Скачать 50.37 Kb.
|
ГБС(К)ОУ школа-интернат № 2 городской округ Жигулёвск КОНСПЕКТ урока русского языка в 3 «Б» классе Написание существительных с шипящими на конце Подготовил и провёл: учитель начальных классов Белозёрова Л.А. Жигулёвск 2013 г. Тема урока: Написание существительных с шипящими на конце. Цель: упражнять в написании слов с шипящими на конце. Задачи: Коррекционно-образовательные: - продолжать формировать умение распознавать имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце; Коррекционно-развивающие: - формировать навык самоконтроля; - развивать словесно-логическую память; Коррекционно-воспитательные: - воспитывать интерес к предмету. Оборудование: учебник «Русский язык»; карточки – опоры для слабоуспевающих учащихся; карточки для работы в парах; картинки для словарной работы: медведь, воробьи, тетрадь, корабль, картофель, морковь, сирень, соловьи. Ход урока:
Я тетрадочку открою И как надо положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. а) бб бб бб б) берёза, берёзовый, берёзка – Что вы можете сказать про эти слова? (Они однокоренные.) в) Составление предложений с данными словами. г) Запись одно из предложений и разбор его по членам предложения и по частям речи: п. сущ. гл. прил. сущ. В поле растёт кудрявая берёзка.
Летом бродит он по лесу Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге От мороза прячет нос. (медведь) Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает. (воробей) То я в клетку, то в линейку, Написать по мне сумей-ка. Можно и нарисовать, Что такое я? (тетрадь) Медведь, воробьи, тетрадь, корабль, картофель, морковь, сирень, соловьи. – Что общего у этих слов? (Во всех словах есть мягкий знак.) – Что он здесь обозначает? (в словах медведь, морковь, сирень, корабль, картофель, тетрадь - мягкий знак является показателем мягкости согласных. А в словах воробьи, соловьи отмечается разделительный мягкий знак.)
Задание: определи род имён существительных. (Дети поднимают карточки.) Кирпич, сестра, гараж, вещь, молодежь, небо, окно, ночь, чиж, ёж. – Вспомните, как пишутся существительные женского рода с шипящим звуком на конце? – Как пишутся существительные мужского рода с шипящим звуком на конце?
Вышел зайчик на лужок, На зелёный бережок. Потирает зайка нос, Чтобы носик не замёрз. Серый зайчик вместе с нами Потирает над бровями. Зайка лапкой лапку трёт, Зайка песенку поёт: «Ой, спасибо, вам, друзья, Мне без вас никак нельзя».
Задание: записать слова в два столбика: 1 столбик – существительные мужского рода, 2 столбик – существительные женского рода.
Муж. р. Жен. р. ключ ночь Малыш помощь камыш речь борщ мышь ёж
I вариант II вариант III вариант Андрей Анора Ходжиабар Рузик Нина Абдулазис Женя Витя Джамиль Ибрагим Мавлонбек товари… ланды… (м.р.) (ж.р.) но… (ч,чь) молодё… глу… (ж.р.) (м.р.) шала… (ш, шь) пла… ту… (ж.р.) (м.р.) лу… (ч,чь) ре… ме… (м.р.) (ж.р.) помо… (щ,щь) полно… гара… (ж.р.) (м. р.) чи… (ж,жь) Взаимопроверка.
а) Подсказка для слабоуспевающих (Джамиль, Малонбек, Ходжиабар): помощь, обруч, ключ, ландыш, мышь, мяч; б) проверка выполнения упражнения 456; в) – На конце существительных какого рода пишется «ь»? – На конце существительных какого рода не пишется «ь»? – Является ли мягкий знак показателем мягкости согласных в данных словах? – Какова же его роль в этих словах? Вывод: мягкий знак пишется у существительных женского рода с шипящим звуком на конце.
|