Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 111.57 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.10.2013
Размер111.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т.Актюбинский

Азнакаевского муниципального района


Открытый урок:

«Развитие жанра антиутопии в романе

Е.И.Замятина «Мы».

Составила: Н.Г. Ягудина

учитель русского языка и литературы

2 квалификационной категории.

Провела: 30.01.2009 года в рамках

Единого методического дня

«Использование инновационных

технологий в учебно-воспитательном

процессе».

2009 год


Открытый урок по теме:

«Развитие жанра антиутопии в романе Е.И.Замятина «Мы».

Урок предназначен для 11 класса социально-гуманитарного профиля.
Цели:

- углубить представления учащихся о жанре антиутопии;

- познакомить учащихся с биографическими данными писателя Е.И.Замятина, историей публикации романа «Мы»;

- развивать умение филологического (литературного) анализа художественного текста;

- помочь школьникам разобраться в проблематике романа;

- воспитывать чувство ответственности за будущее, умение делать свой выбор.
Задачи:

- проследить в системе отношений героев произведения определенные закономерности;

- помочь учащимся понять противоречивую природу героев.
Это первый урок по изучению творчества Е.И.Замятина и истории публикации романа «Мы». На последующих уроках будут рассматриваться темы: «Судьба личности в тоталитарном государстве», «Разоблачение идей механизированного общества в романе Е.И.Замятина «Мы». Это учебное занятие представляет собой урок личностно ориентированного развивающего обучения. Урок позволяет пополнить опыт творческой деятельности и развивает эмоционально-ценностный мир личности через сопереживание, сочувствие героям. Обучает школьников внимательному, творческому чтению через организацию процесса чтения как воображаемого диалога читателя с писателем. Система уроков по роману «Мы» построена таким образом, чтобы первый и последний уроки сомкнулись, образовав «смысловое кольцо».

Для проведения урока класс разделился на две группы. Работа в группах требует умения не возвышаться, прислушиваться друг к другу, строить высказывания так, чтобы слушателям было понятно.
Для урока были приготовлены тексты романа «Мы» для работы над содержанием, философские словари для разъяснения основных наиболее употребительных понятий и терминов.
Оформление доски. Число, тема, эпиграфы, словарь урока, домашнее задание. На обратной стороне доски – разъяснение терминов.
Словарь урока:

- утопия; - тоталитарное государство;

- антиутопия; - оксиморон (оксюморон).
Подготовительная работа:

- прочитать роман Е.И.Замятина «Мы»;

- подготовить индивидуальные сообщения:

1. Развитие утопии.

2. Развитие антиутопии.

3. Биографические сведения о писателе Е.И.Замятине.

4. История публикации романа «Мы».

Виды деятельности:

1. Слово учителя.

2. Индивидуальные сообщения учащихся.

3. Беседа по вопросам.

4. Аналитическая беседа.

5. Анализ романа «Мы».

6. Записи в тетрадях.
Ход урока.

1. Организация урока. Создание эмоционального настроя.

Слово учителя.

Сколько лет живет человек на свете, столько он учится, узнает новое, открывает что-то неизвестное. Сегодня на уроке каждый из вас откроет для себя новую страничку в книге творчества Евгения Замятина. И, может быть, даже откроет что-то новое в себе, в своей душе.

Итак, я приглашаю вас на урок-открытие.
2. Сообщение темы, целей и задач урока.

Учитель.

Тема урока «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И.Замятина «Мы».

Цели: углубить представления о жанре антиутопии; познакомить с биографическими данными писателя Е.И.Замятина, историей публикации романа «Мы»; развивать умение филологического анализа текста; уметь разбираться в проблематике романа; воспитывать чувство ответственности за будущее, уметь делать свой выбор.

Задачи: проследить в системе отношений героев произведения определенные закономерности; помочь понять противоречивую природу героев.
3. Работа с эпиграфом.

Учитель.

Вы уже встречались с термином «утопия» на уроках истории. Вспомните значение этого слова.

(Утопия – вымышленная картина идеального жизненного устройства).

Учитель.

Итак, утопия – мечта. Почему же философ Бердяев предостерегает от осуществления утопии? На этот вопрос вы сможете дать ответ в конце урока. Сегодня на уроке состоится открытие вами нового эпического жанра – антиутопического жанра – антиутопического романа.

Термин учащиеся записывают в свои рабочие тетради, само понятие появится лишь к концу урока.

4. Индивидуальные сообщения учащихся.

1. Возникновение жанра антиутопии.

Мечта о построении, создании счастливого общества, основанного на социальном равенстве, справедливости, братстве на протяжении многих веков не давала людям покоя, а в период с 16 по 19 столетие в мировой литературе создается немало утопий.

НАИБОЛЕЕ ЯРКИЕ ПРИМЕРЫ.

Т.Мор «Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства или о новом острове Утопия» (1478-1535), где автор, критикуя эксплуатацию, изображал мир, где все трудятся

и все счастливы.

Итальянский гуманист Т.Кампанелла «Город солнца» (1568-1639).

Английский писатель-социалист В.Моррис «Вести ниоткуда».

Н.Г.Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны).

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» (Угрюм-Бурчеев).

Мечты остались лишь мечтами: более чем за четыреста лет ни в одном из существовавших обществ так и не удалось добиться ни равенства, ни справедливости, ни счастливой жизни для всех. О писателе.
В 20 веке, после того как был написан роман «Мы», сама жизнь опровергает утопические мечтания, доказав тем самым, что страшные предвидения Замятина оказались вполне осуществимыми.

Возникновение тоталитарных режимов вызвало сомнения в возможности существования идеального государства, общества. Отсюда – возникновение нового жанра, жанра антиутопии.
2. Краткие биографические сведения.

Замятин Евгений Иванович (1884-1937гг.) – прозаик. Родился в городе Лебедяни Тамбовской губернии в семье священнослужителя. Окончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института. Принимал участие в революционном движении 1905-1907 годов, подвергался репрессиям. В 1906-1911 годы жил на нелегальном положении. Литературный дебют в 1908 году оказался неудачным. Удача пришла позже, в 1913 году, когда была опубликована повесть «Уездное».

Дореволюционное творчество Замятина развивалось в традициях русского критического реализма Н.В.Гоголя, Н.С.Лескова и было окрашено демократическими идеями. Замятин был поистине русский человек. В этом заключалась его сила как художника и его трагедия.

Его отношение к старой России можно определить словами: «любовь-ненависть». Любовь к его истокам, здоровой народной основе, творческой одержимости русской натуры, ее готовности к революционному обновлению. И ненависть к самодержавно-политическим оковам, провинциальной тупости, резервуару дикости и бескультурья, который, как казалось писателю, невозможно исчерпать в обозримое время. Но писатель видел и другую Россию. В рассказах «Три дня» и «Непутевый» (где выведен «вечный студент» Сеня, гибнущий на баррикадах) автор показал протестующую, революционную Россию. В 1914 году за антивоенную повесть «На куличках» писатель был предан суду, а номер журнала, в котором появилась повесть, был конфискован.

В 1916 году писатель уезжает в Англию. Буржуазная цивилизация, превращающая человека в машину, дала материал для сатирической повести «Островитяне» (1918г.) и рассказа «Ловец человеков» (1918г.).

Осенью 1918 года Замятин возвращается в Россию. В Петрограде он встретил Октябрьскую революцию, пережил события Гражданской войны, жестокую разруху и голод. В это время он сближается с Горьким и участвует почти во всех его начинаниях по спасению культуры, однако более существенным было собственное художественное творчество Замятина этих лет. Сюда относится, прежде всего, оставшийся в рукописи(до выхода его в 1925 году за рубежом в переводах) фантастический роман «Мы», а также многочисленные рассказы, сказки, драматические «действа», в которых писатель так или иначе касался «больных» сторон революционной действительности: «Рассказ о самом главном» (1923г.), «Дракон» (1918г.), «Арапы» (1920г.), «Сподручница грешных»,

«Пещера» (1920г.), «Мамай» (1920г.), «Икс!» (1926г.), «Слово предоставляется товарищу Чурыгину» (1926г.), «Огни святого Доминика» (1920г.) и другие. В то суровое время многими пролетарскими писателями и литературными критиками это было воспринято как отступничество, как измена.
3. История публикации романа «Мы».

«Мы» - краткий художественный конспект возможного отдаленного будущего, уготованного человечеству, смелая антиутопия, роман-предупреждение. Но в то же время (и сегодня это очевидно) – вещь остросовременная. Написанный в 1920 году в голодном, неотапливаемом Петрограде, в обстановке военного коммунизма, с его вынужденной жестокостью, насилием, в атмосфере распространенного убеждения о возможности скорого скачка прямо в коммунизм, роман погружает читателя в то будущее общество, где решены все материальные запросы людей и где удалось выработать всеобщее, математически выверенное счастье путем упразднения свободы, самой человеческой индивидуальности, права на самостоятельность воли и мысли.

Это общество стен и проинтегрированной жизни всех и каждого, розовых талонов на любовь (на запись на любого нумера с правом опустить в комнате шторки), одинаковой нефтяной пищи, строжайшей, неукоснительной дисциплины, механической музыки и поэзии, имеющей одно предназначение – воспевать мудрость верховного правителя, Благодетеля.

Счастье достигнуто – воздвигнут совершеннейший из муравейников. И вот уже строится космическая сверхмашина – Интеграл, долженствующий распространить это безусловное, принудительное счастье на всю Вселенную.

В романе «Мы» писатель стремился рассказать о «так называемой «конвергенции», (на которую тайно или явно рассчитывали многие), то есть о смешении социальных систем в один технократический котел». Здесь выявляется борьба двух начал: за человека или (якобы для его же блага) против него; гуманизм или фанатизм, исходящий из того, что люди, народ нуждаются в жестоком пастыре. Неважно, кто он – обожествленный тиран или свирепый творец всего сущего; важно, чтобы человека можно было бы (ему на пользу) загнать в раба, в муравья, обезличенный нумер». К концу 20-х годов вокруг Замятина по ряду причин складывается враждебная «полоса отчуждения». В 1924 году в переводе американского врача-психиатра (выходца из России) Г.Зильбурга роман получил известность за границей и был тепло встречен американской критикой.

Осенью 1929 года в пражском журнале «Воля России» без ведома автора (в обратном переводе с английского) был напечатан, с сокращениями «Мы». Вскоре появились переводы на чешский язык. Это послужило началом широкой кампании против Замятина. Обреченный на творческое молчание, писатель обратился с письмом на имя В.И.Сталина с просьбой разрешить ему выехать за границу. В 1931 году его просьба была удовлетворена.

Только в 1952 году роман был опубликован на русском языке, но опять же не в России, а в США. Лишь в 1988 году, спустя более полувека после написания, «Мы» вышел в России. Сегодня мы имеем возможность читать его, размышлять над его страницами.
5. Анализ романа.

Учитель.

Вы самостоятельно прочитали роман «Мы». Что является предметом изображения в этом произведении?

Далекое будущее, 31 век. Казалось бы, создано, наконец, то государство-мечта, где все

Люди счастливы всеобщим «математически безошибочным» счастьем. Это не случайно, ведь люди всегда мечтают о гармонии, а заглядывать в будущее свойственно человеку. Будущее ему всегда представлялось прекрасным, еще со времен долитературных. Достаточно вспомнить русские народные сказки: ковры-самолеты и сапоги-скороходы для скорости, молодильные яблоки и живая вода для молодости и вечной жизни, скатерть-самобранка для достатка и сытной жизни…

Учитель.

Для чего изображается столь далекое будущее – 31 век?

Учитель.

Заметьте, в романе мечта основана не на путях развития техники, покорения, преобразования природы, а на пути развития человека, общества.

Учитель.

Что в центре внимания автора?

Проблема взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива, ведь прогресс науки, техники – это еще не прогресс человечества.

Учитель.

Сегодня на уроке говорилось, что жанр антиутопии начал активно развиваться в 20 веке и приобрел статус «романа-предупреждения» о возможном будущем. Исторический путь человеческого общества, как известно, не прямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором очень трудно найти нужное направление.

После 1917 года была создана попытка «выпрямить» эту запутанную нить истории. Е.И.Замятин проследил логический путь результата подобного действия, который привел к Единому Государству. Государству, где вместо идеального, справедливого. Гуманного, счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов-романтиков, обнаруживается бездушный казарменный строй. В нем не люди, а безликие «нумера», интегрированные в послушное и пассивное «мы», в котором не человеческое общество, а сложный неодушевленный механизм, то есть полная противоположность желаемому.

На основе противоположности строится и текст романа. Замятин активно использует в своем произведении сочетание противоположностей, оксюморонов.
Запись в тетрадь.

Оксиморон (оксюморон; от греческого охуморон – буквально: остроумно-глупое) – стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов.
Учитель.

Приведите примеры оксиморонов из романа.

Дикое состояние свободы; благодетельное иго разума; нащ долг заставить их быть счастливыми; самая трудная и высокая любовь – жестокость; математически безошибочное счастье; неомраченные безумием мысли лица; вдохновение – неизвестная форма эпилепсии; душа – тяжелое заболевание.
Учитель.

Чего достигает, добивается автор, используя эту стилистическую фигуру?

Вывод: именно оксюмороны подчеркивают ненатуральность, искусственность, противоестественность отношений между государством и людьми. При помощи этого стилистического приема показаны вывернутые наизнанку представления о человеческих ценностях.

Учитель.

Можно ли государство, показанное в романе, назвать идеальным?
Учитель.

Итак, «Мы» - не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия.
Учитель.

Запишите, как вы поняли, что такое антиутопия. Теперь сверьте ваше представление об антиутопии с тем, что записано на доске.
На обратной стороне доски запись: «антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу».
6. Заключительное слово учителя.

Антиутопия – это показ идеального государства, которое дошло в своем развитии до абсурда. Новый жанр был реакцией на политику тоталитарного государства. Писатель мечтал опубликовать «Мы» в России, но цензура сказала: «Нет!». Роман получил известность за границей – в 1924 году тепло встречен американской критикой. Только в 1952 году был опубликован русский текст, но не на родине писателя, а в США. Лишь в 1988 году, почти 70 лет спустя после его написания, роман вышел в России. И мы имеем возможность читать его, размышлять над его страницами.

«Мы» - первый роман-антиутопия, предупреждение об опасностях на пути реализации утопической идеи.
Учитель.

Что теперь вы можете сказать об эпиграфе к уроку?

Исторический путь человечества непрямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором трудно уловить истинное направление.

Знаменитый немецкий поэт Фридрих Рюккерт говорил: «Как ничтожен человек, при всем величии своем, в сравнении с вселенной! Как велик ты, при всей своей ничтожности, ты – частица вселенной». И этой частицей осознали себя некоторые герои произведения, поэтому именно надежду, а не пессимизм внушают они нам своими поступками. Замятин был убежден, что никогда не приживется в обществе этот механизированный коллектив, не знающий ни любви, ни счастья, ни радости в жизни.
Учитель.

А теперь письменно ответьте на вопрос: что бы вы взяли в будущее из нашего общества?
Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение «Судьба личности в тоталитарном государстве».

  2. Пересказать эпизоды:

а) сцена наказания преступника из Записи 9;

б) результат операции Д – 503.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск