Скачать 33.44 Kb.
|
Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: « Выборочное изложение « Первое знакомство» по рассказу А.П. Чехова « Белолобый» (повествовательный текст с элементами описания) Лаврентьева С.Е., учитель МОУ « МСОШ № 1». Цели: 1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль; 2. Учить устанавливать границы высказывания и в рамках этих границ научит подробно передавать содержание прочитанного; 3. Учить составлять план текста, отбирать языковой материал для передачи темы и идеи текста; 4. Развивать логическое мышление, устную и письменную речь; 5 . Воспитывать личность, способную оценивать поступки героев, с точки зрения нравственности и этики. Ход урока. 1. Организационный момент: - Ребята! Проверьте готовность к уроку. - Сегодня нам предстоит интересная и сложная работа, давайте настроимся на урок и пожелаем друг другу удачи. 2.Мотивация. - Вы хотели бы продолжить работать с произведением А.П. Чехова на уроке русского языка? - Как можно поработать с художественным произведением на уроке русского языка? ( версии детей) 3 Актуализация. - Сегодня мы будем писать выборочное изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». - Что значит написать выборочное изложение? Вспомним памятку. - вспомните , о чём этот рассказ? - Кто главный герой рассказа? -какая история с ним приключилась? 4. Выбор границы, излагаемого текста. Пролистайте рассказ. - Сколько в нём частей? - Как произошло первое знакомство щенка с волчицей? - найдите этот отрывок в начале второй части. - прочитайте отрывок про себя и определите его тип. (Повествовательный текст с элементами описания) - Прочитаете текст вслух. Когда мало-помалу всё затихло, волчиха успокоилась и стала замечать, что её добыча, которую она держала в зубах и волокла по снегу, была тяжелее и как будто твёрже, чем обыкновенно бывают в эту пору ягнята; и пахло как будто иначе, и слышались какие-то странные звуки… волчиха остановилась и положила свою ношу на снег, чтобы отдохнуть и начать есть, и вдруг отскочила с отвращением. Это был не ягнёнок, а щенок, чёрный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб, как у Арапки. Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка. Он облизал свою помятую раненую спину и, как ни в чём не бывало, замахал хвостом и залаял на волчицу. Она зарычала, как собака, и побежала от него. Он за ней. 5 .Анализ отрывка. - Какая беда случилась с щенком? - Почему волчица схватила щенка? Чем закончилось это происшествие? - Давайте озаглавим этот отрывок. Выберите тот заголовок, в котором полнее передана главная мысльт. « Необычная добыча», « Первое знакомство», « Белолобый». 6. Работа над планом. - Прочитайте текст про себя и подумайте, на сколько частей его можно разделить? - До каких слов первая часть? Как озаглавим? 1. Добыча волчихи. Посмотрите на иллюстрацию ко второму отрывку ( изображение щенка) -Какие предложения из текста подходят? Как озаглавим вторую часть? 2. Щенок. - Какую картину вы нарисовали к третей части? - Как озаглавим третью часть? 3 Первое знакомство. 7. Отбор языкового материала. - Когда волчица впервые заметила, что её добыча не похожа на ягнёнкак? - Как вы понимаете выражение « Мало-помалу»? - Что значит, волокла по снегу? - Перечитайте вторую часть. Подберите синоним к слову ноша. - Как повела себя волчица, узнав, что это не ягнёнок? - Что значит «отскочила с отвращением»? - Как автор описывает Белолобого? - Как вы понимаете выражение « крупной породы»? -Подберите синоним к слову манеры. Найдите в третей части слова, обозначающие действия щенка. - Что значит « как ни в чём не бывало»? - Как повела себя волчица? - Вместо какого слова употреблены слова « она», « от него»? - Как ответил Белолобый на недовольство волчицы? - Вместо какого слова употреблены слова «он», « за ней»? - Каким словами можно заменить слово волчица, щенок? 8 Орфографическая подготовка. - Посмотрите на доску. -Прочитайте слова и найдите орфограммы. Мало-помалу, успокоилась, добыча, волокла, ягнята, отскочила с отвращением, породы, манеры, невежа, раненую, как ни в чём не бывало. 9.Повторение содержания. - Посмотрите на составленный план. - Попробуйте пересказать текст друг другу. 10 . Самостоятельная работа. - Как оформляется текст на письме? 11. Подведение итогов. - Поднимите руку, кто справился с работой. - Кто хочет прочитать своё изложение. |