Скачать 165.12 Kb.
|
Конспект Развлечения «Посиделки». в старшей группе д/с «Ромашка» (Фольклорный праздник) Муз. руководитель: Макеева С.А. 2007-2008 уч. Год. Место проведения: Зал детского сада. Тема: «Посиделки». Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества, развивать творческие способности детей, исполняя русские народные песни, танцы. Развивать сценическое мастерство. Воспитывать любовь к народной культуре. Способствовать развитию эстетического вкуса у детей. Оборудование: Аудиотехника, уголок русской избы, печь, пяльцы, глиняная и деревянная посуда, рубашки, лапти. Шумовые музыкальные инструменты, лавка, на столе самовар с угощениями: печенья и конфеты на каждого ребёнка. Музыкальный материал: Русские народные песни: «А я по лугу»; «Во кузнице…»; «Все мы песни перепели»; «Я на горку шла»; Частушки. Танцевальные композиции: «Тополек»; «А я по лугу»; «Барыня». Игры: «Сиди, сиди Яша»; «Плетень». Литературный материал: Русские народные пословицы, загадки. Зал оформлен в виде русской избы: печь, на стене зеркало, украшенное расшитыми полотенцами, на полке глиняная и деревянная посуда, стол, на столе самовар. За прялкой сидит бабушка Варвара сказительница (воспитательница). Хозяйка (ведущая) накрывает стол, прихорашивается перед зеркалом. (Между собой). Хозяйка: Бабушка Варварушка, что-то гости не идут, видно задерживаются. (Раздается стук в дверь.) А вот и они. Входят девочки. Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Девочки: Здравствуй, хозяюшка! (поклон). Здравствуй, бабушка! (поклон). Хозяюшка: «Хорошему гостю и хозяин рад!» Девушки: «А хозяюшка в дому, Как оладушек в меду». «Много гостей, много и новостей. «Что есть в печи- На стол мечи». Девушки: (друг к другу): У бабушки нашей посиделки будут, (к бабушке): Что ты, бабушка, нам прясть дашь Бабушка: Старым старушкам – шерсти клочок, А красным молодушкам – белый ленок. Раздает пяльцы с полотном, девочки усаживаются, изображают вышивание. Хозяйка: Проходите, красны девицы! Садитесь, выши- вайте, да петь не забывайте. Девочки поют русскую народную песню «Все мы песни перепели». По окончании песни. Хозяюшка: Голосисто поёте, видно в гости кого-то завёте? (Раздаётся стук в дверь). Хозяйка: А вот и ещё гости пожаловали. Пойду-ка я дверь открывать, гостей приглашать. (Открывает дверь). Это парни пришли, молодые – удальцы! Проходи, честной народ, не пыли, дорожка, Добры, молодцы идут, погулять немножко. (Девочки в это время прихорашиваются, мальчики проходят, садятся на стульчики, поклон хозяевам, девушкам.) Хозяйка: Вот мы и собрались в нашей хате на весёлые посиделки! Милости просим на чашечку чая! Рады всех мы пригласить, Петь, плясать и веселиться, И друг с другом подружиться. Ребёнок:1 Тара – бары – растабары, Выпьем чай из самовара С сухарями, с сушками, Со сладкими ватрушками, С бубликами вкусными, С пирогами русскими! Ребёнок:2 Чай с вареньем и с лимоном, С кренделями и с поклоном. Завари, и крепкий чай Добрым молодцам подай! Ребёнок:3 И внакладку, и вприкуску, Пейте чай, друзья, по-русски! Напился чаю от души, Веселись тогда пляши! Ребёнок:4 Мы веселые ребята, Мы нигде не пропадём, Если надо, то станцуем, Если надо, то споем! Ребёнок:5 Кто сказал – частушки вроде В наши дни уже не в моде? Да и разве дело в моде, Если любят их в народе! ( Дети исполняют частушки.) Хозяюшка: Ну-ка, быстро все вставайте, да частушку запевайте! Частушки мальчики: У ворот сидели Девочки – болтушки И с утра до ночи Пели всем частушки. Девочки: Мы частушек много знаем И весёлых, и смешных. Приглашаем, тех послушать, Кто не знает никаких. Девочка: Ты прости, дружочек Федя, Что тебя обидела. Я пирог твой откусила, А тебя не видела. Девочка: Ах, пятка носок, Расковыривай песок. Уж я так попляшу Вам всю избу распашу. Мальчик: Балалаечка играет, Балалаечка поёт! Балалайке сделай ножки Балалаечка пойдёт! Девочка: Я надену бело платье, Буду я красавица. Пусть лентяи не подходят, Пока не исправятся! Мальчик: Балалайка, балалайка, Балалайка семь досок Подберу такие струны Как у милки голосок! Девочка: Гармониста Петю я Давно заприметила. Играет он старательно. Моргает завлекательно. Частушки гармониста: 1 Мальчик: Я приду с гармошечкой Под твоё окошечко, Погляди, гармошка, Откроется ль окошко. 2 Мальчик: Я играю, замечаю. Кто кого из вас бойчей. Кто из вас из всех девчат Потанцует веселей. Все вместе: Мы частушек много знаем Под разлив гармошечки, У нас куплетов в голове, Как в мешке картошечки! Хозяйка: После таких частушек задорных, ноги сами в пляс просятся! Мальчики: Обойди весь белый свет, Лучше русской пляски нет, Балалайка и гармонь Разжигают в нас огонь! Девочки: Ай да ты, ай да я, Ай да барыня моя! Барыня, барыня, Попляшем, сударыня? Хозяюшка: Выходите, попляшите Своей пляской всех зажгите. Исполняется пляска барыня. Хозяйка: Ну, что бабушка, понравились тебе наши танцоры? Бабушка: Ой, да молодцы, Повеселили меня от души! Хозяйка: Бабушка, а что интересного ты нам припасла? Бабушка: Я весной на завалинке, а зимой у окошка сижу, Сижу, на народ гляжу, Все всегда запоминаю Да в копилку собираю. Это вот моя корзинка - Копилка. Сяду рядышком на лавке. Вместе с вами посижу, Загадаю вам загадки, Кто смышленей погляжу! (Загадывает загадки в русском стиле).
Наедается нескоро, Но зато, когда сыта От Федоры теплота (печка). Хозяюшка: Ну, какая русская изба без печки? У нас она тоже есть. Бабушка: 2)Кривая собачка В печку глядит (кочерга). 3)Морщинистый Тит Всю деревню веселит (гармонь). 4)Четыре ноги, Два уха, Один нос да брюхо. (Самовар). 5)Шипит, Кипит, Всем чай пить велит. (Самовар). Хозяйка: Да, ни одни посиделки не обходились без самовара, ведь: «Чай пить - не дрова рубить». Ребята не зря я назвала эту пословицу, вы ведь тоже много знаете пословиц и поговорок, давайте подарим их бабушке, пусть положит их в свою корзинку – копилку. (Дети читают поговорки и пословицы, как бы с листочка и отдают бабушке). «Встречай не с лестью, а с честью». «Умей в гости звать, Умей и угощать». «Не красна изба углами, а красна с пирогами». «Чай – бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней». «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи». «Скучен день до вечера – коли делать нечего». Бабушка: Молодцы, хорошие пословицы знаете. Вот и моя копилочка наполнилась с вашей помощью. Ну, а чтобы, как говорит пословица, скучен день до вечера не был, весело нам спойте, всех раззадорьте. Исполняется р.н.п. «Во кузнице…». Бабушка: Хорошо вы песню пели, Милые ребятки, А теперь пришла пора Поиграть нам детвора. Проводится игра «Плетень». Хозяйка: Дружно дети вы играли, весело все танцевали. Не зря есть такая пословица: «Делу время потехе – час». Посмотрите, что есть у нас. В нашей избе много инте-ресных шумовых музыкальных инструментов, на них можно сыграть народные мелодии, ладно да складно. Ребёнок: А теперь нельзя зевать! Хочешь с нами поиграть? Кто в весёлый наш оркестр? Давай быстрее, не хватит мест! (Дети играют р. н. п. «Я на горку шла», а бабушка пританцовывает.) Бабушка: Славно играли, меня забавляли! Ребятки, а я знаю такую игру, которая похожа на гадание. Она называется «Сиди, сиди Яша». Давайте поиграем в неё. Девочки становятся в круг. Выбирается Яша. Он встаёт в центр круга. Ему завязывают глаза. Девочки идут по кругу и поют. Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом. Грызи, грызи, Яша, орешки калёные, Орешки каленые, ядра золочёные! (Останавливаются и говорят, хлопая в ладоши.) Чок, чок, пяточок, Вставай, Яша - дурачок! Где твоя невеста? В чём она одета? Как её зовут и откуда привезут? Яша крутится на месте и на окончание слов идёт наугад, выводит девочку на середину и угадывает кто она. Игра повторяется с разными водящими. Бабушка: Ну, как вам моя игра, понравилась? (ответы детей). Хозяйка: Бабушка, ты наверное уже убедилась, что на-ши дети любят не только играть, но и песни петь, и не какие–нибудь там, буги– вуги, а русские народные. Садись, отдохни, да послушай и подпевай. Бабушка: Вот, спасибо подпою. Исполняется р. н. п. «А я по лугу». Бабушка: Ох, и весёлая песенка. Молодцы, ребята, девчата! Хозяюшка: Песни славно дети пели, а плясать не захотели? Ребёнок: У кого здесь скучный вид Слышишь, музыка звучит, Танец весело начни Настроенье подними. А вы гости не скучайте, И за нами наблюдайте. Исполняется танец «Тополёк». По окончании танца девочки остаются на местах, а к ним подходят все остальные в полукруг. Ребёнок: Мы тут пели и плясали, И немного поиграли, Что узнали сами – Всем вам рассказали. Будем дальше подрастать, Будем дальше узнавать. Хозяйка: А я тем временем заварила крепкого чаю, Всех к столу вас приглашаю, Отведать угощения, конфеты и печенья. И вкусные блины для вас испечены. Бабушка: Вот и закончился праздник весёлый, Рада увидеться с вами я снова! Хозяйка: Приходите снова к нам Рады мы таким гостям! Доклад На тему: « Воспитательная роль музыкального фольклора». д/с «Ромашка» Муз. руководитель: Макеева С.А. «Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Это высказывание характеризует одну из целей музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Думаю, что серьезную помощь в этом мо-жет оказать и обращение к детскому музыкальному фольклору. Интересное содержа-ние народного творчества, богатство фантазии, яркие художественные образы при-влекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Знакомя детей с музыкальным фольклором, я развиваю у них интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитываю художественный вкус, а также многому учу: у детей развивается речь, обогащаются знания о природе, формируются нравственные привычки. Ведь народное творчество несет в себе складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений. В них мужчина-«орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее - «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой. Не могу не отметить, что целый пласт народных песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Народная педагогика берет начало в колыбельной песне - первых мелодиях, первых музыкальных впечатлениях ребенка. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного значения - успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции развития ребенка. Из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью. Воспитательная функция колыбельных выражается в том, что малыш вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках - любви к родному человеку, доброте, честности. Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному. Народная поэзия, народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока еще простейшим образом, чувствам, выраженным в искусстве. На моих музыкальных занятиях малыши ласково и нежно поют простейшие колыбельные, пытаясь, убаюкивать зайчиков, мишек и кукол. Эти эстетические впе-чатления, полученные ими с самого раннего детства, надеюсь, останутся незабывае-мыми на всю их жизнь. Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского тру-да, национально-психологические черты так же находят отражение в народных пес-нях. Многие забавы, игры, используемые мною - это одновременно и знакомство с трудовым процессом взрослых, и шуточное подражание ему («А мы просо сеяли», «Кузнецы», «На горе-то калина»). Например, в игре «Редька», песне «Мы посеяли горох» проявляются в единстве не только ловкое и сильное движение, драматическое действие, пение, но и содержится масса сведений о том, что редьку, горох надо сеять, полоть, поливать, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать, не повредив их.. Одной из задач народной педагогики является воспитание доброты и любви к лю-дям. Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, видящим свои недостатки, не осуждающим других, способным к сопереживанию. Эти качества почти утеряны современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, по моему мнению, которое нуждается в реабилитации, и в этом плане музыкальный фольклор не оценим. Например, предлагаемая мною детям для инсценирования песня «Как на тоненький ледок», лучше всяких занятий по этике служит воспитанию доброты и стремления помогать людям. Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстети-ческую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей: укрепляется мышечный аппарат, развивается пластика, моторика, чувство ритма, ко-ординация движений. Я широко использую на занятиях русские народные подвиж-ные игры, многие из которых полюбились моим воспитанникам, среди них: «Ворон», «Гори ясно», «Колобок», «Золотые Ворота», «Плетень». Я считаю, что в дошкольном возрасте основным педагогическим средством формирования личности является игра. Игра соответствует природе дошкольника. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни (например: «Мы на луг ходили», «Козынька», «Ай, Весна-красна, тепло летечко» или «Земелюшко-чернозем», «А я по лугу», «Ходит Ваня», «Сидит Яша»), а также путем соединения 2-3 песен. Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции, в которых дети не просто слушатели, а участники и постановщики. Я считаю, что в таких играх развитие способностей и формирование личностных качеств, проис-ходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной форме, что лишает вос-питательный процесс назидательности. Думаю, что ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его по-мощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоцио-нальное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художествен-ные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Русский народный фольклор — это источник вечный и чистый. Его всегда отли-чали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью, сни-сходительностью, деликатностью по отношению к человеку. Фольклор — источник нравственного, эстетического, трудового, художест-венного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека. В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Фольклор — кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, это боль и тревога за наши души и совесть. В наши дни остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора. Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности каждого ребенка, раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей. Репертуар, предлагаемый детям в процессе музыкальных занятий и кружковой работы, различен. Фольклорные номера включаются в общие праздники, развлечения, утренники. Моя цель - приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества. Задачи, которые я ставлю перед собой во время знакомства с русским фольклором это: 1. Помочь детям прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов. 2. Поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение к творческому процессу пения. 3. Развивать навыки выразительного интонирования, передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений. 4.Формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки. Я знакомлю детей с «Детским музыкальным фольклором» (прибаутками, попевками, закличками, дразнилками, скороговорками, считалками, частушками); "С народной песней" (календарными, обрядовыми, лирическими); " С игровым фольклором" и т. д. - развиваю в детях музыкально-творческие навыки, необходимые для становления речи, памяти; - развиваю чувство юмора, логическое мышление, стимулирую познавательную деятельность; - помогаю правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы, исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку; - совершенствую вокальные навыки, четкость произношения слов, правильность дикции. - учу детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, выразительность языка; - совершенствую навыки ансамблевого, хорового, сольного пения. - развиваю у детей культуру движений; - учу применять различные виды интонирования (от лирического, мелодического пения до мелодизированного говора); - развиваю творческую активность. В свою работу с детьми я стараюсь активно включать причисляемые к фольклору словесные, музыкальные, хореографические виды народного творчества во все формы организации музыкального воспитания, начиная с группы раннего возраста. Работа основана на принципах народной педагогики и включает в себя несколько направлений. Первое - работа с детьми по формированию певческих навыков. Решая задачи по развитию певческого голоса, я стараюсь использовать народные песни и попевки. Этот песенный материал, по моему мнению, больше всего подходит для воспитания таких важных певческих навыков как выработка легкого, льющегося звука, правильного дыхания и чистоты интонирования. Учитывая традиции звучания народной песни, одной из задач использования средств народной педагогики в работе с дошкольниками считаю обучение детей пению без музыкального сопровождения. В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха, т.е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы как бы "про себя", без предварительного повторения звуков вслух. Второе - музыкально-образовательная работа. Обучение музыкальной теории (освоение ритмических рисунков, основ нотации, различных вариантов музыкальных построений) и формирование представления детей о таких средствах выразительности, как темп, динамика, регистр, тембр, метроритм, происходит в процессе ознакомления с известными и доступными жанрами детского фольклора, включаемого во все виды исполнительской деятельности. При этом использование произведений устного народного поэтического творчества для музыкального развития детей считаю не менее важным, чем работа с песенным материалом. Прибаутки, считалки и произведения других жанров обладают такой же музыкальной ценностью, как и детские песни, и их роль в работе с дошкольниками не менее значительна. Третье - использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара. Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением, на мой взгляд, способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает мне развивать у детей воображение, активизировать их творческие проявления. В работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков я использую и "игры со словом", которые знакомят детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т.д.), совершенствует качество их выполнения. Так, в игре "Скок - поскок" под распевное произнесение текста дети учатся ритмичному, выразительному выполнению легких прыжков, мягкому пружинному шагу, шагу с высоким подъемом ног: Скок-скок-поскок, молодой дроздок. По водичку пошел - молодичку нашел. Четвертое направление - включение фольклорного материала в праздники, развлечения и самостоятельную деятельность. Разученные мною на занятиях песни, танцы, игры, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными детям, когда включаются в их повседневную жизнь и используются в самостоятельной деятельности. Я рекомендую воспитателям организовывать участие детей в хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях вне музыкальных занятий, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара. Большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях. Организации и проведению годовых праздников в нашем детском саду уделяется особое внимание, ведь каждый праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. Он естественным образом ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов. Я организую, праздники и развлечения, в которые стараюсь включать ранее выученные с детьми народные песни, танцы, потешки, дразнилки. Такие развлечения как «Посиделки», «Бабушка Варвара в гостях у малышей», «Ваня – Ванечка» и другие, носят не только развлекательный, но и образовательный характер. А ставшие уже традиционными календарные фольклорные праздники Рождества, Масленица и «Пришли святки, запевай колядки» - стали незабываемыми яркими моментами жизни наших детей. |