ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА УРОКОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ КЛАССЕ Предмет «Русский язык»
Раздел «Самостоятельные части речи»
Подраздел «Существительное»
Тема «Род имен существительных»
Тематический элемент «Родовые окончания. Окончания: исключения и трудные слова» Состав класса: Полиэтнический. (4 учащихся, для которых русский является неродным) Краткое описание ЭОР
Местонахождение в ЕК: Русский язык/ «Русский язык. 5-7 класс» / Обучение/ Существительное / Тема 5. Род имён существительных. Родовые окончания. Окончания: исключения и трудные слова. Орфография: ь после шипящих/ Мультимедиа уроки/Повторение/Род имён существительных (часть 1)
Местонахождение в ЕК: Русский язык/ «Русский язык. 5-7 класс» / Обучение/ Существительное / Тема 5. Род имён существительных. Родовые окончания. Окончания: исключения и трудные слова. Орфография: ь после шипящих/ Мультимедиа уроки/Новый материал/ Род имён существительных. Трудные слова. Состоит из четырех частей. Включает одно задание на пятерку.
Местонахождение в ЕК: Русский язык. Обучающие тесты. 5-7 классы/ Имя существительное/ Обучение/ Существительное/ Тема 5. Род имён существительных. Родовые окончания. Окончания: исключения и трудные слова. Орфография: ь после шипящих/Творческое задание Цели:
Вспомнить род имен существительных и основные правила определения рода.
Научиться: определять род имен существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами и правильно выбирать окончания.
Понять лексические значения слов, которые встречались на уроке.
Развить умение работать в группах
Вовлечь учеников в «Диалог культур»
Развить способности делать выводы и обобщать
Условия для использования ЭОР
Оборудование: персональный компьютер учителя, проектор и экран или интерактивная доска / принтер. Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером, умение работать с проекционным оборудованием, детальное знакомство с презентацией по теме изучаемого урока Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов) - не требуется. Формы организации учебной деятельности
Коллективная работа и работа в группах под руководством учителя с целью контроля усвоения новых знаний. Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера
Роль учителя: организация занятия с помощью ЭОР, помощь ученикам в понимании материала, ответы на вопросы, организация и контроль коллективной работы учеников, контроль усвоения материала.
Роль компьютера: обучающая, информационная, контролирующая.
Роль ученика: повторение пройденного ранее материла, освоение нового материала, работа в группе, участие в подведении итогов, оценка достигнутых результатов.
Этап урока
(название, время)
| Сценарий этапа урока
(задания, деятельность учителя, учеников)
| Слайды, изображение
| Орг. часть и Мотивация познавательной деятельности 2 мин
| Доброе утро, ребята! Садитесь. Давайте посмотрим друг на друга. Как можно разделить наш класс? Правильно: На мальчиков и девочек. Давайте вспомним, на какие рода делятся имена существительные?
М.р. Ж.р. Ср.р.
|
| Объявление темы урока
Целеполагание 2 мин
| Тема нашего урока - «Род имен существительных». Вы уже много знаете по этой теме, но сегодня мы научимся определять род существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами, а также научимся правильно писать окончания таких слов. | На доске написано: Классная работа.
Род имен существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами.
| Повторение
6 мин
| Давайте посмотрим, с какими проблемами столкнулись наши друзья из виртуального класса?
(Смотрим первую часть медиа-урока на повторение)
Какие умнички наши виртуальные одноклассники, не правда ли? Не боятся задавать вопросы! Обсуждение с классом:
1. Род имен существительных - морфологический признак.
2. Как определить, к какому роду относятся одушевленные и неодушевленные предметы, что означают понятия: «одушевленный» и «неодушевленный».
3. Окончания, которые указывают на род.
4. Правило: «ь» в существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящий.
|
| Новая тема (Части 1-2 медиа-урока)
7мин
| Смотрим, выполняем вместе с интерактивными персонажами задания. Делаем перерывы для обсуждения. После просмотра части 2:
Дети, нужно запомнить , что существительные мужского рода с увеличительным суффиксом -ищ- – это слова-исключения. У них окончание -е, как у существительных среднего рода.
Давайте запишем в свои тетради эти слова-исключения. Выделим суффиксы и окончания.
| --
| Физкультминутка
2 мин
| МАРТЫШКИ (групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении) Мы - веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску, И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три!
| Картинка с изображением мартышек
| Новая тема
(Части 3-4 медиа-урока) 6 мин
| После просмотра Части 3:
Дети, давайте вспомним, что это за «звери» такие – Омонимы? Кто знает. Кто может придумать пример?
|
| Групповое задание 6 мин
| Делим детей на три группы. В составе каждой группы должны быть и инофоны, и русские.
Дети совместно должны выполнить одно из творческих заданий по теме (2-3 минуты)
Вместе решаем и обсуждаем все 3-и задания (3 минуты)
| Распечатки творческих заданий из ЭОР:
Например:
Про какие из этих словосочетаний можно сказать "масло масленое"? Аргументируйте свой выбор.
Древнее городище
огромный городище
большое кладбище
сильный морозище
| Диалог культур 5мин
| Ребята, а вы знаете, что в разных странах род у существительных, обозначающих один и тот же предмет, может быть разным? Конечно, во всех странах слово мальчик - мужского рода, а девочка – женского. Но вот с животными и неодушевлёнными предметами по-другому.
Например, в Испании слово дом – женского рода, а книга – мужского.
Кстати в испанском языке вообще нет среднего рода.
В Английском языке все животные среднего рода (хотя они одушевленные), слово корабль – женского.
Ребята, кто знает или изучает еще один язык, расскажите нам об особенностях рода в этих языках.
(Обсуждение)
| Пишем слова примеры на доске.
| Рефлексия. Подведение итогов урока
3 мин
| Ребята спасибо вам за урок, с вами очень интересно заниматься! Расскажите, а что
нового для себя узнали вы? Что понравилось? Что сложно и нужно повторить на следующем уроке? (Обсуждение)
|
| Домашнее задание
1 мин
| Придумать 10 слов с увеличительными суффиксами и 10 слов с уменьшительными суффиксами, разобрать эти слова по составу (приставка, корень, суффикс, окончание), определить и указать их род.
|
|
|