Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Факультет русского языка и литературы
Кафедра русской и зарубежной литературы
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «История литературы»
для специальности «050403.65 – Культурология»
по циклу СД.Ф.12 – Специальные дисциплины
(федеральный компонент)
Очная форма обучения
Курс – 1, 2, 3
Семестр – 1, 2, 3, 4, 5, 6
Объём в часах всего – 350
Аудиторных часов - 174
в т. ч.: лекции – 144
практические занятия – 30
самостоятельная работа – 176
Зачет – 1, 3 семестры
Экзамен – 2, 4, 6 семестры
| Заочная форма обучения
Курс – 1, 2, 3, 4
Семестр – 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8
Объём в часах всего – 350
Аудиторных часов - 178
в т. ч.: лекции – 144
практические занятия – 34
самостоятельная работа – 172
Зачет – 1, 2 курсы
Экзамен – 2, 3, 4 курсы
|
Екатеринбург – 2010 Рабочая программа по дисциплине «История литературы»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».
Екатеринбург, 2010. – 74 с. Составители:
Шефер Елена Федоровна, канд. филолог. наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной литературы;
Доценко Елена Георгиевна, доктор филолог. наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной литературы;
Ложкова Татьяна Анатольевна, доктор филолог. наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной литературы;
Семухина Ирина Александровна, кандидат филолог. наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы. Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры.
русской и зарубежной литературы УрГПУ Протокол №9 от 13. 05. 2010
Зав. кафедрой ________ С. И. Ермоленко Руководитель учебного подразделения Н.И. Коновалова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи курса дисциплины определяются требованиями к уровню подготовки выпускников, содержащимися в ГОС ВПО, а также квалификационными характеристиками специалистов. Цель курса: подготовить будущего учителя-культуролога к решению учебно-методических, учебно-педагогических задач при изучении зарубежной и русской литературы в общеобразовательном учреждении.
Задачи курса:
помочь студенту понять основные явления и общие закономерности историко-литературного процесса в зарубежных странах и в России XIX века, определяемые движением литературных направлений, течений, логикой жанрово-стилевых процессов;
научить осмыслять важнейшие историко-литературные факты путем знакомства с их различными интерпретациями в критических работах и научных исследованиях;
дать представление об основных категориях литературного процесса (художественный метод, направление, течение, жанр, стиль);
способствовать закреплению навыков литературоведческого анализа;
раскрыть взаимосвязи и типологические схождения в развитии литератур Западной Европы и русской словесности;
раскрыть огромный нравственно-эстетический потенциал русской и зарубежной литературы.
Методы и формы решения поставленных задач
Изучение истории литературы опирается на академическую методологию с ее важнейшими принципами историзма и системности, предполагающими “вписанность” художественного явления в современный ему историко-литературный контекст, учет творческой эволюции писателя, рассмотрение произведения в тесной связи всех элементов его содержательно-формальной структуры. В зависимости от конкретной темы курса мы обращаемся к различным методам научного исследования: историко-генетическому, сравнительно-историческому, в том числе типологическому, историко-функциональному, а также системно-структурному анализу текста.
В основу программы положено стремление осмыслить мировой историко-литературный процесс в его динамической целостности и взаимосвязи системообразующих факторов. В связи с этим магистральной проблемой курса является проблема возникновения, развития и смены литературных направлений, предполагающая обращение к изучению творческого метода и его модификаций, обнаруживающих себя в динамике жанровых и стилевых процессов, эволюции ведущих жанров и стилей.
Решение поставленных задач осуществляется посредством лекций, практических занятий, а также различных форм самостоятельной работы студентов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2. 1. Учебно-тематический план очной формы обучения
№
п/п
| Наименование раздела, темы
| Всего трудоёмкость
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Всего
| Лекции
| Практические
| Лабораторные
| 1
| Античность и ее роль в становлении мировой культуры, в духовном развитии человечества. Мифология Востока и Запада: черты сходства и отличий, значимость для развития литератур
| 6
| 4
| 4
|
|
| 2
| 2
| Литература Древнего Востока (шумерская, египетская, еврейская, индийская, китайская)
| 4
| 2
| 2
|
|
| 2
| 3
| Литература Древней Греции
| 16
| 8
| 6
| 2
|
| 8
| 4
| Литература Древнего Рима
| 6
| 4
| 4
|
|
| 2
| 5
| Литература стран Западной Европы эпохи Средневековья
| 10
| 2
| 2
|
|
| 8
| 6
| Литература стран Востока эпохи Средневековья
| 6
| 2
| 2
|
|
| 4
| 7
| Зарубежная литература эпохи Возрождения (Ренессанса)
| 16
| 6
| 4
| 2
|
| 10
| 8
| Литература зарубежных стран XVII века
| 12
| 4
| 4
|
|
| 8
| 9
| Литература зарубежных стран XVIII века (эпохи Просвещения)
| 14
| 6
| 4
| 2
|
| 8
| 10
| Зарубежная литература XIX века: периодизация, основные ее особенности
| 4
| 2
| 2
|
|
| 2
| 11
| Немецкий романтизм и творчество Э. Т. А. Гофмана
| 10
| 6
| 4
| 2
|
| 4
| 12
| Специфика английского романтизма
| 10
| 6
| 4
| 2
|
| 4
| 13
| Французский романтизм и творчество В. Гюго
| 8
| 6
| 4
| 2
|
| 2
| 14
| Американский романтизм. Творчество В. Ирвинга, Ф. Купера, Э. По
| 4
| 2
| 2
|
|
| 2
| 15
| Зарубежная литература критического реализма XIX века
| 18
| 10
| 8
| 2
|
| 8
| 16
| Специфика развития зарубежной литературы рубежа XIX – XX веков (эпохи Декаданса)
| 24
| 10
| 8
| 2
|
| 14
| 17
| Основные особенности литературного процесса в зарубежных странах XX – начала XXI веков
| 22
| 8
| 8
|
|
| 14
| 18
| Мировое значение и национальное своеобразие русской литературы XIX века. Периодизация русской литературы XIX века. Особенности историко-литературного процесса начала XIX века
| 6
| 2
| 2
|
|
| 4
| 19
| Возникновение и развитие русского романтизма
| 14
| 6
| 4
| 2
|
| 8
| 20
| Романтическая поэзия В. А. Жуковского
| 6
| 4
| 4
|
|
| 2
| 21
| Поэзия К. Н. Батюшкова
| 4
| 2
| 2
|
|
| 2
| 22
| Гражданский романтизм декабристов
| 4
| 2
| 2
|
|
| 2
| 23
| Общественно-литературное значение комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
| 4
| 2
| 2
|
|
| 2
| 24
| Творчество А. С. Пушкина
| 10
| 6
| 6
|
|
| 4
| 25
| Основные особенности литературной динамики 1830-х годов
| 4
| 2
| 2
|
|
| 2
| 26
| Творчество М. Ю. Лермонтова
| 12
| 6
| 4
| 2
|
| 6
| 27
| Творчество Н. В. Гоголя
| 12
| 6
| 4
| 2
|
| 6
| 28
| Роль натуральной школы в русской литературе XIX века
| 4
| 2
| 2
|
|
| 2
| 29
| Развитие реализма в русской литературе второй половины XIX века
| 4
| 2
| 2
|
|
| 2
| 30
| Эстетические взгляды и творчество Н. Г. Чернышевского
| 6
| 4
| 4
|
|
| 2
| 31
| Поэзия Н. А. Некрасова: традиции и новаторство
| 8
| 4
| 4
|
|
| 4
| 32
| Творчество И. С. Тургенева в историко-культурном контексте времени
| 10
| 6
| 4
| 2
|
| 4
| 33
| Мастерство И. А. Гончарова-романиста
| 6
| 4
| 4
|
|
| 2
| 34
| А. Н. Островский – создатель русского национального театра
| 6
| 4
| 4
|
|
| 2
| 35
| Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина
| 8
| 4
| 4
|
|
| 4
| 36
| Творчество Ф. М. Достоевского
| 10
| 6
| 4
| 2
|
| 4
| 37
| Мировоззрение и творчество Л. Н. Толстого
| 10
| 6
| 4
| 2
|
| 4
| 38
| А. П. Чехов: творчество писателя в культурном пространстве 1880 – 900-х годов
| 8
| 4
| 2
| 2
|
| 4
| 39
| Мировое значение и национальное своеобразие русской литературы XIX века
| 4
| 2
| 2
|
|
| 2
|
| | |