Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 157.93 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.10.2013
Размер157.93 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы «Ь»
( система конспектов)

Фролова С.А.

учитель-логопед высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 48
Проблема диагностики и коррекции причин трудностей в обучении русскому языку младших школьников общеобразовательных учреждений особенно актуальна на современном этапе. Как отмечено в Федеральной целевой программе «Русский язык»: « для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии русского языка, возникли серьёзные трудности в преподавании русского языка в школах».

Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения русскому языку, так как у многих учащихся наблюдается отставание в речевом развитии, а также достаточно стойкие фонетико–фонематические нарушения, сопровождающиеся расстройствами письма.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Распространённой специфической ошибкой у детей с нарушением письма является неверное написание слов с буквой ь: пропуск этой буквы, полное её отсутствие и написание её в неверном месте.

Коррекционные занятия проводятся на логопункте во втором и третьем классах, количество часов на данную тему зависит от частоты характерных ошибок в ученических тетрадях, но не менее двух уроков («Буква ь в конце слова», «Буква ь в середине слова», «Разделительный мягкий знак»).

В данных конспектах рассматриваются основные правила написания буквы ь, подобраны игры и упражнения для преодоления специфических ошибок в словах с мягким знаком, соблюдается принцип последовательности.

Несмотря на разнообразие и обилие предложенного материала, не стоит ограничиваться только этими конспектами уроков. Необходимо использовать задания и из других источников.


Конспект № 1
Тема: Буква мягкий знак в конце слова.

Цели занятия

Образовательные:

- формирование понятия: буква мягкий знак служит для обозначения мягкости согласных;

- мягкость согласных в конце слова обозначается буквой мягкий знак;

- буква мягкий знак звука не обозначает.

Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического восприятия, речевого внимания;

- уточнение и расширение словарного запаса;

- тренировка памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательные:

- воспитание чувства языка, умения правильно отвечать на вопросы и аккуратно работать в тетради.

Оборудование: предметные картинки, пенал с фишками, индивидуальные карточки, цветные

карандаши, буква ь из разрезной азбуки, пособие «четвёртый лишний»

ХОД УРОКА


Организационный

момент

Новая тема



- Сядет тот, кто вспомнит слово с мягким согласным и назовёт

этот мягкий согласный звук.

Тигр – ть, лист – ль, кепка – кь, сигнал – сь, рисунок – рь и т.д.
1. – На доске записываю слово

- Дал – прочитайте, объясните значение слова. Добавьте букву ь.

Какое слово получилось?

- даль – объясните значение.
Кто догадался, с какой буквой мы будем работать?

Какая тема урока? (буква ь)

Читаю стихотворение и пишу слово
Я волшебник, захочу -

Появлюсь и превращу

МЕЛ, которым пишут в школе.

В МЕЛЬ, опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,

Выше руку поднимай.

(выясняем, кто же волшебник)

Выясняем и обговариваем первую особенность: мягкий знак служит для обозначения мягкости согласных.

Угол – уголь вторая особенность: мягкость согласного в конце слова обозначается буквой ь.

Читаю стихотворение: «Мягкий знак –

Хитрый знак.

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Угол – уголь объясняется значение слов.

Третья особенность: буква ь звука не обозначает.

Составляем звуковую схему слов, сравниваем.

угол уголь



4 б. 4 зв. 5 б. 4 зв. Вывод

Что же мы узнали о букве ь.

Повторяем 3 особенности.

2. Игра. Поднять букву ь на слово, в котором его нужно написать в конце.

Слова: дом, боль, мак, рысь, сыпь, лес, конь, суп, сон, лень, соль, дым, кровь, бровь, шаль, лоб, мост, цепь, день, шмель, пух, сок, рубль, дверь, зверь.
Физкультминутка:

Руки вперёд, в кулачок,

Разжимай – и на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай – и на бочок.

Руки вверх – в кулачок,

Разжимай – на бочок.

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

3. На наборном полотне выставлены предметные картинки.

Гусь, лось, пень, соль, тень, дверь, нуль, огонь, олень, ель.

Записать слова в тетрадь и подчеркнуть зелёным цветом букву ь и согласную, которую он делает мягкой.

4. Работа с карточкой.

Прочитать, списать предложения.

Подчеркнуть похожие по звучанию слова.

№ 1 .Вова взял шест. № 2 .В печке жар.

Маше шесть лет. Скорее жарь рыбу.

№ 3 . Мел лежит на доске. № 4 . Коля ел ягоды.

Корабль сел на мель. В лесу растёт ель.

№ 5 . На сцене поёт хор.

Под домом появился хорь.
5 . Выделение «четвёртого лишнего»
-корь, гость, кинь, кот

-мост, боль, сон, кит почему?
6 . Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Что больше всего понравилось.

Спасибо.



Пенал

фишки

Буква ь из

разрезной

азбуки

Предметные

картинки

Цветные

карандаши
Индивиду –

альные

карточки

№ 1

пособие

« четвёртый

лишний»



Развитие

внимания,

памяти


Развитие

внимания


Работа в тетради


Логическое

мышление,

внимание,

память




Конспект № 2
Тема: Буква мягкий знак в середине слова.

Цели занятия

Образовательные:

- формирование понятия: буква мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного в

середине слова;

- перенос слова с буквой мягкий знак в середине слова;

- в устной работе закрепить понятие: мягкость согласного в конце слова обозначается

буквой мягкий знак, буква мягкий знак не обозначает звука.

Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического восприятия, речевого внимания;

- уточнение и расширение словарного запаса;

- тренировка памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательные:

- воспитание чувства языка, умения правильно отвечать на вопросы и аккуратно работать в

тетради.

Оборудование: предметные картинки, плакат со словами, индивидуальные карточки, пособие

«четвёртый лишний», цветные карандаши.

ХОД УРОКА.


Организационный

момент

Повторение

пройденного


Новая тема

Буква ь в

середине

слова


Чувство

языка.

Работа в

тетради.


Внимание,

память

Логическое

мышление

1. – Сядет тот, кто сейчас подойдёт к столу, выберет слово с мягким знаком в конце слова, назовёт его и скажет, чем обозначается мягкость согласного в этом слове на письме.

(буквой ь)

2. Давайте вспомним, что узнали на прошлом уроке о букве ь.

Ведь это мягкий знак – хитрый знак.

- смягчает согласную или служит для обозначения мягкости

согласного;

- мягкость согласного в конце слова обозначается буквой ь;

- буква ь не обозначает звука.

Сегодня мы продолжаем работать с буквой ь.

3. Предлагаю предметные картинки, называем слова, записываем слова в столбик, уточняем, то в конце слова пишется ь, подчёркиваем зелёным карандашом.

куль – кульки Добавляем слог КИ.

огонь – огоньки Записываем новое слово справа.

пень – пеньки

окунь – окуньки

конь – коньки

хорь – хорьки.

В новых словах буква ь находится в середине слова, между двумя согласными буквами, а букву, за которой он стоит или которая стоит перед ь, он смягчает.

Читаем каждое второе слово, выделяем голосом мягкость согласного в середине слова, чтобы развивать у детей чувство языка.

Подчеркнуть ь и букву перед ним зеленым карандашом.

- Кто догадался, какая сегодня тема урока. Правильно, буква ь в середине слова.

4 . Прочитайте слова вслух.

Малчик, ходба, албом, палма, палто, писмо, релсы, гонки, учителница.

- Видите, как изменилось звучание слов. Без мягкого знака

слово звучит неверно. Исправьте ошибку, запишите слова в

тетрадь и подчеркните ь и букву перед ним зелёным

карандашом.

Физминутка.

Мы делили апельсин, (Ритмично сжимают и разжимают

Много нас, а он один, пальцы обеих рук).

Эта долька для ежа, (Поочередно загибают пальцы на

Эта долька для стрижа, левой руке).

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка … кожура! (Разводят руки)

Он сердит на нас, беда! (Бегут, имитируют бег пальцев

Разбегайтесь кто куда! по столу)
- Назовите слова с мягким знаком в середине слова, которые встретились в тексте.
5. Продолжаем урок.

Как перенести слово письмо, борьба.

При переносе слов с ь в середине нельзя отрывать ь от стоящей перед ним согласной буквы.

пись – мо, борь – ба.

6. Работа с карточкой.

- Прочитай, спиши, раздели горизонтальной чертой слова для переноса.

№ 1. пальчик, письмо, огоньки, большой, борьба.

№ 2. стрельба, польза, мальчик, деньги, школьник.

№ 3. зорька, крыльцо, тюльпан, галька, пальто.

№ 4. деньки, мальчик, зверьки, окуньки, кульки.

№ 5. стульчик, колокольчик, банька, пеньки, полька.
7. Выделяем «четвёртого лишнего».

- конь, день, окунь, кульки.

- польза, тюльпан, борьба, фасоль.

почему?

8. Итог урока:

1. Что узнали нового о букве ь.

- буква ь в середине слова.

- буква ь указывает на мягкость согласной буквы, стоящей

перед ним.

- при переносе слов ь нельзя отделять от стоящей перед ним

согласной.

2. Оценка деятельности детей.

Молодцы. Спасибо.


Предметные

картинки:

соль, шаль, гусь, лось, пень, олень,

фасоль
Предметные

картинки


Цветные

карандаши
Слова на

плакате

Индивидуальные

карточки


Пособие

«четвертый

лишний»


Конспект № 3

Тема: Разделительный мягкий знак.

Цели занятия

Образовательные:

- формирование понятия: буква мягкий знак указывает на мягкость согласной буквы, стоящей

перед ним, и отделяет её от гласной (разделительный мягкий знак);

- закрепить понятие: мягкость согласного в конце и середине слова обозначается буквой ь,

буква ь звука не обозначает.

Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического восприятия, речевого внимания;

- уточнение и расширение словарного запаса, употребляя предлоги в, над, под, между;

- упражнение на восприятие слов с буквой ь и пространственных отношений между ними;

- тренировка памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательные:

- воспитание чувства языка, умения правильно отвечать на вопросы и аккуратно работать

в тетради.

Оборудование: предметные картинки, пособия «Будь внимательным», «четвёртый лишний»,

кроссворд, карточка – слова с буквой ь, цветные карандаши, карточки для

физкультминутки.
ХОД УРОКА


Организационный момент

Ориентировка

на листе

бумаги, употребление

предлогов

в, над, под,

между

Новая тема


Работа в

тетради
Развитее

внимания,

памяти


Работа

в тетради

Логическое

мышление


Логическое

мышление,

внимание,

память


1. – Сядет тот, кто вспомнит слово с мягким согласным звуком в конце слова и запишет это слово на доске.

Пень, день, уголь, огонь, окунь и т. д.
2. – Какой буквой обозначена мягкость согласного в конце слова? (ь).

- измените слово, чтобы буква ь находилась в середине слова.

Пеньки, деньки, угольки, огоньки, окуньки.

- Какую роль играет буква ь в словах?

а) смягчает согласную букву в конце и середине слова.

б) буква ь не обозначает звука.

Пеньки - сколько букв? 6 букв, 5 звуков.

- сколько звуков?



6 букв, 5 звуков Почему?
Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.
3. Посмотреть на фланелеграф.

На фланелеграфе расположены предметные картинки.

Тень, конь, пень, пальто, мальчик, письмо, гусь.

- Сказать, что находится в каждом уголке и середине, что находится

над, под и между предметами.

- Ответить на вопросы: Чем похожи эти слова?

Что общего в этих словах?

(все слова пишутся с мягким знаком)
Продолжаем работать с буквой ь.

Тема урока: Разделительный мягкий знак.

4. Что это? Колос – почему что?

Объясните значение слова.

Стул – стулья Назовите много предметов.
Брат- братья Колосья Буква ь смягчает букву эс и отделяет

от гласной буквы я.

Запишите в тетрадь, подчеркните зелёным цветом ь и букву перед ним и красным цветом гласную букву.
Физминутка: № 1. Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки (8).

№ 2. Приседаем столько раз,

Сколько ёлочек у нас (7).

№ 3. Наклонитесь столько раз,

Сколько бабочек у нас (6).

№ 4. Ты подпрыгни столько раз,

Сколько звёздочек у нас (5).

Назовите слова с мягким согласным в конце слова (5, 6, 7, 8).
5. Показываю карточку и прошу назвать слова.

Коньки, пальто, тень, гусь, воробьи, стулья, платье, деревья, печенье.

Задание: В правый столбик запишите слова с разделительным ь знаком,

в левый столбик – слова с мягким знаком в конце и середине слова.

Проверка выполнения задания.

Почему говорим разделительный мягкий знак?
6. Выделение «четвёртого лишнего»

- мак, пень, конь, день.

- васильки, огонь, коньки, деньки.

- перья, крылья, братья, угольки.
7. Разгадывание кроссворда.
Что такое кроссворд? Кроссворд – игра – задача, в которой фигура из пустых клеток заполняется словами со значениями, заданными условиями игры.
Условие игры: отгадайте загадку. Отгадка записывается в клетки.


1. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год (ель).

2. Летом вырастают,

А осенью – опадают (листья).

3. Один из братьев рос прямой,

А хлеба не принес домой,

А другой горбатый рос,

Каравай домой принес (колосья).

4. Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посредине спинка,

На спинке щетинка

(свинья).
5. Мы – лесные жители,

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью (муравьи).
6. Рога носить ему не лень,

Потому что он - … (олень).

Объясните значение слов.

Что характерно для этих слов? (во всех словах буква ь)

Назовите слова, в которых буква ь в конце слова.

Назовите слова, в которых буква ь разделительный.
8. Итог урока.

1. Чем занимались на уроке?

Какая тема урока?

2. Какие буквы отделяет разделительный ь.

3. Какое задание больше всего понравилось?

Спасибо. Молодцы.

Всего доброго!



Пособие

«Будь внимательным»

на фланелеграфе

Предметные картинки
Цветные карандаши
Карточки –

Задания

Карточка

слова

с буквой ь

Пособие

«четвёртый

лишний»



Литература:
1. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся младших классов

М: ГИЦ «ВЛАДОС», 2001.

2. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах М: ГИЦ «ВЛАДОС», 1999.

3. Мазанова Коррекция акустической дисграфии М: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

4. Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников М: ГИЦ «ВЛАДОС», 1997.

5. Юрова Коррекция письменной речи М: АКВАРИУМ, 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск