Скачать 172.52 Kb.
|
Н. В. Лозовская Методическая разработка урока Музыка в 6 классе «Колокольность в симфонии-действе «Перезвоны» В.Гаврилина и музыке русских композиторов».
НОУ Заокская Христианская СОШ Автор: Лозовская Наталия Вячеславовна Дата рождения: 25 марта 1969 г. Педагогический стаж: 26 год Квалификационная категория: нет Образование: высшее специальное. 2. Характеристика методической разработки. Цель урока:
русской музыки, но и символические часы жизни человека. Задачи урока:
В. Гаврилина и творчестве русских композиторов.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Место урока в системе Урок в 6 классе, II четверти. Знакомство с произведением В. Гаврилина «Перезвоны». Урок суммирует и обобщает пройденный музыкальный материал (произведения русских композиторов, в которых используется колокольность) в начальной школе и 5 классе. Основная проблема, актуальность Основная проблема урока заключается в нахождении ответа на вопрос: Какова роль колокольного звона в отечественной культуре, творчестве русских композиторов и жизни человека. Симфония-действо «Перезвоны» В.Гаврилина – это размышление о праздничной и будничной жизни русского народа, в которой колокола и колокольчики – это символические спутники жизненного пути человека. Колокольностью В. Гаврилин в «Перезвонах» объединил важные истины: жизнь и смерть, грех и раскаяние, Отчизна, душа, совесть. Урок «Колокольность в симфонии-действе В. Гаврилина «Перезвоны» и музыке русских композиторов» помогает рассмотреть следующие важные для учащихся темы: исторический путь России (кантата «Александр Невский» С.Прокофьева, вступление к опере «Хованщина» М.Мусоргского), путь развития русской музыки (колокольность в творчестве С.Рахманинова) и смысл жизненного пути человека (В.Гаврилин «Перезвоны» - «Молитва», «Ти-ри-ри»). Содержание и структура методической разработки Методическая разработка содержит:
Новизна, практическая значимость Урок «Колокольность в симфонии-действе «Перезвоны» В. Гаврилина и музыке русских композиторов» в 6 классе - имеет большую практическую значимость, так как при изучении понятия «колокольность» учащиеся имеют возможность суммировать и по новому осмыслить уже пройденный материал по музыке. Новизна урока заключается в следующем: показать учащимся, что колокольность – это не только эмблема отечественной культуры и русской музыки, но и символические часы жизни человека. На уроке использованы воспитательные возможности учебного материала:
Выполненный объём работы, полученные результаты При подготовке к уроку были изучены музыкальные произведения русских композиторов, в которых используется колокольность, прочитана книга А.Цветаевой «Мастер колокольного звона», просмотрен фильм А.Тарковского «Андрей Рублев», подготовлены карточки для игры на цветных колокольчиках, проработан различные сайты в Интернете. В результате был собран обширный материал, который может быть использован на других уроках. 3. Конспект урока. Тема урока: «Колокольность в симфонии-действе В. Гаврилина «Перезвоны» и музыке русских композиторов» Цель урока:
русской музыки, но и символические часы жизни человека. Задачи урока:
В. Гаврилина и творчестве русских композиторов.
Наглядные пособия, ТСО:
4. Ход урок. Подготовка:
План урока:
План-конспект 1. Урок начинается с прочтения стихотворения (слайд 1). Ф.И. Тютчев «ВЕЧЕР» Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон, Как шорох стаи журавлиной, И в шуме листьев замер он. Как море вешнее в разливе, Светлея, не колыхнет день, - И торопливей, молчаливей Ложится по долине тень. Сегодня мы познакомимся с колокольностью в творчестве русских композиторов и подумаем, почему современный композитор В. Гаврилин избрал колокольность, как символ пути человеческой жизни. Вы прослушали стихотворение Ф. Тютчева «Вечер». Обратили ли вы внимание на то, с чем сравнивает поэт колокольный звон? (слайд2. «Стихотворение Ф. Тютчева).
(Слайд 3. И.Левитан «Над вечным покоем») Стихотворение Ф. Тютчева созвучно картине И. Левитана «Над вечным покоем» и музыкальному произведению В. Гаврилина «Перезвоны». (Слайд 4, фотография В.Гаврилина). 2. Симфония-действо «Перезвоны» написано композитором для солистов, хора и ударных инструментов. В основе этого произведения – впечатления композитора от рассказов известного писателя, актера и режиссера В. Шукшина. В. Гаврилин так говорил о своем произведении: (слайд 5) «Все написанное В. Шукшиным предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля». Я приглашаю вас выйти на простор русской истории, русской музыки и поразмышлять об этом символическом свете, который мы называем колокольностью. Колокольность пронизывает всю ткань сочинения В. Гаврилина. В «Перезвонах» звучат колокола и колокольчики. Они выступают, как символы, сопровождающие жизненный путь человека. Давайте послушаем «Молитву» из симфонии-действа «Перезвоны» и постараемся заполнить таблицу «Искусство восприятия музыки». 3. Слушание музыки: В.Гаврилин «Молитва» (слайд 6 «В.Гаврилин Симфония-действо «Перезвоны»- «Молитва»). В «Молитве» человек, а из контекста симфонии-действа мы видим, что это бывший разбойник, обращается к Богу и просит помиловать его. Это не просто молитва, это осмысление человеком своего жизненного пути. Сопровождает молитву звучание колокола. Это звучание воспринимается как биение человеческого сердца, как удары часов жизни. 4. Часы жизни, часы истории. Почему именно колокольность стала такими символическими часами? Давайте ответим на вопрос, а что мы понимаем под словосочетанием колокольность в музыке? Варианты ответов учащихся:
Русские композиторы звучание колоколов изображали средствами гармонии и оркестра или использовали реальные колокольные звуки и вводили их в свои произведения. Музыка звонов так красива и необычна, и композиторы всегда стремились передать в своих произведениях подлинное её звучание. Музыканты даже придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по звучанию – от звонкого, легкого, до басовитого, гудящего. Этот музыкальный инструмент так и назвали – колокола. (Слайд 7 «Оркестровые колокола»). Колокольные звоны явились самым ярким звуковым красочным элементом в русском искусстве, поэтому именно колокольность определила и оказала влияние на русскую композиторскую музыку. Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков, как в оперном, так и в инструментальном жанрах. Об этом ярко написал выдающийся критик В.Стасов: «В который раз являются у нас звоны: без них русская школа жить не может!» (слайд 8, В.Стасов) 5. Сейчас мы поработаем в группах. Разобьем класс на 3 группы. Каждой группе я раздам портреты русских композиторов. Вы попытайтесь вспомнить музыкальный материал, который проходили в начальной школе и 5 классе и найти портреты тех композиторов, в музыке которых, по вашему мнению, используется колокольность. Идет работа в группах. Потом представители от каждой группы выходят к доске и показывают выбранные ими портреты композиторов. Вы совершенно правильно выбрали композиторов. Но зададимся вопросом: почему именно к колокольным звонам проявляли композиторы такой большой интерес?! 6. Колокол в Древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула. Давайте послушаем вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве реке». (Слайд 9, «Рассвет на Москве-реке») Представьте себе раннее летнее утро. Над рекой поднимается густой туман и обволакивает все вокруг. Но среди этого тумана мы слышим удивительные звуки, которые передаются инструментами оркестра: петушиное пение, пастуший рожок. А самое главное – перезвон колоколов. Колокола московских церквей, сливаясь в единый удивительный ансамбль, создают неописуемую картину утра. Колокольные звоны мастерски переданы М.Мусоргским звуками симфонического оркестра. Какая картина встала в вашем воображении, пока звучало вступление к опере «Хованщина»? Вы услышали могучее тревожное звучание больших колоколов и звонкие, перекликающиеся голоса малых колокольчиков? Во вступлении к опере «Хованщина» М. Мусоргского мы можем отметить первый вид использования колокольности в музыке: это изображение звучания колоколов средствами гармонии и оркестра. 7. А вы знаете, как появились колокола? С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашних животных звенящие предметы, чтобы стадо коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались «ботала», и свою задачу они выполняли исправно – отгоняли от стада хищных зверей. Но специально отливать колокола стали в Италии, По преданию, еще в IV веке один монах заболел, пошел в лес за целебными травами, устал да и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку, даже скорее не музыку, а перезвон. От этого перезвона болезнь куда-то стала уходить и монах начал выздоравливать. Когда ж он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. Монах вернулся в монастырь и отлил из металла копию этого цветка. На итальянском языке слово «цветок» произносится «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом – «кампанелла», что по-русски и означает «колокольчик». На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам. Но в конце XV века русские мастера сами овладели секретами создания «кампанелл», да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов. Сейчас мы посмотрим отрывок из художественного фильма режиссера А.Тарковского «Андрей Рублев». Вы узнаете, каким непростым делом было отлитие колоколов.
9. А сейчас мы перенесемся в начало XIII века. Русь находится под татаро-монгольским игом. Вся южная часть русского государства изнемогает от жестокости завоевателей. А с севера – новая беда. Лезут на страну шведы да немцы. Но наша страна всегда была богата героями. Вот и в 1240 году князь Александр Ярославович разбил наголову отряд шведских рыцарей. Битва эта произошла на реке Неве, и победитель получил за это прозвище Невский. А через два года крестоносцы захватили Псков и двинулись дальше – на Великий Новгород. Встревоженные новгородцы создали городское собрание – вече, о котором людям сообщил новгородский вечевой колокол. Сейчас мы выберем из ребят героев нашей небольшой инсценировки – Александра Невского, автора повествования, новгородский люд и попытаемся ощутить дух того непростого времени. Из учащихся выбираются автор, Александр Невский, жители Великого Новгорода, народ. Автор: Новгородцы решили позвать предводителем Александра, по прозвищу Невский. О нем народ уж и песни слагает. Звучит отрывок из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» - «А и было дело на Неве реке», учащиеся, играющие новгородцев, подпевают. Александр Невский: На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу! Бей, колокол Новгородский, созывай народ под знамена русские. Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля. 10. Звучит отрывок из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» - хор «Вставайте, люди русские» (Слайд 10). Вы заметили, что С. Прокофьева использует колокольность в кантате «Александр Невский» в ином ключе: музыкальный язык хора «Вставайте люди русские» словно рисует движение раскачивающегося колокола, также композитор вводит и реальные звуки оркестровых колоколов. 11. Творчество С. Рахманинова и колокольность – два неразрывных понятия. Всю музыку композитора пронизывает колокольный звон. Колокольность С. Рахманинова – это выражение коренного национального начала в его музыке. Уже первые творческие опыты композитора были связаны с музыкой звонов. Это не случайно. «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванившимися большими колоколами Новгородского Софийского собора, которые я часто слышал…» – писал в воспоминаниях композитор (Слайд 11). «У С. Рахманинова колокольность вплетена в ткань музыки, становится в самых различных окрасках, толчках, ритмоузорах, ритмогармониях… раскрытием психологических состояний встревоженного человечества» - так о колокольности в творчестве Рахманинова писал Б. Асафьев. (Слайд12). Влияние искусства колокольных звонов ярче всего сказалось на особенностях ритма и фактуры музыки Рахманинова. 12. Сейчас мы послушает отрывок из Второго концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова и обратим внимание на то, как композитор с помощью ритма и фактуры изображает колокольный звон. (Слайд 13). Рефлексия. 13. Давайте суммируем все, что мы узнали о колокольности в творчестве русских композиторов. Я предлагаю вам открыть учебники 5 и 6 класса и постараться найти темы, в которых упоминаются композиторы, в творчестве которых используются колокольные звоны. Свои находки зафиксируйте в кроссворде «Колокольность в музыке русских композиторов». Учащиеся работают с учебниками и составляют кроссворд. После кроссворды показываются всему классу. 14. У вас получились интересные кроссворды. Их вы завершите дома. А сейчас в игровой форме мы закрепим то, что узнали на уроке. На доске висят нотки. Под каждой ноткой спрятано название музыкального произведения. По очереди, желающие будут подходить к доске. Надо открыть нотку, прочитать название произведения и назвать правильно автора этого сочинения. Идёт игра с нотками. 15. Ну а теперь настало время игры на цветных колокольчиках. Каждый колокольчик играет свою ноту, но ноты можно собрать в аккорды. Когда мы играем все вместе, внимательно и слажено, то получается прекрасный ансамбль. Обратите внимание, что во время пауз колокольчик слушает биение вашего сердца. Игра на цветных колокольчиках. Итог 16. Человека можно сравнить с колоколом или колокольчиком. Что общего между нами и колоколом. Ответы учащихся:
Существует даже такая метафора «человек-колокол», так говорят о человеке, который провозгласил какую-то важную весть. Но можно о человеке сказать: «человек-колокольчик». Какие слова будут характеризовать такого человека? Ответы учащихся:
У слова «колоколить» было переносное значение, которое приводит В. Даль в толковом словаре. Вот эти значения: колоколить - «скоро, звонко, без умолку говорить, тараторить, разносить вести». В. Даль приводит замечательные примеры пословиц из живого великорусского языка: «Чу, никак уже колоколят», «Полно, девка, колоколить-то». Давайте опять вернемся к произведению В. Гаврилина. Мы слушали «Молитву», в которой звучали реальные звуки колоколов. В «Перезвонах» В. Гаврилин также использует звучание колокольчиков в переносном значении – болтать, тараторить. Это передано в № 8 «Ти-ри-ри». В этом номере изображена жизнь простых людей, которые собрались поболтать, поговорить, пообщаться. Этот номер можно сравнить с переменкой в школе. 17. Слушание музыки: В. Гаврилина № 8 «Ти-ри-ри» (Слайд14). В. Гаврилин написал: «Сюжетно «Перезвоны» — это картина жизни человека» (Слайд 15). Жизнь человека - это разная колокольность: скорбная, серьезная и глубокая по содержанию, как мы слышали в «Молитве», светлая, беззаботная и радостная в части «Ти-ри-ри». Жизнь человека… Как зазвучит она? Звучанием каких колоколов наша жизнь будет сопровождаться? (Слайд 16). 18. Домашнее задание. Найти романсы и песни, в которых используются слова: звон, звенеть, колокольчик, колокола. Доработать кроссворд. 19. Примеры выполнения домашнего задания: Вечерний звон. Вечерний звон. Как много дум Наводит он. Бьют часы на старой башне, Провожая день вчерашний И звонят, звонят колокола. Однозвучно гремит колокольчик, И дорога пылится слегка, И уныло по ровному полю Заливается песнь ямщика, Люди мира на минуту встаньте! Слушайте, слушайте, гудит со всех сторон. Это раздается в Бухенвальде Колокольный звон. |