Скачать 94.18 Kb.
|
Конспект урока русского языка в 7 классе Тема: Категория состояния как часть речи. Тип урока: изучение новой темы. Форма урока: урок - исследование с использованием приёмов методики критического мышления (кластер, синквейн) Задачи: 1. Образовательная: дать представление о словах категории состояния, их отличие от наречий, кратких прилагательных. 2. Развивающая: развивать умения находить слова категории состояния в тексте, опираясь на кластер, исследовательских навыков: классификация характерных признаков (анализ и синтез) 3. Воспитательная: воспитывать интерес к морфологии русского языка. Использованы элементы следующих личностно развивающих технологий и методов, построенных на деятельностной компетентностной основе: - коммуникативный; - метод критического мышления (ответ на проблемный вопрос, написание синквейнов на этапе рефлексии); - исследовательский (анализ поэтических текстов, домашнее задание – поиск текстов со словами категории состояния); - проектная деятельность (презентация, домашнее задание – создание дидактического материала). Оборудование: а) Литература:
б) Техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, презентация. в) Раздаточный материал: таблицы для заполнения по ходу урока, план работы по категории состояния Структура урока:
- Самостоятельная работа учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». - Работа учащихся с предложениями. - Самостоятельная работа на карточках - Творческое задание (составление синквейна)
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята!
1. Учитель читает стихотворение (Слайд 2) Растворил я окно – стало грустно невмочь – Опустился пред ним на колени, И в лицо мне пахнула весенняя ночь Благовонным дыханьем сирени. К.Р.
- Кто автор этих строк? (Константин Константинович Романов (1858 – 1915) – великий князь, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, поэт, переводчик и драматург. Второй сын великого князя Константина Николаевича, внук Николая I. Печатал свои стихотворения под инициалами К.Р., так как выступать в качестве профессионального поэта, актера или музыканта одному из членов царствующего дома было «не по чину».) (Слайд 3) - Какое настроение оно вызывает? (Грусти, раздумий об одиночестве…) Учитель: Мы на уроке грустить не будем. Наша задача: разобраться, исследовать выделенное слово с точки зрения отнесённости его к части речи. К какой части речи относится это слово? (Это наречие или может быть краткое прилагательное). Наречие отвечает на вопрос как? обозначают признак действия, в предложении является обстоятельством. Краткое прилагательное отвечает на вопрос каково? Обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам; в предложении являются сказуемым. - К какой же части речи относится это слово, если оно не является наречием и кратким прилагательным? (Создание проблемной ситуации) - Какой план работы для решения этого вопроса вы предлагаете? План: 1.Повторить признаки наречий: семантические, морфологические, синтаксические 2.Повторить признаки кратких прилагательных: семантические, морфологические, синтаксические 3.Найти сходства и отличия выделенных слов от наречий и кратких прилагательных (Слайд 4) Класс делится на 3 подгруппы для решения данной задачи; в 3 группу входят учащиеся, имеющие хорошую подготовку по русскому языку – эксперты. - Группам раздаётся дидактический материал для наблюдений и анализа, план работы. Её лицо было грустно. Она смотрела грустно. Ей было грустно. (Слайд 5)
Задание: найдите одинаковые слова и определите, к каким частям речи они относятся. На работу отводится 5 – 6 минут. - Рассмотрим первое предложение. - Какой частью речи является слово грустно в первом предложении? (кратким прилагательным). От какого слова задаем вопрос? (от существительного лицо), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?) Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым). Во втором – наречие, так обозначает признак действия: Смотрела как? грустно. В предложении является обстоятельством. В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было грустно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Её признаки?
- Что обозначает это слово; выделенное слово в стихотворении К.Р.? (Состояние человека) - Как будут называться эти слова, если они обозначают состояние? Это слова категории состояния. Поэтому тема нашего урока: «Слова категории состояния». - Ребята, это новая часть речи или мы встречались с такими словами? (Это новая часть речи) - Докажите это. IV. Учащимся предлагается составить сравнительную таблицу разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных, слов категории состояния.
Результатом работы является таблица, правильность которой проверяют учащиеся – эксперты. Сделаем выводы. - Что называется словами категории состояния?
Слова категории состояния:
VI. Лингвистическая разминка - Найдите в толковом словаре толкование слова категория и выделите то значение, которое соответствует нашему понятию (задание даётся наиболее слабому ученику). Категория (с греч. – высказывание, суждение): 1) Философское понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира (категория времени); 2) В научной терминологии: родовое понятие, обозначающее ряд предметов или наиболее общий их признак (грамматические категории); 3) Разряд, группа однородных предметов, явлений, лиц (возрастная категория). (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)
1. Самостоятельная работа учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова а) Учитель читает отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» б) Беседа - Кто автор этих строк? (М.Ю.Лермонтов) (Слайд 8) - Задание: найдите в данном тексте слова категории состояния. Докажите. Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит: Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём? - Итак, ребята, внимание. Слова категории состояния отличаются от наречия тем, что, во-первых, употребляются только в безличном предложении (в предложении без подлежащего); во-вторых, выступают в роли сказуемого, тогда как наречие обычно является обстоятельством. 2. Работа учащихся с предложениями. Задание: записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, обозначить части речи слов, входящих в грамматическую основу. Девушка красиво танцевала. (Обстоятельство, выраженное наречием) Дерево весной красиво. (Именная часть составного именного сказуемого, выраженная кратким прилагательным) Вокруг так красиво! (Сказуемое в безличном предложении, выраженное словом категории состояния) 3.Самостоятельная работа на карточках. Подчеркните слова категории состояния. Заполните таблицу. В избе было тепло и сухо. Мне больно. По утрам было еще темно. Васе одному скучно. Ему лень сойти с крыльца. Досадно, что скоро придется покинуть вас. Человеку Холодно без песни. В городе спокойно. Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя. Выполнить твою просьбу мне не трудно. Мне стыдно не выполнить задание.
Проверка работы. 4. Творческое задание. Учащимся предлагается сочинить синквейн на тему: «Слова категории состояния». На работу отводится 5 минут. VIII. Итоги. Рефлексия. Оценки. - Сегодня на уроке мы говорили о новой для вас части речи. Учитель подводит итоги. (Возвращаемся к целям урока) 1. Что узнали? 2. Чему научились? 3. Что сумели сделать? Рефлексия. - Совершили сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие? - Как себя чувствовали на уроке? Нарисуйте на полях в тетрадке смайлик, отражающий ваше состояние. (ПОКАЖИТЕ СМАЙЛИК) - Что было интересным для вас? Что было неинтересным? Оценки за урок. IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор): 1. Подберите цитаты, в которых бы слова пора, жаль, охота, неохота, выступали в роли категории состояния. 2. Составьте дидактический материал к уроку «Слова категории состояния», используя произведения русской классики. - Спасибо за урок. Мне хотелось, чтобы вам было интересно. Если у вас возникли вопросы, я попытаюсь на них ответить. |