Конкурс педагогического мастерства





Скачать 122.36 Kb.
НазваниеКонкурс педагогического мастерства
Дата публикации15.10.2013
Размер122.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Захаровская основная общеобразовательная школа.

Красносельский район

Костромская область.


Конкурс педагогического мастерства

«Мой лучший урок».
Румянцева Ольга Владимировна

учитель русского языка и литературы.


2012 год.

Анкета-заявка на конкурс педагогического мастерства

«Мой лучший урок».

1.ФИО Румянцева Ольга Владимировна

2. Год, месяц и дата рождения 07.01.1975

3. Место работы Муниципальное образовательное учреждение Захаровская основная общеобразовательная школа 157946 Костромская область, Красносельский район, деревня Захарово, д.88, телефон 8(49432)-2-41-14, zachschool95@rambler.ru

4. Должность учитель русского языка и литературы

5. Педагогический стаж работы 15 лет.

6. Преподаваемый предмет русский язык и литература

7. Название работы, подаваемой на конкурс сценарий урока по русскому языку «Диалектные слова» 6 класс (с приложениями)

8. Домашний адрес автора 157946 Костромская область, красносельский район, деревня Захарово, д. 94. кв. 2 , телефон 8 910 956 74 87

9. ФИО руководителя образовательного учреждения Смирнова Марина Николаевна, 8(49432) 2-41-14

10. Адрес, телефон отдела образования Отдел образования администрации Красносельского муниципального района Костромской области 157 940, Костромская область, пос. Красное-на-Волге, Красная площадь, д. 15 тел. (факс) (49432) 3-17-48

11 Участие в других конкурсах по данной тематике 2010 г. Методический конкурс педагогов образовательных учреждений.

20.01.2012 г.

Подпись руководителя Смирнова М.Н.

Урок русского языка.

6 класс.
«Диалектные слова».


Класс: 6

Общая тема: «Лексика».

Тема урока: «Диалектные слова».

Программа: «Русский язык 5-9 классы», Москва, Просвещение 2009 год; авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Учебник: «Русский язык 6 класс» /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и другие; Москва, Просвещение 2005 год.


Цель урока:

  1. Образовательная:

- продолжить работу по «Лексика»; познакомить с диалектными словами как особым пластом русского языка; познакомить со словарями Даля.

  1. Воспитательная:

- развитие интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству; воспитание любви к родному языку.
Оборудование : словарь «Толковый словарь живого великорусского языка», портрет и книги В.И.Даля (презентация), раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Повторение изученного.

- Что такое лексика?

- Какие слова называются общеупотребительными, профессиональными? (даются определения).

- Сейчас вы будете выполнять обязанности корректора. Прочитайте стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила девочка.

Жалоба.

Дядя, прашу тебя, помаги твоей плимяннице Оле, а то небудет её наги в этой пративной школе. Мне вчера за дектант на слова учитель паставил «два», а сам сказал, что маю работу даже несмок прачитать. Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.
3. Вхождение в новую тему.

- Послушайте стихотворение «Родные слова».

Родные, знакомые с детства слова

Уходят из обихода:

В полях поляши - тетерева,

Летятина - дичь,

Пересмешки - молва,

Залавок — подобье комода.

Не допускаются в словари

Из сельского лексикона:

Сугрёеушка, Фыпики — снегири;

Деженъ,

Воркуны вне закона.

Слова исчезают, как пестери,

Как прясницы и веретёна.

Возилкой

Неполный мешок с зерном

Вчера назвала мельничиха,

Поднёбщей — полку под потолком,

Клюкву — журавлихой.

Нас к этим словам привадила мать,

Милы они с самого детства.

И ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства.

Но как отстоять его,

Не растерять

И есть ли такие средства?

  • Все ли слова были вам понятны?

  • Как поэт относится к непонятным для вас словам?

  • Почему он хочет отстоять право на эти слова?

  • А сейчас послушаем стихотворение, которое ребята подготовили по ролям.

Бабушка и внук.

- Бабушка, где Люба?

- По батожъя ушла.

- По что?

- Ну, по столбцы.

- По что?

  • Ну, по петушки!

  • По что, по что? - По стебни!

- Не понимаю, бабушка. Ах, батюшка ,какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучок, в огород, принеси бураков для борща. - Чего принести, бабушка?

- Бураков.

- А что это такое? - Ну, у нас так свёклу называют.

  • Как вы думаете, почему внук не понял бабушку?

  • Назовите общеупотребительные слова. Запишем эти слова: щавель, свёкла.

  • А какие слова использует бабушка? Запишем на доске и в тетрадях эти слова: батожъя, столбцы, петушки, стебни, бурак.

  • Встречались ли вам эти слова в разговорной речи, в художественной литературе?

  • А как вы думаете, как они называются? (могут ответить: незнакомые, необщеобразовательные, старые)

4. Изучение нового материала.

- Русские люди живут в разных
географических условиях: одни в горах,
другие в пустыне, третьи в лесной местности.
Это наложило отпечаток на их жизнь, язык.
Многие люди всю жизнь ни на один день не

покидали своего места жительства. Пользовались словами, которые были понятны только им. Есть слова общие - понятные всякому человеку, а есть местные - их знают и понимают только жители одного края. Эти слова называют местные или диалектные.

- Прочитаем правило учебника на странице 31.
Многие диалектные слова, наиболее
употребительные в разных произведениях,
включаются в толковые словари. При них
даётся помета: обл.(т.е. областное).

5. Игра «Угадай – ка».

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай – ка». Я буду вам называть диалектное слово, а вы должны его угадать. А чтобы убедиться в правильности вашего ответа, нам помогут картинки.

- пирожник (скалка), тюричок (катушка), утиральник (полотенце), кашник (шумовка), чумичка (поварёшка), опоясок (пояс), пестерь (лукошко), лапотонки (лапти), носовик (платок), угорье (пригорок).

6. Закрепление нового материала.

  • Выполним упражнение 72. Задание: найдите 2-3 диалектных слова, прочитайте их пояснения. Какие общеупотребительные слова им соответствуют? Составьте с общеобразовательными словами предложения.

  • Многие дети и взрослые что - то собирают, коллекционируют: календарики, открытки, машинки и т.д. А можно ли собирать слова? Знаете ли вы людей, которые собирают слова?

  • Владимир Иванович Даль много собрал диалектных слов в разных концах нашей Родины.


(Презентация В.И.Даля)



  • Диалектные слова не входят в состав литературного языка, так с какой же целью они употребляются в художественной речи? (Для передачи особенностей речи жителей определённой местности.)

  • Перед вами стихотворение С. Есенина

«В хате». Прочитайте его и найдите диалектные слова. Прочитайте в словаре значения этих слов и запишите в тетрадь.

Пахнет рыхлыми дрочёнами;

У порога в дёжке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Вьётся сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Кто ловит пиявок на лаве,

Где мамка колотит бельё,

Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку,

Кто тащит на пожню ведёрко кваску...

Дрочёна - кушанье из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами.

Дёжка - деревянная кадка, в которой месят

тесто.

Заслонка - печная дверца в виде железного

листа с ручкой.

Пожня - луг во время сенокоса.

Паз-узкая щель между кирпичами и досками.

Печурка - углубление в стене русской печи,

куда кладут для просушки разные вещи.

Попелица - пепел.

Махотка - крынка, горшок.

Лава- пешеходный мостик через речку; топкое

место.

Ухват - род железных вил, с помощью

которых ставят и вынимают из печи горшки.

- А сейчас заполним кроссворд. В выделенном столбце мы получим название слов, о которых мы сегодня говорили.

Вопросы:

  1. Кушанье из картофеля и муки.

  2. Пепел.

  3. Одно из названий свёклы.

  4. Топкое место.

  5. Дичь.

  6. Печная дверца.

  7. Берестяной сосуд.

  8. Полянка в лесу.

  9. Вид лавки.

  10. Крынка, горшок.

  11. Снегири.



1

2


3


4




5




7

6




8


9


0000

1



Ответы:

1.дрочёна

2.попелица

3.батожья

4.лава

5.летятина

6.заслонка

7.туес

8.кулига

9.залавок

10.махотка

11.фыпики
7. Итог урока.

- Какую тайну языка вы открыли для себя?

  • Какое диалектное слово вам понравилось больше всего?

  • Необходимо ли сохранять диалектные слова? Зачем это нужно?

  • Для чего же сохранять то, что не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, древнейшие рукописи), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в музеях, архивах, библиотеках. Потерять диалектные слова - это значит потерять для истории нашего народа, истории его духовной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность -сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи.

8. Оценки за работу на уроке.

9. Домашнее задание:

♦ Записать с пояснением 5 диалектных слов, используемых в нашей местности;

♦ Раскрыть секрет своей фамилии.























































































































































































































































































































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс педагогического мастерства iconКонкурс профессионального педагогического мастерства среди молодых педагогических работников
Настоящий Порядок определяет цель, задачи, условия организации и проведения конкурса профессионального педагогического мастерства...
Конкурс педагогического мастерства iconКонкурс педагогического мастерства "Мы за зож! "
Учебно-методический комплекс подготовлен Ярощуком А. Б., доктором экономических наук, доцентом
Конкурс педагогического мастерства iconУрок конкурс Конкурс профессионального мастерства в группе пк-301
Слова мастера: Вы находитесь в преддверии конкурса профессионального мастерства по профессии «Кондитер» в группе пк-301, и почетное...
Конкурс педагогического мастерства iconУтверждаю директор кгбоу спо «Минусинский педагогический колледж имени А. С. Пушкина»
Конкурс педагогического мастерства среди студентов выпускных группы специальностей проводится в соответствии с планом мероприятий...
Конкурс педагогического мастерства iconОб утверждении Положений
Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей. В 2009 – 2010 учебном году организация...
Конкурс педагогического мастерства iconКонкурса профессионального мастерства
Конкурс профессионального мастерства (далее Конкурс) проводится на базе Омского музыкального училища (колледжа) имени В. Я. Шебалина...
Конкурс педагогического мастерства iconСтуденческий конкурс педагогического мастерства «Шаг в профессию»
Выпускница Института Истории и Международных Отношений специальности «История» сгу имени Н. Г. Чернышевского
Конкурс педагогического мастерства iconКонкурс педагогического мастерства "Мой лучший урок"
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Конкурс педагогического мастерства iconПоложение о II межулусном профессиональном конкурсе педагогического...
«Центр педагогического мастерства Урдэл» (далее – «Организатор») при поддержке Министерства образования рс (Я), гбоу рс(Я) «Верхневилюйская...
Конкурс педагогического мастерства iconОсновы педагогического мастерства Учебное пособие
Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям...
Конкурс педагогического мастерства icon«Утверждаю» Директор мкоу «идкмц дзержинского района»
...
Конкурс педагогического мастерства iconТатьяна Леонидовна Терёхина учитель начальных классов мбоу «сош №3» «Интегрированный урок
Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей. В 2009 – 2010 учебном году организация...
Конкурс педагогического мастерства iconКонкурс педагогического мастерства 2012 25 Студенты колледжа культуры...
Губернатор Костромской области призвал депутатов решать проблемы жителей неформально 4
Конкурс педагогического мастерства iconСценарий проведения урока-игры по физике в 7 классе Конкурс педагогического...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской...
Конкурс педагогического мастерства iconСмотр конкурс вожатского мастерства студентов Челябинского государственного...
Существуют субъективные проблемы, затрудняющие обеспечение детского отдыха надлежащим образом, т к отсутствует система подготовки...
Конкурс педагогического мастерства iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного...
Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей. В 2009 – 2010 учебном году организация...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск