Скачать 49.81 Kb.
|
КОНСПЕКТ занятия в подготовительной группе по возрождению народной традиции «СТАРЫЙ МЕДНЫЙ САМОВАР» Традиции чаепития «Старый медный самовар». Цель: обобщать и систематизировать знания детей о чае, о странах, где выращивают чай, о традициях употребления чая в России, об истории самовара. Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развивать мышление, воображение. Воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине. Формировать толерантное отношение. Закреплять знание о разновидностях самоваров, знать понятие «традиция». Активизация словаря: чайный куст, легенда, император, тульский, жаровой, электрический. Материал: карта мира (большая), две железные банки с чаем (чёрный и зелёный), самовары: жаровой, электрический. 9 иллюстраций различных модификаций самоваров. Конверты на каждого ребёнка с разрезными на 5 частей самоварами. Щепки, шишки, веточки для жарового самовара. Костюм (для посла из Китая), чайная посуда, угощение. Предварительная работа: чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Федорино горе», «Муха - цокотуха»), беседа о тульском самоваре и основателях тульского самовара братьях Лисициных. Подготовка и подбор иллюстраций самоваров различных модификаций. Изготовление разрезных карточек с изображением самоваров по количеству детей. Занятие «Не попить ли нам чайку?». Заучивание потешек, разучивание хороводной игры «Самовар». Изготовление костюма китайского посла. Работа с родителями: 1. Привлечению родителей к пополнению выставки «Русский самовар». 2. Консультация для родителей «Забытые секреты чаепития». 3. Конкурс рисунка «У самовара я и моя мама». Ход занятия. Занятие начинается в группе, дети сидят полукругом, воспитатель сидит за маленьким столом, перед ним висит карта. Воспитатель: Перед нами карта мира - это вся наша планета Земля, все люди, населяющие земной шар. На нашей планете много разных стран, в каждой люди разговаривают на своём родном языке. Сколько народов, столько и языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Вы знаете, что такое «традиция»? (передача, знания передаются от одного к другому). Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои. Звучит музыка, входит посол (взрослый) в китайском национальном костюме. Посол: Здравствуйте, я приехал из далёкой страны и привёз вам подарок (достаёт 2 железные баночки, открывает и показывает детям). Посол: (обращается к детям) А знаете ли вы страны, где растут чайные кусты? Воспитатель: Знают, и не только скажут, но и покажут (ребёнок называет страну, берёт со стола воспитателя зелёный листок и лепит его на карту). Посол: Молодцы, а знаете ли вы, что в России тоже растут чайные кусты. Воспитатель: знаем. (ребёнок называет Краснодарский край и тоже лепит на карту листок). Посол: Я посол из Китая мне сказали, что ваши дети знают о традициях, о чае? Это правда? Дети: Да. Посол: Кто знает китайскую легенду о чае? Ребёнок: Один китайский император любил совершать поездки по стране. Однажды во время путешествия он решил отдохнуть возле густого кустарника. Лежал он и ждал, пока закипит вода в котле над костром. Император следил за своим здоровьем и пил только кипячёную воду. Внезапный порыв ветра занёс в котёл несколько листьев с кустов, которые позже назвали чайными. Когда император попробовал воду, ему очень понравился её необычный вкус. Он почувствовал прилив сил и отправился в путь. Посол: Все люди в давние времена могли выпить чаю? Дети: Нет, только богатые, чай был дорогим. Посол: Какие сорта чая вы знаете? Дети: Чай бывает чёрный, зелёный, жёлтый, красный и даже белый. Посол: Я вам привёз в подарок чай двух сортов. Это чёрный и зелёный. Могут ли ваши дети определить, какой чай в банке. Игра с послом в «Жмурки» (ребёнку завязывают глаза, банка с чаем открыта, ребёнок по запаху определяет и называет сорт чая). Воспитатель: Уважаемый посол, тебе дети сказали, что чай был доступен только богатым и знаменитым людям. Пока чай распространился по всему миру, случались такие смешные истории. Ребёнок: Английский моряк, привёз своей матери в подарок фунт чая. Она решила угостить соседей заморским блюдом, сварила в кастрюльке весь чай, потом слила темно-коричневую воду, а листья разложила по тарелкам и полила растительным маслом. Ребёнок: Один русский барин поручил своему слуге приготовить чай, тот сварил его, заправил перцем, луком и петрушкой. Посол: Слышал, что у вас в России тоже любят пить чай и даже придумали специальный прибор для кипячения воды. Забыл, как же он называется? Дети: Самовар! Посол: А почему он так называется? Дети: Самовар сам варит и кипятит воду. Воспитатель: Вспомните, в каком городе изготавливались самые лучшие самовары? Дети: В Туле. Воспитатель: (обращает внимания детей на выставку самоваров, они все разные. В Туле в 1778 году братья Лисицыны изготовили первый самовар, он был из меди. Самовары были разной формы и отделки.) Покажите гостю жаровой самовар? Как вы его узнали? Дети: Есть труба для топки. Воспитатель: Принесите и покажите, чем топили жаровые самовары. Дети приносят шишки, щепочки. Воспитатель: А из каких самоваров сейчас пьют чай? Дети: Из электрических. (показывают) Воспитатель: На Руси славились самовары разных форм. Если вы сейчас соберёте разрезные картинки, то покажите гостю настоящий русский самовар. Дети садятся за столы и выполняют задание. Воспитатель: Самовар - символ уюта, тепла, семейного очага. Самовары стоили дорого, их берегли, ухаживали за ними, передавали по наследству. Их награждали, они получали призы и награды. Посол: Так мне интересно стало, хочу попробовать чай из самовара. Воспитатель: Давайте угостим нашего гостя настоящим русским чаем. (помощник воспитателя готовит столы к чаепитию) Воспитатель: Давайте пригласим посла к нашему самовару. Игра «Самовар» (хороводная) Дети: (хором) Самовар, самовар! Старый медный самовар! Может, стал ты слишком стар? Всё стоишь, да пыхтишь Всё никак не закипишь. Самовар: Что вы, что вы? Как не стыдно? Даже слушать мне обидно! Как сейчас разозлюсь, Как сейчас рас- ки- пя- чусь! Всё во мне уже клокочет, Всё кипит. Кто чаю хочет? Дети: Наливай, наливай Самый вкусный свежий чай. Воспитатель: Ребята, кто знает пословицы и поговорки о чае и самоваре. Дети: Выпьешь чайку - забудешь тоску. Самовар кипит - уходить не велит. Чай - попьёшь - до 100 лет проживёшь. За чаем не скучаем. Если чай не пьёшь, где силы берёшь? Печка-матушка, а самовар-батюшка. Воспитатель: Дети, есть также такая традиция в русском чаепитии: когда гость чаю напился, он не говорит об этом хозяину, а что делает? - переворачивает пустую чашку на блюдце… Ну, что пойдём пить чай? Вместе с послом пьют чай. |