Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 132.11 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.10.2013
Размер132.11 Kb.
ТипПлан урока
100-bal.ru > Литература > План урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Лицей №80»

План урока

Черты сентиментализма

в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Составила: учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МОУ «Лицей №80»

Асадуллина Алсу Нургалиевна

г.Набережные Челны

2009

Тема «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Эпиграф: «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе. (Е. Осетров)


Цели: обучающая: совершенствовать

- знания теоретических понятий,

- умение применять их в речи, строить анализ на основе этих понятий;

развивающая: совершенствовать

- умение рассуждать, размышлять, доказывать, оспаривать, видеть, слушать и слышать, сотрудничать;

- умение исследовательски читать, работать со словом,

-умение сравнивать, находить общее;

воспитывающая: воспитывать

-чувство милосердия к другим,

- чувство уважения к старшим, к их мыслям, советам; чувства собственного достоинства; чувство ответственности перед другими. - Выработка собственного отношения к окружающему миру, умение работать в коллективе.
Лексическая работа:

Сентиментализм

сентиментальный

чувственный

эмоциональный
Струги – речные суда на веслах под парусами

Окочина – оконное стекло

Геба – богиня вечной юности

Эраст – любовь «любящий»

Натура – природа

Зефир (греч.) – ветерок

Цинтия – луна ( имя богини Луны)

Помолвил – обещал

Империал – дореволюционная русская золотая монета достоинством в 10 рублей

Идиллия – чувствительное стихотворение о жизни простых людей.

«Бедная Лиза» - образцовое произведение посвященное, не внешним событиям, а «чувствительной» душе.

Е. Осетров

Ход урока

I.1) Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги и девочки. Поприветствуйте, девчата, гостей и настройтесь на хорошую работу. Я приглашаю вас на откровенный разговор.

2) Вступительное слово учителя

Мы продолжаем с вами говорить о нравственности на уроках литературы. Запишите, пожалуйста, тему урока: «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эпиграфом к уроку мы берем слова Осетрова

«Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе.

Чтобы определиться с целями урока, прочитайте еще раз тему и выделите ключевые слова (черты сентиментализма).

Итак, ключевыми являются слова « черты сентиментализма», вы верно определили. Но чтобы выявить эти черты, что, по-вашему, для этого нужно?

Во-первых, вспомнить определение «сентиментализм», назвать его черты, выявить различия западно-европейского и русского сентиментализма.

Во-вторых, проанализировать повесть и отыскать в ней черты сентиментализма.

Так как лекцию по данной теме вы уже прослушали, то вам не составит труда вспомнить определение сентиментализма.
II.Выступления учащихся:
А) Сентиментализм - от англ.-чувствительный – течение в европейской литературе и искусстве 2-ой половины 18-го века. Чувство становится центральной эстетической категорией. Сентиментализм верен идеалу нормативной личности, герой более индивидуализирован, духовный мир простолюдина богат.
Б) Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня городу. Появляются новые герои. Пейзаж идиллический, сентиментальный. Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.
В) Представители сентиментализма

Англия: Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие»,«ТристрамШенди» Ричардсон «Кларисса Гарлоу»

Франция: Жан-Жак Руссо «Юлия, или новая Элоиза»

Россия: Муравьев, Н.М.Карамзин, Капнист, Львов, молодой В.А. Жуковский.

Г) Основная тематика – любовная

Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие;

в лирике – идиллия или пастораль;

эпистолярный жанр – письма.

Идейная основа: протест против испорченности аристократического общества.

Основное свойство – представить героя в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

В основе эстетики – «подражание природе, идеализация патриархального быта.

Д) Черты


Произведения классицизма

Произведения сентиментализма

Культ разума

долга

Культ чувства

природы

врожденной нравственной чистоты

Сфера интереса:

общественная жизнь человека

Частная жизнь, эмоциональная сфера, богатый духовный мир людей низших сословий

Литературные нормы и правила

Нарушение литературных границ и правил в изображении героя, речи, персонажей. Роль пейзажа! Элементы психологизма


Е) Особенности русского сентиментализма:

- сильная дидактическая установка;

- выраженный просветительский характер;

- активное совершенствование литературного языка по средствам введения в него разговорных форм ( просторечия).
Дидактический – наставительный, поучительный

Просветительский – передающий знания; распространяющий знания, культуру

Рационалистичный – рассудочный, опирающийся на требования рассудка
III. Лексическая работа

Струги – речные суда на веслах под парусами

Окочина – оконное стекло

Геба – богиня вечной юности

Эраст – любовь «любящий»

Натура – природа

Зефир (греч.) – ветерок

Цинтия – луна ( имя богини Луны)

Помолвил – обещал

Империал – дореволюционная русская золотая монета достоинством в 10 р.

Идиллия – чувствительное стих-ие о жизни простых людей.

IV.1) Слово учителя.
А сейчас внимательно прочитайте эпиграф и скажите, о какой чувствительной душе идет речь?

Чтобы выяснить это, давайте начнем работу над повестью.

2)Беседа.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Как часто вам приходилось читать произведения такого характера? (ведь повесть необычная).

Легко ли было читать? Почему?

Не совсем , так как произведение необычное

- Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика?


Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей.


- В чем смелость, новизна позиции автора?


Внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира человека

- От чьего лица ведется повествование?


От первого лица – повествователя.




V. Работа в группах ( по карточкам)
Деятельность группы №1 ( карточка №1)


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?


Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам : «Мне не надобно лишнего».


- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?


«Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза».

- Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

- В чем Лиза видит свой долг перед матерью?


« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать».

- Сравните отношения Лизы к матери с отношениями героини из рассказа К.Паустовского «Телеграмма».


Дочь Настя 3 года не приезжала к матери и даже после прихода письма не поехала

- Чем занималась Лиза целыми днями?


Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.

- А почему Лизе пришлось работать?


Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

- Что можете сказать о матери Лизы?

-Как, по-вашему, она воспитывала дочь?


Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».

-Похожа ли она на современных матерей?

Не на всех, так как некоторые матери учат своих детей брать от жизни все, что можно; учат быть хитрыми, наглыми, говоря, что «наглость – второе счастье»



Деятельность группы № 2 ( карточка №2)


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы?


Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.

- Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

- При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?


Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.

- Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?


Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. ... натура призывает в свои объятия, к чистым радостям».

- Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.

Он – с розовыми губами.

- Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.

-Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.




Деятельность группы №3 (карточка №3)


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

«Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны».

- Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь.

- Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?


Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив».

- О чем предупреждает автор Эраста?


«Безрассудный молодой человек! Зна ешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

-Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?


«Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?»

- Каково отношение автора к Лизе?


«Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»

- В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

Автор: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по моему лицу».

- Чем закончились отношения героев?


Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и про сит слугу вывести Лизу из кабинета.

-Какова судьба героев?

Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове.

VI. Беседа.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство?


Нет. Он убежден, что всякое страдание получит награду, и это многим читателям казалось верным. Многие же обвиняли автора в без нравственности.«Таким образом, скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»

- А ваша позиция по поводу самоубийства Лизы?

Дети высказывают свое мнение

- Как понимать финальную фразу повести?

«Теперь, может быть, они(Лиза и Эраст) уже примирились!»( в ином мире)

Какова главная мысль (идея) этого произведения? И какими словами из текста ее можно выразить?

1) «Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое… забыть меня.»

2) «Он любит другую? Я погибла! Мне нельзя жить…Горе мне!»

3) Скажи матушке, что «Лиза против нее винова та, что я таила от нее любовь свою к одному жестокому человеку, …он изменил мне, попроси, чтобы она простила»

4) «Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом»

- Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму?


Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма: основная тематика повести – любовная; идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;

в повести выражен просветительский характер, резко противопоставляется деревня городу;

в основе эстетики – подражание природе, идеализация патриархального быта;

герои более индивидуализированы; их чувства становятся центральной эстетической категорией повести;

идиллическая жизнь героини - на лоне природы; духовный мир простолюдинки богат, в ней - культ врожденной нравственной чистоты ; автор представляет героиню в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях;

-Каков спектр эмоций, настроений, пропитывающих текст, и посредст вом чего, кроме пейзажа, они выражены автором? (Найдите образ-настроение, образ-переживание).




- Почему так часто употребляется слово «слезы»?

Автор заставил сопереживать героине, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.



VII. Выводы по повести


-Был ли счастлив Эраст? Почему?

Нет, так как он, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове без любви и пренебрег бедной Лизой

-Ваше отношение к Лизе? Почему все кончилось именно таким образом?


Обычно молодые люди бросают тех девушек, которые не берегут своей девичьей чести; ими только пользуются, а потом их бросают и заводят отношения с другими, покоряя новые рубиконы

-Какой бы эпиграф вы хотели подобрать к концу урока?

«Береги платье снову, а честь смолоду»




VIII. Домашнее задание

1) Сочинение - рассуждение «Эраст- злодей или жертва своих страстей?»

2) Подобрать песни татарской и русской эстрады к классному часу по данной теме + похожие произведения для обсуждения.

Приложение
Карточка №1
1.Расскажите о Лизе.

2. Какой мы видим главную героиню в родительской семье?

3.Чему научили ее родители?

4.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

5.Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

6.В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

7.Сравните отношения Лизы к матери с отношениями героини из рассказа К.Паустовского «Телеграмма».

8.Чем занималась Лиза целыми днями?

9.Почему Лизе пришлось работать?

10.Что можете сказать о матери?

11.Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

12.Похожа ли она на современных матерей?
Карточка №2

1.Расскажите об Эрасте.

Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы?

2.Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

3.При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4.Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

5.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

6.Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

7.Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.
Карточка №3
1.Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

2.Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

3.Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

4.О чем предупреждает автор Эраста?

5Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

6.Каково отношение автора к Лизе? Каково ее состояние?

7.В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

8.Чем закончились отношения героев? Какова их судьба?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск