Скачать 60.93 Kb.
|
Урок трудового обучения в 3 классе Тема: Вытинанка. Вырезание розетковой вытинанки Цели: продолжить знакомить учащихся с искусством вытинанки, научить вырезать розетковую вытинанку, учить работать над проектами; развивать навыки работы по инструкционной карте, навыки работы с ножницами, мелкую мускулатуру рук, творчество; воспитывая интерес и уважение к национальной культуре, национальному достоянию, творческому труду людей, вызывать гамму положительных чувств и эмоций от соприкосновения с прекрасным. Оборудование: учебник по трудовому обучению для 3 класса, презентация «Вытинанка», вытинанки, проекты учащихся, таблица-кластер «Острова искусств», репродукции картин белорусского художника В. Никонова, фотопейзажи, инструментальная запись Свиридова вальс «Метель», треугольники с углом 60 градусов, ножницы, бумага, карандаш, стирка. Межпредметные связи: белорусский язык и литература, изобразительное искусство, музыка, математика, русская литература. Ход урока I Организационный момент. 1. Проверка готовности к уроку. II Основная часть. 1. Сообщение темы и задач урока. Учитель: Ребята, прочтите на доске тему урока и сформулируйте цели нашего урока: а) повторить все, что знаем о вытинанке; б) расширить свои знания о вытинанке; в) научиться вырезать розетковую вытинанку; 2. Беседа-рассказ о вытинанке и просмотр презентации а) Учащийся 1, слайды 1, 2, 3 Учащийся: Вытинанка (от белорусского слова «выцiнаць» - искусно вырезать) - это узор, вырезанный из бумаги черной, белой или цветной. В некоторых районах Беларуси она называлась «выразанка», «выстрыганка». Возникновение вытинанки связано с появлением бумаги. Как только в Китае во втором веке изобрели бумагу, сразу же появились желающие что-нибудь вырезать из нее. Но видом искусства вытинанка стала лишь в девятнадцатом веке, когда стало возможным купить бумагу относительно дешево. б) Работа по таблице «Острова искусств». Учитель: На каком острове будет жить вытинанка? Правильно, на острове Народные ремесла, так как возникла она как народное творчество. в) Учащийся: Декоративно-прикладное творчество - это искусство народа. Народ создавал вещи, придавал им красивую форму, затейливый узор, яркую расцветку. Народ стремился украшать и украшаться. И когда в девятнадцатом веке бумага стала доступна населению, люди стали украшать ею свой быт. Учитель: Как украшали крестьяне свой быт вытинанкой? Учащийся: Вытинанка – это занятие не менее популярное, чем вязание или вышивка. Крестьяне украшали свои избы каждый год перед Рождеством и Пасхой. Старые вытинанки снимались и заменялись новыми. Люди верили, что вытинанки не только украшают дом, но и оберегают его. г) Работа по таблице «Острова искусств». Учитель: Мы услышали, что вытинанка создавалась с целью украшать, так, может быть, вытинанка поселилась еще на каком-то из островов? Правильно, вытинанка потихоньку приживается на острове «Дизайна». Многие профессиональные художники-дизайнеры изучают вытинанку, занимаются ею, развивают это искусство и применяют в своей работе. Художники украшают вытинанкой интерьеры помещений, декорации к спектаклям, здания к праздникам. Особенно это заметно перед Новым Годом. д) Учащийся 3, слайды 4, 5, 6, 7, 8, 9 Учащийся: Основные мотивы вытинанок: - Женщины - Деревья и цветы - Птицы - Народные праздники Женщины изображаются в красочных костюмах. Руки женщин часто подняты вверх, к солнцу, к теплу. В руках у женщин цветы, птицы, символизирующие связь земли и неба. На вытинанках изображают обычных птиц: петухов, индюков и павлинов. Деревья и цветы очень красивы. Дерево - символ жизни. Корнями оно уходит глубоко в землю, а ветвями тянется к небу, символизируя память о предках, о душах умерших. Народные праздники. На этих вытинанках изображаются сценки народных праздников. Девушки и парни танцуют, одеты в красивые костюмы. е) Виды вытинанок. Слайды 9-11 ж) Музей вытинанок. Слайд 12 з) Проекты учащихся «Вытинанка в нашей жизни»: - Поздравительные открытки; - Оформление подарков; - Изготовление карнавальных костюмов; - Красочные панно. Сказочный замок; - Веер (игрушка); - Вторая жизнь старых вещей. Украшение горшка для цветов; - Ажурные салфетки под торты; - Обереги. Птица; - Герои для настольных или кукольных театров. Снегурочка, Снежная королева; - Комплект занавесочек на окошко для Лисички-сестрички; Учитель: Проекты очень интересны, я думаю, что работая над ними вы получили не меньшее удовольствие, чем мы, когда знакомились с ними. Итак, вытинанка живет в нашей жизни, и, как всякое искусство, не может не найти отклика в душе человека, и потому рождаются поэтические строки. …Быть может, когда-нибудь, много лет назад, какой-нибудь мальчик, зимним вечерком, вырезая вытинанку, сочинил вот эти строки. Давайте прочтем хором: Выразаю кветачку, А за ей сурвэтачку, А за ей фiраначкi Для сястрычкi Ганначкi Учитель: Што такое сурвэтачка? Што такое фiраначкi? 3. Практическая часть. а) Чтение девочкой стихотворения Л. Заблоцкой «Снежинки»: Звездочка пушистая В воздухе кружится, Легкая, искристая, На ладонь ложится. Разве это звездочка? Может, просто льдинка? Стала эта звездочка Капелькой-дождинкой. в) Физминутка. Учитель: Давайте и мы представим себя снежинками и покружимся в вальсе. Звучит вальс Свиридова к повести А. Пушкина «Метель», учащиеся выполняют несложные движения в такт музыки под руководством одного из ребят или девочек. г) Учитель: Несколько снежинок расположились у нас на доске. И сейчас мы должны научиться вырезать снежинки шестиконечные, такие как в природе. Для этого нужно по-особому сложить бумагу. д) Знакомство с инструкционной картой в учебнике. Учитель: Для того, чтобы сложить бумагу правильно, нам необходим особый треугольник, у которого есть угол 60 градусов. Покажите этот угол. Именно он помогает разделить развернутый угол на равные части. Теперь нужно определиться с бумагой. -Почему снежинки у нас в учебнике разного цвета? Давайте посмотрим, какого цвета снег на картинах белорусского художника Никонова «Сиреневый лес», «Серебряный лес», «Закат в сосновом лесу», на фотопейзаже? Чистого белого цвета в природе не существует, белый цвет всегда вбирает какие-то оттенки, поэтому и снежинки могут быть разные. Но мы ведь хотим украсить окна к празднику. -Какого цвета бумага на окнах будет смотреться наряднее? е) Дети берут лист белой бумаги и складывают по инструкционной карте. Самостоятельная работа. ж) Рисование узора. Учитель: Все вместе мы сделаем снежинку, которую я назвала «Еловая шишечка». Вторую снежинку вы нарисуете и вырежете сами, дадите ей название. Давайте вместе выполним рисунок: Шаг 1. Заготовку линией делим пополам. Шаг 2. Рисуем полуовал. Шаг 3. В полуовале рисуем одинаковые лучики. Шаг 4. Наносим штриховку. Заштрихованные места мы должны обрезать. Шаг 5. Проследите дорожку за указкой, где вы должны будете вырезать. з) Работа в паре. Дети проверяют друг друга, проводя карандашом по линии, по которой будут вырезать. и) Повторение техники безопасности при работе с ножницами. к) Вырезание. Учитель: Обрезаем заготовку по полуовалу. Вырезаем треугольники. Ножницы идут по встречным линиям и треугольники должны падать на парту. л) Демонстрация готовых снежинок. Дети поднимают снежинки вверх. м) Творческая разноуровневая работа. Уровень 1. Вырезать свою снежинку. Уровень 2. Вырезать снежинку, у которой лучи чередуются. Для этого узор рисуют по краям заготовки, как у розовой или сиреневой снежинки. 4. Рефлексия. Ученики помещают свои снежинки на доску. Тихонько звучит вальс Свиридова, все вместе любуются работами. Учитель: Поднимите левую руку ладошкой вверх. На ней ваши знания до сегодняшнего урока. Поднимите правую руку ладошкой вверх. На ней знания и умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке. Соедините их вместе и скажите себе: «Я молодец, я преумножил свои знания и умения». Музыка звучит громче в течение минуты. Музыка замолкает. Учитель: Спасибо, ребята, за урок. |