Скачать 86.39 Kb.
|
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины осуществляется в соответствии с расписанием занятий, составленным преподавателем графиком, заданиями и методическими рекомендациями кафедры, учитывая значимость и роль психолого-педагогических знаний в становлении специалиста, его профессиональной деятельности. Самостоятельная работа способствует более глубокому и творческому усвоению материала дисциплины «Психология и педагогика», полученных на лекциях и семинарах. План семинарского практического занятия отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Между лекцией и семинарским занятием планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций и их подготовку к практическому занятию. К семинарским занятиям следует готовиться заблаговременно, а не оставлять эту работу на последний день перед семинаром. Первый этап самостоятельной внеаудиторной работы над материалом темы – составление словаря основных понятий темы. При составлении словаря понятий важно использовать различные источники. На следующем этапе самостоятельной внеаудиторной работы над материалом темы обучаемый изучает соответствующий раздел рекомендованного учебника, читает и конспектирует дополнительную литературу, статьи из периодической печати и дорабатывает учебную лекцию. Работа с литературой (учебными пособиями, монографиями, научными статьями, Интернет-ресурсами) предполагает ее конспектирование и аннотирование. Конспектирование литературы предполагает краткое изложение изучаемой книги или статьи. Конспект необходим для лучшего запоминания материала, а также для более глубокого или нового его осмысления. Для этого конспект должен быть кратким, ясным, полным и точным. Для достижения большей точности основные положения конспектируемой работы необходимо записывать в формулировках автора, указывая страницу, на которой изложена записываемая мысль. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений работы, воспроизведением логики авторского изложения материала. Для того, чтобы иметь возможность при последующей работе с конспектом записывать свои замечания и рассуждения, лучше всего конспектировать только на одной стороне листа, оставляя вторую пустой. Важными условиями овладения теоретического материала дисциплины являются: использование литературы библиотечного фонда, работа в читальном зале, системность и последовательность в работе, конспектирование и доработка всех лекций, подготовка к каждому семинарскому занятию по всем узловым вопросам изучаемых тем. Каждый студент обязан принимать активное участие в работе семинарского занятия, рассматривать и обсуждать вопросы, предусмотренные планом, выступать с докладами, сообщениями, принимать участие в дискуссиях, в решении психолого-педагогических задач и упражнений. Задания для самостоятельной работы студентов Тема 1. Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления психологии. Индивид, личность, индивидуальность. 1. Работа с лекционным материалом. 2. Составить схемы/таблицы: «Место психологии в системе наук», «Этапы развития психологического знания». 3. Охарактеризовать отрасли психологии, имеющие отношение к специальности. 4. Подготовка к конкурсу «Знаток поговорок и пословиц на психологические темы». 5. Заполнение словаря терминов по дисциплине «Психология и педагогика» по теме. Литература: 1. Выготский Л.С. Психология.- М., 2000 2. Основы психологии. Учебник для студентов первых курсов высших учебных заведений / Я.Л.Коломинский. – М.,2010 3. Основы психологии: Практикум / Ред. Сост. Столяренко Л.Д. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. –704 с. 4. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.2004 5. Педагогика и психология / Е.В. Кравцова. – М. 2009 Тема 2. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Основные психические процессы. Структура сознания. 1. Работа с лекционным материалом и со справочной литературой. 2. Подготовка презентации на тему: «Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза». 3. Подготовка к семинарским занятиям. 4. Заполнение словаря терминов по дисциплине «Психология и педагогика» по теме. Литература: 1. Выготский Л.С. Психология.- М., 2000 2. Основы психологии. Учебник для студентов первых курсов высших учебных заведений / Я.Л.Коломинский. – М.,2010 3. Психология: Словарь (Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского) - 2-е изд., испр. и доп. /М., 1990 4. Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики. – Ростов н/Д., 2007 Тема 3. Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и интеллект, воображение. 1. Работа с лекционным материалом. 2. Работа с интернет- ресурсами. 3. Самостоятельное выполнение домашних заданий с использованием обучающих тестов. 4. Подготовка опорного конспекта-схемы ответа по изучаемой теме. 5. Подготовка вопросов по теме. 6. Определение роли и особенностей учета познавательных психических процессов в деятельности технолога. 7. Заполнение словаря терминов по дисциплине «Психология и педагогика» по теме. Литература: 1. Основы психологии. Учебник для студентов первых курсов высших учебных заведений / Я.Л.Коломинский. – М.,2010 2. Психология/под ред. Дружинина - Учебник для технических вузов.- СПГ, Питер, 2001. 3. Психология: Словарь (Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского) - 2-е изд., испр. и доп. /М., 1990 4. Психология внимания, М., 2003 Тема 4. Эмоции и чувства. Темперамент. Характер. Способности. 1. Работа с лекционным материалом. 2. Подготовить опорный конспект-схему ответа по изучаемой теме. 3.Привести конкретные примеры учета индивидуальных особенностей персонала в практике работы технолога. 4. Ответить на вопрос: как отражается тип темперамента в индивидуальном стиле деятельности? 5.Заполнить словарь терминов по дисциплине «Психология и педагогика» по теме. Литература: 1. Выготский Л.С. Психология.- М., 2000 2. Изард К.Э. Психология эмоций, пер. с англ. – Спб, 1999 3.Основы психологии. Учебник для студентов первых курсов высших учебных заведений / Я.Л.Коломинский. – М.,2010 4. Психология: Словарь (Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского) - 2-е изд., испр. и доп. /М., 1990 5. Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики. – Ростов н/Д., 2007 Тема 5. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. 1. Работа с лекционным и справочным материалом. 2. Раскрыть степень соотношения и области применения понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». 3. Составить схему динамических процессов, возможных в малой группе. 4. Ответить на вопрос: «Какие факторы влияют на формирование и развитие личности?» 5. Заполнить словарь терминов по дисциплине «Психология и педагогика» по теме. Литература: 1.Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2000 2.Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития.- М., 2002 3.Основы психологии. Учебник для студентов первых курсов высших учебных заведений / Я.Л.Коломинский. – М.,2010 4. Психология: Словарь (Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского) - 2-е изд., испр. и доп. /М., 1990 5. Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики. – Ростов н/Д., 2007 Тема 6. Объект, предмет, задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики. Педагогика как единство воспитания и обучения. 1. Работа с лекционным материалом. 2. Работа с интернет –ресурсами. Подготовить опорный конспект-схему ответа по теме. 3. Дать объяснение категориям: образование, учение (обучение), воспитание, развитие, психологическая подготовка, самообразование и самовоспитание. 4. В чем заключается сущность воспитания и как оно связано с обучением? 5. Каково соотношение понятий «технология», «педагогическая технология» и «технология воспитания»? 6. Заполнить словарь терминов по дисциплине «Психология и педагогика» по теме. Литература: 1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновац. технологий, 2000. – 606 с. 2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие. - М.: Владос, 2000. 3. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.А. Константинов. - М.: 1996. 4. Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики. – Ростов н/Д., 2007 5. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие / И.Ф. Харламов - М.: Гардарики, 2003. Тема 7. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, задачи, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. 1. Работа с лекционным материалом. 2. Подготовка презентации. 3. Охарактеризуйте систему современного образования в России. 4. Подготовить ответы на вопросы: В чем заключается сущность непрерывного образования? Какова роль самообразования в личностном развитии и профессиональном становлении человека? 5. Заполнить словарь терминов по дисциплине «Психология и педагогика» по теме. Литература: 1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновац. технологий, 2000. – 606 с. 2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие. - М.: Владос, 2000. 3. Педагогика и психология / Е.В. Кравцова. – М. 2009 4. Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики. – Ростов н/Д., 2007 5. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие / И.Ф. Харламов - М.: Гардарики, 2003. Тема 8. Образовательная, воспитательная и развивающие функции обучения. Формы организации учебной деятельности. Методы, средства, приемы организации и управления педагогическим процессом. 1. Работа с лекционным и справочным материалом. 2. Подготовить презентацию на тему: «Классификация методов и средств обучения». 3. Самостоятельное выполнение домашних заданий с использованием обучающих тестов. 4. Заполните словарь терминов по дисциплине «Психология и педагогика» по теме. Литература: 1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновац. технологий, 2000. – 606 с. 2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие. - М.: Владос, 2000. 3. Педагогика и психология / Е.В. Кравцова. – М. 2009 4. Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики. – Ростов н/Д., 2007 5. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие / И.Ф. Харламов - М.: Гардарики, 2003. Тема 9. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. 1. Работа с лекционным материалом. 2. Подготовить опорный конспект-схему ответа по изучаемой теме. 3. На основе сравнительного анализа общего и семейного воспитания определите специфические особенности последнего. 4. Оцените возможность реализации изученных видов рациональных воспитательных отношений в моделях семейных отношений. 5. Раскройте сущность технологии семейного воспитания: принципы и правила, методы и средства, виды рациональных воспитательных отношений. 4. Заполните словарь терминов по дисциплине «Психология и педагогика» по теме. Литература: 1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновац. технологий, 2000. – 606 с. 2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие. - М.: Владос, 2000. 3. Педагогика и психология / Е.В. Кравцова. – М. 2009 4. Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики. – Ростов н/Д., 2007 5. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие / И.Ф. Харламов - М.: Гардарики, 2003. |