Конспект занятий в подготовительной группе





Скачать 52.48 Kb.
НазваниеКонспект занятий в подготовительной группе
Дата публикации19.10.2013
Размер52.48 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
«Путешествие в русский язык»

(конспект занятий в подготовительной группе)
Тема: «Слово одно, а значений несколько».

Задачи:

  1. Закрепить знание того, что каждое слово имеет значение.

  2. Расширить словарный запас детей. Дать понятие многозначности слов.

  3. Учить практически различать многозначные слова.

  4. Прививать любовь к русскому языку, показать его богатство; яркость и выразительность русской лексики.

  5. Приучать детей говорить законченными предложениями, выслушивать и дополнять ответы товарищей.


Оборудование: иллюстрация (лопата, ведро, шишка ели, шишка у мальчика, баранка, руль, гриб, шляпка, цветок колокольчик, колокольчик, морж, мальчик-морж, шило, ножик, перец, ножницы, лампа).

Ход занятия

  1. Много разных слов в русском языке и каждое по-своему интересу. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль.

«Хромое слово – кривая речь» - говорит русская пословица.

Чтобы вы могли понять написанное, точно рассказать о прочитанном или увиденном, чтобы речь ваша была не «кривой», а красивой, чтобы каждое слово стояло в ней на своем мест, нужно знать много слов, и знать их значение.


    1. Помогите Леночке.


- Леночка, - говорит мама, - вымой руки: они у тебя грязные.

- Но ведь ты же сама говорила, что нельзя расти белоручкой.
- Как вы думаете, значение какого слова не знала Леночка?

- Что означает слово «белоручка»?
Вот видите, как важно знать точное значение слова, чтобы не допустить ошибок речи.

Если вам не понятно значение какого-либо слова, надо попросить взрослых объяснить его или посмотреть значение данного слова в словаре.


    1. Мы знаем, что слово имеет значение.


- Какое слово обозначает предмет изображенной на этой картинке? /лопата/
- Объясните смысл (значение) слова.

- Сколько значений оно имеет? /одно/
- Какое слово обозначает предмет на этой картинке? /ведро/
- Сколько значений оно имеет? /одно/


  1. Многие слова русского языка могут иметь не одно, а два, три и больше значений.

С такими словами мы сегодня и познакомимся.
Слова, которые имеют не одно, а несколько значений, называют МНОГОЗНАЧНЫМИ.


  1. Попытаемся найти такие слова в стихотворениях

1 Ребенок: Бросил палку кверху Мишка:

- Падай в шапку с ели шишка! –

Шишка хлоп по голове –

Сразу шишек стало две!

(Е. Петрищева)

- Какое многозначное слово, то есть слово имеющие несколько значений, встретилось в стихотворении?

- Какие значения имеет слово «ШИШКА»?

1) Припухлость от удара; 2) Плод с семенами.

- Чем похожи ШИШКА ели и ШИШКА на голове?


  1. Баранка.


2 Ребенок: Вот шофер какой чудак,

Он поесть не мог никак,

Потому что спозаранку

Он крутил-вертел баранку.

А зачем крутил-вертел? –

Лучше взял бы да и съел!

(А. Шибаев)

- Какое многозначное слово встретилось в этом стихотворении?

- Какие значения есть у слова «БАРАНКА»?

- Почему шофер не мог съесть баранку?

- Что общего, то есть чем похожи БАРАНКА – руль и БАРАНКА – колечко из теста?

Верно, оба эти предмета круглые, они похожи по форме, по внешнему виду.


  1. Физическая пауза.

А вы хотите поехать на машине и покрутить шоферскую баранку. (выполняются движения по образцу)


  1. Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки, и действия предмета.

- Какие, по-вашему, вещи бывают острыми?

- Проверим себя, верно ли вы объяснили:

Б. Рябинин

ОСТРЫЕ ВЕЩИ

- Гриша, не бери нож. Обрежешься!

- Гриша не бери вилку. Уколешься!

- Зачем ты взял стекляшку?

Видишь она ОСТРАЯ….

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.

- Засмеялся Гриша: «Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая. Я её еще вчера лизал.
- Кто был прав: МАМА, назвав горчицу острой, или ГРИША, который сказал, что она горькая?


  1. Картинки: шило, ножик, перец, ножницы, лампа.


- Какие из этих предметов можно назвать острыми, а какой лишний.

- В каких случаях слово «ОСТРЫЙ» можно заменить словом «ГОРЬКИЙ».


  1. А теперь разгадайте загадку С.Я. Маршака.


Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадает.

Но никуда я не ИДУ,

Покуда он ИДЕТ. /дождь/

- Какое многозначное, то есть имеющее несколько значений, слово здесь встретилось? /идет/

Это слово обозначает действие предмета.

- Подумайте, каким другим словом подходящим по смыслу, можно заменить словом «ИДЕТ» в предложении:
- Я иду (шагаю, топаю…)

- Дождик идет (льет, моросит…)


  1. Часто новое значение слова образуется при условии, если предметы чем-то похожи друг на друга.

- Вспомните чем похожи «ШИШКА ЕЛИ» и «ШИШКА НА ЛБУ МАЛЬЧИКА?»

- Почему верхнюю часть гриба называют «ШЛЯПКОЙ»?

- Почему цветок назвали «КОЛОКОЛЬЧИК»?
Все эти предметы похожи по внешнему виду.

Но сходство может быть и в другом.

Общим может быть не внешний вид, а какой-либо признак.

У Ал. Стройло есть стихотворение «Морж», послушаем про кого оно?
3 Ребенок: Я знаком с одним моржом, есть он кашу, пьет боржом.

Очень любит эскимо. Вместе ходим мы кино.

Я к моржу домой хожу, с ним за партою сижу.

Он среди моржей один не видал огромных льдин.

Не видал он даже моря. Это морж – Морковкин Боря,

Он спортсмен, приятель мой, он купается зимой.
- Про кого это стихотворение?

- Как поэт назвал его, почему?

- Что общего у МОРЖА – СЕВЕРНОГО ЖИВОТНОГО, и у МОРЖА -ЧЕЛОВЕКА?

- По какому признаку человека называют «МОРЖОМ»?

- А за что человека иногда называют ПЕТУХОМ (задира), ЗАЙЦЕМ (трусишка), МЕДВЕДЕМ (неповоротливый).

- Какие примеры многозначных слов можете привести вы сами?


  1. – Что нового узнали сегодня?

Дома с родителями попробуйте найти еще многозначные слова, и расскажите нам о них на следующем занятии.

- А сейчас давайте вспомним, какие многозначные слова сегодня узнали: ШИШКА, КОЛОКОЛЬЧИК, ШЛЯПКА, МОРЖ, БАРАНКА – все хорошо поработали, и я угощу вас баранками.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному...
Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику...
Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспект открытого занятия по рисованию пластилином и природным материалом...
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной...
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной...
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспект коррекционного занятия с детьми подготовительной группы
Предварительная работа: Чтение стихотворений об игрушках; беседы с детьми о взаимопомощи друг другу в наведении порядка в группе;...
Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических...
Готовясь к уроку, следует, прежде всего, определить его место в системе других учебных занятий
Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по физической...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с элементами ритмической гимнастики в подготовительной...
Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспекты занятий в подготовительной к школе группе детского сада...
Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура)
Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспект занятия в подготовительной группе по аппликации тема: «бабочки»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспект интегрированного занятия по познавательно речевому развитию...
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспект занятия «Зимний пейзаж»
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспект занятия-викторины по пдд с детьми и родителями в подготовительной...
План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспект интегрированной нод в подготовительной группе «Музыка в...

Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспект занятия по здоровьесбережении в подготовительной группе
Образовательное учреждение моу «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский»
Конспект занятий в подготовительной группе iconКонспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в подготовительной группе
Мкдоу детский сад №8 Л. С. Ефимова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск