Скачать 72.67 Kb.
|
РЕФЕРАТ: Требования к оформлению курсовой работы по педагогическим дисциплинам Цит. по: Научная организация труда студента: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Г.В. Коган. – Мурманск: МГПУ, 2008 – С.33-37 «…Курсовая работа (проект) - это самостоятельное теоретическое или экспериментальное исследование студента. Включает исследование общих подходов к разрешению изучаемой проблемы, аналитический обзор источников с включением самостоятельных переводов научно – педагогической литературы. Данный вид учебной научно-исследовательской работы развивает умение работать с научной литературой, учит грамотно излагать свои мысли. Выполняется на протяжении всего курса под руководством научного руководителя. Темы курсовых работ, как правило, определяются и утверждаются на заседании кафедры и доводятся до сведения студентов. Курсовая работа состоит из титульного листа, плана (содержания), введения, основной части, которая включает в себя теоретическую и практическую главы, заключения, списка использованной литературы. Возможно наличие разнообразных приложений. Содержание курсовой работы должно раскрывать избранную тему, отображать логику и структуру ее изложения. Основная часть должна быть представлена двумя главами: теоретической и практической, которые при наличии достаточного материала могут делиться на параграфы. Содержание следует сразу за титульным листом. Введение в курсовой работе содержит следующие компоненты: обоснование актуальности представляемой проблемы на основе современных достижений науки (ф.и.о. ученых, занимающихся данной проблемой), формулировку цели и задач, объекта, предмета, гипотезы исследования, обоснования методологической основы исследования, описание структуры работы, указание темы и методик проведенного эмпирического исследования. При обосновании актуальности следует показать значение рассматриваемой проблемы на основе аналитических обзоров достижений науки, её значение для современной практики изучения явлений и процессов, а так же значимость освоения данной темы для специалиста. В целом здесь необходимо ответить на вопрос, почему важно и нужно изучать описываемую в курсовой работе проблему. Наиболее распространенной ошибкой является слишком широкий подход к проблеме актуальности, выражающийся в том, что значимость темы обосновывается важностью всей науки и различных исследований вообще. Осуществляя анализ литературы, студент должен показать, какой круг монографических работ, журнальных статей, справочных и иных изданий он изучил в процессе работы над темой, как отражена в них изучаемая проблема, какие из аспектов нашли достаточное освещение, а какие мало отражены, какова в целом степень изученности проблемы. Формулирование цели и задач курсовой работы дает возможность студенту более осмысленно подойти к раскрытию ее содержания. Цель - это то, ради чего выполняется работа. Задачи представляют из себя раскрытие, уточнение цели. Это то, что необходимо сделать, чтобы достичь цели. Формулируются задачи в терминах: изучить, показать, описать, проанализировать, выявить, разработать, опробовать в эмпирическом исследовании, обработать данные и т.п. Основная часть курсовой работы, как правило, состоит из двух глав или разделов, которые могут делиться на параграфы. Первая глава является теоретической, в ней раскрывается основное содержание проблемы: в чем состоит её специфика, для решения каких задач необходимо рассматривать данные вопросы. При написании первой главы важны полнота и глубина раскрытия содержания, широкое и умелое привлечение изученных работ, на которые в тексте обязательно должны иметься ссылки. Особое внимание при написании основной части уделяется отражению различных точек зрения, подходов, имеющихся в литературе по представлению проблемы исследования. Ценным является выявление того нового, что появилось в науке за последние годы, анализ отечественного и зарубежного опыта и традиций. Вторая глава должна содержать представление эмпирического исследования, которое провел студент с использованием определенного метода. Примерное название этой главы: «Изучение (исследование) … (указание темы исследования) с применением метода…(указание метода)». Данная глава должна содержать в себе все основные части отчета по исследованию. Основными составными частями данной главы являются: программа исследования, методика сбора и обработки информации, результаты обработки и анализа полученных данных. Разработанный инструментарий (анкета, опросный лист, путеводитель интервью, бланк наблюдений, классификатор контент - анализа, тестовые методики и пр.) прикладывается в виде приложения. В программе исследования должны быть указаны учебная цель и исследовательские цели и задачи, объект и предмет исследования, гипотезы исследования, проведено обоснование выборки и адекватности применяемого метода исследования его целям и задачам. При разработке программы исследования важно ставить узкие цели и задачи, ограничивать рамки объекта исследования, чтобы исследование реально можно было выполнить в рамках курсовой работы. При представлении методики сбора и обработки информации следует указать, где и как проводились сбор и обработка информации, подробно описать процедуру и технику сбора и обработки. В параграфе результаты обработки и анализа полученных данных дается описание и проводится анализ полученных результатов. При проведении исследования по количественной стратегии здесь строятся одномерные и двумерные частотные распределения в программе SPSS в табличной или диаграммной формах с их кратким анализом. Желательно выявлять наличие связей между переменными с помощью коэффициентов связи, содержательно и формально адекватных используемым шкалам измерения. При представлении материала в табличной форме в приложении могут быть представлены диаграммы, построенные по таблицам с наиболее интересными и важными результатами. При проведении исследования в качественной стратегии важно давать подробное описание и характеристику полученным материалам, проводить структурирование и типологизацию информации, выявлять причинные связи, строить обобщенную модель – теорию исследуемого случая, подтверждать делаемые выводы цитатами из интервью и т.д. В приложении желательно представить выдержки из интервью, дневников наблюдений и пр. В случае методологической темы курсовой работы в данном параграфе сопоставляются результаты, полученные по разным шкалам измерения, при различной формулировке вопросов, с разным построением анкеты и пр. (в зависимости от целей исследования) и делается содержательный анализ. В заключение курсовой работы обобщается вся выполненная работа, подводятся ее итоги, делаются выводы об успешности решения целей, задач и гипотезы, поставленных в программе исследования, а на основании этого – об успешности решения целей и задач курсовой работы. В целом заключение должно давать ответы на следующие вопросы:
Список литературы включает все изученные и использованные в процессе написания курсовой работы научные, учебно-методические и справочные издания (монографии, журнальные статьи, сборники статей и материалов, учебно-методические пособия, учебники, словари, справочники), а так же неопубликованные методические материалы и результаты прикладных и методических исследований. Возможно использование статей из газет и популярных изданий, в которых излагаются результаты социологических и маркетинговых исследований. При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц. Например: …21. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – 544с. Образец оформления статьи: …15. Рыжаков М.В. Содержание общего среднего образования: парадоксы развития.// Школьные технологии. – 2005. - №1. – С.4-10. Если это коллективный сборник: ...2. Введение в научное исследование по педагогике./Под ред. В.И.Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239с. При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета: ….23. Петражицкий Л.И. Техника научного самообразования.//Татьянин день. – 1995. - №3(23). – авг. – С.8-10. При оформлении электронного источника указывается: 1. Автор электронного документа. 2. Название документа. 3. Дата публикации версии документа. 4. Тип документа [ в квадратных скобках ]. 5. Дата обновления документа. …25. Смольникова И.А. (23 марта 1999) Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в школе. – Центр «Информатика» // Письма в emmissia offline. – СПб.: АИО [www. …..документ] . http: // www. informatica.ru / text/ school/ its.html (18 января 2000).
Особенно ценится использование свежих публикаций по теме, так как именно они отражают современный уровень достижений в области методики и техники социологических исследований. В то же время более ранние работы позволяют увидеть изменение во времени методологических подходов, методов, технических приемов, нормативных требований в области социологических исследований. При написании курсовой могут быть использованы неопубликованные материалы прикладных исследований различных исследовательских центров: анкеты, вопросники и другие основные и вспомогательные документы, описания проектов выборок, цифровые данные, отражающие результаты исследований, в виде таблиц сопряженности признаков, графики, диаграммы, аналитические справки и отчеты, а так же другие методические и аналитические материалы. На все подобные использованные материалы в тексте должны содержаться ссылки с указанием названия материала, автора и исследовательского центра. При проведении основной обработки полученных данных (построение таблиц, диаграмм и пр.) попутно делается их анализ и пишется параграф о результатах обработки и анализа данных. Для повышения наглядности изложения материала рекомендуется составлять диаграммы и графики, которые могут быть представлены в приложении. Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы: ПРОБЛЕМА → Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? ТЕМА → Как это назвать? АКТУАЛЬНОСТЬ → Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ → Что рассматривается? ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ → Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? ЦЕЛЬ → Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? ЗАДАЧИ → Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ → Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? …» |