова "Очарованный странник", который убивает женщину, которую любит, чтобы она не совершила самоубийства. Тем самым он жертвует собой, чтобы другой человек не нёс на себе смертного греха. Германн же готов на жертву ради денег. Следующий вопрос, обсуждаемый на уроке,- отношение к Германну окружающих.
Открываем третий эпиграф урока и прокомментируем высказывание Томского: "…у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля".
Ответ учащихся: Наполеон - воплощение стремления к власти, пример того, как человек может возвыситься с самых низов.
Мефистофель - искуситель, обольститель, дьявол. Германн обольщает Лизу, пытается обольстить графиню.
Элемент психологической разгрузки.
Обращение к индивидуальному заданию учащихся, которые должны были представить свои рисунки, изображающие внутренний мир Германа, и прокомментировать изображенное.
Уместно также задать ещё один вопрос: "Как сложилась бы судьба Германна, выпади туз?" И, рассматривая предлагаемые учащимися варианты, привести их к мысли, что подмена человеческих ценностей не может оставаться безнаказанной.
6. Обобщение по уроку Возвращаясь к высказыванию Томского, ставшему темой урока, учитель просит сформулировать: Какие же "3 злодейства" лежат на душе Германна. Как правило, учащиеся называют:'' Убийство души, убийство (невольное) графини, убийство веры в любовь''.
"Пиковая дама" - романтическое произведение, неотъемлемой частью которого является романтическая ирония. Учащийся, готовивший индивидуальное задание, показывает, как жизнь смеется над человеком, когда он пытается реализовать свою мечту, перевести свой идеальный мир в мир реальный. Лиза, бедная родственница, тяготившаяся своей зависимостью, воспитывает в конце повести свою бедную родственницу. А не напоминает ли эта ситуация её прошлое? Германн, попытавшийся реализовать своё желание быть богатым и счастливым, сходит с ума. От размышлений о романтической иронии учитель переходит к посткоммуникативной фазе урока.
Реальная жизнь смеётся над человеком, его суетными стремлениями, и, кажется, не стоит бросать вызов судьбе.
Но "Чекалинский снова стасовал карты; игра пошла своим чередом". И кто, с вашей точки зрения, сможет выиграть в этой игре с судьбой.
Это и будет вопросом домашнего задания, на который учащиеся будут отвечать письменно. |