Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора





Скачать 123.83 Kb.
НазваниеОсновная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора
Дата публикации17.10.2013
Размер123.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы


МОБУ Краснояровская СОШ

Моделирование и проведение урока по технологии развития критического мышления

Из опыта работы. Выступление на конкурсе «Учитель года Амурской области – 2013»



Чухряева Наталья Николаевна

10.04.2013


«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» 
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ,

востоковед, профессор Лондонского университета)
Условия становления опыта

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, которые должны не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Актуальность

В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. Урок в соответствии с ФГОС основывается на системно-деятельностном подходе, который предполагает развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.

Обоснование выбора

Передо мной встали вопросы: чему учить, ради чего учить, как учить? 1)Так как наша школа вошла в эксперимент по внедрению ФГОС в 5 классе, в котором я работаю, то мне пришлось пересмотреть весь свой арсенал педагогических технологий и выбрать наиболее подходящую технологию для решения задач, определённых стандартом. Ею оказалась педагогическая технология развития критического мышления.

2) Сравнив цели системно-деятельностного подхода, отражённые в концепции ФГОС, и задачи, которые решает ТРКМ, я нашла много общего. Поэтому посчитала, что ТРКМ можно дать «зелёный свет».

3)Данная система позволяет способствовать целостному развитию личности ученика, его объективных позиций.

5)Психологами давно доказана тесная связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Только четверть услышанного остается в памяти. Если ребенок имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.
Ведущая педагогическая идея

В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта стали:

  • Идея системно-деятельностного подхода, разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон, основанная на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина;

  • идея развивающего обучения (Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов). Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании;




  • идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности, деятельностного подхода к обучению, принципы личностно-ориентированного образования, идеи эвристического обучения, которые модифицировали американские ученые Чарльз Темпл, Кертис Мередит, Джженни Стил, Скотт Уолтер в конце XX века (ТРКМ);

  • научные исследования Г.И. Щукиной, раскрывающие пути формирования познавательного интереса учащихся через содержание учебного материала, самостоятельную деятельность школьников, создание положительной эмоциональной атмосферы.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в изучении и внедрении в практику преподавания уроков русского языка и литературы принципов активизации познавательной деятельности при использовании современных приёмов ТРКМ, инициирующих учебную деятельность обучающихся, воспитывающих у них активную жизненную позицию, развивающих логическое, критическое мышление, познавательные интересы и потребности, побуждающих активно искать решение проблем, находить способы преодоления трудностей.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Технология Развития Критического Мышления базируется на трёх китах:

· Структура (трёхфазовая базовая модель)

· Приёмы (табличные, графические, творческие, работа с текстом, работа с вопросами, прочие)

· Принципы (организация урока, роль учителя и ученика, прочие)



Методические приёмы

На стадиях урока, определяемых технологией РКМ (вызов, осмысление, рефлексия), используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Наиболее частой и применяемой методикой является организация работы обучающихся с различными текстовыми источниками.

Методические приёмы, наиболее часто используемые мною:

1)Приём чтение с остановками

▪ По названию предположите, о чем будет рассказ?

▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?

▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?

▪ Что будет с героем после событий рассказа?

2) Знаю – хочу узнать -- узнал

З – что мы

знаем

Х – что мы

хотим узнать

У – что мы узнали и что нам осталось узнать


3) Синквейн («пять строк»)
Прием, позволяющий развивать способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи и представления в нескольких словах, развивает авторское восприятие прочитанного (изученного). Требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Тренирует навыки работы со смысловыми конструкциями текста. Используется на стадии рефлексии. Синквейн в переводе с французского языка «пять строк», от англ. «путь мысли».

Правила написания синквейна:

  1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

  2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

  3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

  4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

  5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение. Читается синквейн как стихотворение единым текстом.

Я предлагаю попробовать себя.

4) Прием "Кластеры"

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.).
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Он отражает то, как работает наше мышление. Недаром этот прием в российской практике называется «гроздью».

Каковы этапы работы при составлении кластера?

Методика работы с кластером:

1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма.

2. Начните записывать слова или словосочетания, которые приходят к вам на ум в связи с данной темой.

3. Выпишите столько идей, сколько вы сможете генерировать, пока не закончиться время или пока не будут исчерпаны Ваши идеи.

Правила:

1. Записывайте все, что вы генерируете, не судите о качестве идей, просто их записывайте.

2. Не обращайте внимание на орфографию, оформление и другие факторы, сдерживающее письмо.

3. Записывайте, пока не выйдет время. Если идеи вдруг перестанут приходить к вам, то порисуйте рядом, пока идеи вновь не станут приходить к Вам на ум.

4. Постарайтесь построить как можно больше связей.

Кластер – это не опорный конспект, который создается для того, чтобы ученик лучше запомнил материал. Кластер – это инструмент, созданный для того, чтобы эффективнее мыслить. Ученик каждый раз может создать свой кластер. Поощряйте индивидуальное творчество, а не воспроизведение!

5) Приём «Вставь пропущенные слова». Учащимся предлагается готовый текст по анализу изучаемого художественного произведения, но некоторые слова (фразы) в данном тексте пропущены, и они должны вставить их. Приём может использоваться на всех стадиях урока. На стадии «вызов» обращение к такому тексту помогает за короткое время актуализировать знания обучающихся; на стадии «осмысление» возможна проверка понимания обучающимися учебного материала; на стадии «рефлексия» это способ закрепления и обобщения изученного. (Этот приём не напоминает вам задание В8 из ЕГЭ?)

6) Приём «Ключевые слова» (на этапе вызова или рефлексии), который помогает сформулировать устное высказывание либо на этапе актуализации прежних знаний, либо на этапе обобщения и закрепления учебного материала.

7) Инсерт.


«V»

«+»

«-»

«?»

я это знал

Это для меня новое

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом побольше














Заполнив такую таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект текста. Если же учитель попросит учеников прочесть то, что они записали в эти графы, он может быть уверенным, что при такой форме обобщения ничто не потеряется – то, что не заметил один, назовет другой.

Условные значки помогли ученикам читать более внимательно, превратили чтение в увлекательное путешествие, стали помощниками в запоминании материала.

Правила использования приема ИНСЕРТ.

  1. Делайте пометки. Предлагается два варианта пометок:

I - «+» и «V» или

II - «V», «+», «-», «?»

  1. Ставьте значки по ходу текста.

  2. Прочитав один раз, вернитесь к первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.

  3. Прочитайте текст еще раз.

  4. Запишите или забудете! Заполните таблицу с помощью пометок в тексте, при этом еще раз вернетесь к тексту, поработайте с ним.

  5. Обсудите с кем-нибудь то, что вы записали.

9) Необъявленная тема

10) И другие.

Все перечисленные выше приёмы являются элементами деятельностной технологии, использование которой формирует у учащихся умение учиться, т.е. решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно: определять цели и задачи познавательной деятельности; находить оптимальные способы реализации поставленных целей; использовать разнообразные информационные источники; искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты; организовывать свою деятельность; сотрудничать с другими учащимися. Таким образом можно решить одну из основных задач, которую выдвигает Концепция модернизации российского образования, - реализовать модель компетентностного подхода, которая значительно повышает мотивацию учения.

Результативность

При систематическом использовании ТРКМ наблюдаются следующие результаты:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • умение решать проблемы;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением ;

  • способность брать на себя ответственность;

  • способность участвовать в совместном принятии решения;

  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Несмотря на то, что использование ТРКМ находится на уровне более полного внедрения, результаты ее применения уже есть.

Результаты ЕГЭ



Учебный год

Ф.И. учащегося

Предмет

Балл

2010/2011

Воронцова Анна

Девойно Марина

Дындарь Людмила

Пиманова Мария

Русский язык

59

58

54

73

2011/2012

Давыдов Сергей

Маслова Инна

Рапотуева Любовь

Сидоренко Сергей

Сударская Анна

Русский язык

54

48

79

51

65

Рапотуева Любовь

Литература

68


Результаты Всероссийской олимпиады по русскому языку в 5 классе

Имя

Фамилия

Сумма баллов

Место

Описание

Матвей

Рапотуев

236

3

Диплом лауреата, книга в награду

Мария

Чугунова

228

7

Диплом лауреата

Яна

Кучерова

224

9

Диплом лауреата

Денис

Прусаков

222

10

Диплом лауреата

Татьяна

Панюшева

216

13

Диплом участника

Алина

Пиманова

208

17

Диплом участника


Результаты Всероссийской олимпиады по русскому языку в 9 классе


Имя

Фамилия

Сумма баллов

Место

Описание

Александра

Щербакова

226

8

Диплом лауреата

Максим

Крисюк

226

8

Диплом лауреата

Наталья

Дарина

214

14

Диплом лауреата

Диана

Герасимова

210

16

Диплом лауреата


Заключение

Применение открытых образовательных технологий открывает множество возможностей, но самое главное в любой педагогической новации, чтобы она позволяла учителям лучше учить, а ученикам - лучше учиться.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Деятельность выступает как необходимое условие развития у ребенка познавательных процессов. Значит, образовательная задача состоит...
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора iconКонструктор ПервоРобот поможет в курсе технологии средней школы освоить...
Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать...
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблема выбора профессии – многогранная, одновременно личная и общественная, педагогическая и медицинская. Нельзя обойти и нравственный...
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора iconПриложении В
Выбор 2-х вариантов получения заготовки. Технико-экономическое обоснование выбора
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора iconТехническое задание. Частотный датчик уровня 2 Сравнительная характеристика...
Сравнительная характеристика датчиков обоснование выбора рекомендованного способа измерения, его достоинства и недостатки, а также...
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора iconКлинико-лабораторное обоснование выбора метода непрямого восстановления...

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора iconНазвание раздела
Реализация поставленных задач и обоснование выбора методической темы в 2013-2014 уч г
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора iconТемы рефератов Меценатство и детское призрение в России. Возрождение...
Педагогическая неграмотность родителей и ее влияние на процесс вовлечения детей в употребление спиртных напитков
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора iconДетское счастье как педагогическая ценность проф д-р Янакиева Е.,...
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора iconЗнаменитые геодезисты
Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1 страница
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора iconя. Богословское обоснование пастырской деятельности как милосердного служения ближнему
Пастырско-педагогическая деятельность священнослужителей в детских домах и приютах
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитывающие Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора iconМбоу сош №3 (г. Петушки) Владимирской области
Педагогическая сущность профилизации старшей школы заключается в расширении свободы выбора и индивидуализации обучения
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора icon«Развитие мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии...
Основная цель современной школы: это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации личности, создать...
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора iconЗадача 1 22 Вариант 3 22 Задача 1 22 Вариант 4 23 Задача 1 23 Задача...
«Менеджмент». Дисциплина реализуется кафедрой экономики и управления. Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций...
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Обоснование выбора iconМетодические рекомендации фтд. Педагогическое мастерство тренера...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск