Скачать 52.48 Kb.
|
«Путешествие в русский язык» (конспект занятий в подготовительной группе) Тема: «Слово одно, а значений несколько». Задачи:
Оборудование: иллюстрация (лопата, ведро, шишка ели, шишка у мальчика, баранка, руль, гриб, шляпка, цветок колокольчик, колокольчик, морж, мальчик-морж, шило, ножик, перец, ножницы, лампа). Ход занятия
«Хромое слово – кривая речь» - говорит русская пословица. Чтобы вы могли понять написанное, точно рассказать о прочитанном или увиденном, чтобы речь ваша была не «кривой», а красивой, чтобы каждое слово стояло в ней на своем мест, нужно знать много слов, и знать их значение.
- Леночка, - говорит мама, - вымой руки: они у тебя грязные. - Но ведь ты же сама говорила, что нельзя расти белоручкой. - Как вы думаете, значение какого слова не знала Леночка? - Что означает слово «белоручка»? Вот видите, как важно знать точное значение слова, чтобы не допустить ошибок речи. Если вам не понятно значение какого-либо слова, надо попросить взрослых объяснить его или посмотреть значение данного слова в словаре.
- Какое слово обозначает предмет изображенной на этой картинке? /лопата/ - Объясните смысл (значение) слова. - Сколько значений оно имеет? /одно/ - Какое слово обозначает предмет на этой картинке? /ведро/ - Сколько значений оно имеет? /одно/
С такими словами мы сегодня и познакомимся. Слова, которые имеют не одно, а несколько значений, называют МНОГОЗНАЧНЫМИ.
1 Ребенок: Бросил палку кверху Мишка: - Падай в шапку с ели шишка! – Шишка хлоп по голове – Сразу шишек стало две! (Е. Петрищева) - Какое многозначное слово, то есть слово имеющие несколько значений, встретилось в стихотворении? - Какие значения имеет слово «ШИШКА»? 1) Припухлость от удара; 2) Плод с семенами. - Чем похожи ШИШКА ели и ШИШКА на голове?
2 Ребенок: Вот шофер какой чудак, Он поесть не мог никак, Потому что спозаранку Он крутил-вертел баранку. А зачем крутил-вертел? – Лучше взял бы да и съел! (А. Шибаев) - Какое многозначное слово встретилось в этом стихотворении? - Какие значения есть у слова «БАРАНКА»? - Почему шофер не мог съесть баранку? - Что общего, то есть чем похожи БАРАНКА – руль и БАРАНКА – колечко из теста? Верно, оба эти предмета круглые, они похожи по форме, по внешнему виду.
А вы хотите поехать на машине и покрутить шоферскую баранку. (выполняются движения по образцу)
- Какие, по-вашему, вещи бывают острыми? - Проверим себя, верно ли вы объяснили: Б. Рябинин ОСТРЫЕ ВЕЩИ - Гриша, не бери нож. Обрежешься! - Гриша не бери вилку. Уколешься! - Зачем ты взял стекляшку? Видишь она ОСТРАЯ…. Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету. - Я горчицы хочу, - сказал Гриша. - Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама. - Засмеялся Гриша: «Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая. Я её еще вчера лизал. - Кто был прав: МАМА, назвав горчицу острой, или ГРИША, который сказал, что она горькая?
- Какие из этих предметов можно назвать острыми, а какой лишний. - В каких случаях слово «ОСТРЫЙ» можно заменить словом «ГОРЬКИЙ».
Он всюду – в поле и в саду, Но в дом не попадает. Но никуда я не ИДУ, Покуда он ИДЕТ. /дождь/ - Какое многозначное, то есть имеющее несколько значений, слово здесь встретилось? /идет/ Это слово обозначает действие предмета. - Подумайте, каким другим словом подходящим по смыслу, можно заменить словом «ИДЕТ» в предложении: - Я иду (шагаю, топаю…) - Дождик идет (льет, моросит…)
- Вспомните чем похожи «ШИШКА ЕЛИ» и «ШИШКА НА ЛБУ МАЛЬЧИКА?» - Почему верхнюю часть гриба называют «ШЛЯПКОЙ»? - Почему цветок назвали «КОЛОКОЛЬЧИК»? Все эти предметы похожи по внешнему виду. Но сходство может быть и в другом. Общим может быть не внешний вид, а какой-либо признак. У Ал. Стройло есть стихотворение «Морж», послушаем про кого оно? 3 Ребенок: Я знаком с одним моржом, есть он кашу, пьет боржом. Очень любит эскимо. Вместе ходим мы кино. Я к моржу домой хожу, с ним за партою сижу. Он среди моржей один не видал огромных льдин. Не видал он даже моря. Это морж – Морковкин Боря, Он спортсмен, приятель мой, он купается зимой. - Про кого это стихотворение? - Как поэт назвал его, почему? - Что общего у МОРЖА – СЕВЕРНОГО ЖИВОТНОГО, и у МОРЖА -ЧЕЛОВЕКА? - По какому признаку человека называют «МОРЖОМ»? - А за что человека иногда называют ПЕТУХОМ (задира), ЗАЙЦЕМ (трусишка), МЕДВЕДЕМ (неповоротливый). - Какие примеры многозначных слов можете привести вы сами?
Дома с родителями попробуйте найти еще многозначные слова, и расскажите нам о них на следующем занятии. - А сейчас давайте вспомним, какие многозначные слова сегодня узнали: ШИШКА, КОЛОКОЛЬЧИК, ШЛЯПКА, МОРЖ, БАРАНКА – все хорошо поработали, и я угощу вас баранками. |
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному... Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику... | Конспект открытого занятия по рисованию пластилином и природным материалом... План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | ||
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной... План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | Конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной... План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | ||
Конспект коррекционного занятия с детьми подготовительной группы Предварительная работа: Чтение стихотворений об игрушках; беседы с детьми о взаимопомощи друг другу в наведении порядка в группе;... | Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических... Готовясь к уроку, следует, прежде всего, определить его место в системе других учебных занятий | ||
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической... План-конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с элементами ритмической гимнастики в подготовительной... | Конспекты занятий в подготовительной к школе группе детского сада... Лего – конструирование), программа эколого-биологической направленности (экология и экологическая культура) | ||
Конспект занятия в подготовительной группе по аппликации тема: «бабочки» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект интегрированного занятия по познавательно речевому развитию... План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | ||
Конспект занятия «Зимний пейзаж» План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | Конспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Конспект занятия-викторины по пдд с детьми и родителями в подготовительной... План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» | Конспект интегрированной нод в подготовительной группе «Музыка в... | ||
Конспект занятия по здоровьесбережении в подготовительной группе Образовательное учреждение моу «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский» | Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в подготовительной группе Мкдоу детский сад №8 Л. С. Ефимова |