Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 117.14 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.11.2013
Размер117.14 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая учебная программа
Форма 2

Рабочая учебная программа дисциплины

История русской литературы XVIII в.


Номер недели

Номер темы

Тема

Примечания

Темы для самостоятельной работы

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

36

1

Общая характеристика русской литера-туры XVIII в. Проблемы и история изучения литературы XVIII в. Периодизация.

Лекция

2 часа




Вопросы на экзамене

37

2

Литература Петровской эпохи (1690-1720-е гг.). Русское барокко. Творчество Димитрия Ростовского и Стефана Яворского. Силлабическая поэзия.

Лекция

2 часа

Рукописные повести Петровской эпохи. Изучение статьи А.М.Панченко «О смене писательского типа в петровскую эпоху».

Вопросы на экзамене.

Конспект

38

3

Драматургия Петровской эпохи. Школьная драма. «Ужасная измена сластолюбивого жития». Творчество Феофана Прокоповича (пьеса «Владимир»).

Лекция

1 час




Вопросы на экзамене

38

4

Старообрядческая литература Петровской эпохи. Выго-Лексинский литературный центр. «История об отцах и страдальцах Соловецких» Семена Денисова.

Лекция

1 час




Вопросы на экзамене

39

5

Период становления русского классицизма (конец 1720-х гг. – 1750-е гг.): общая характеристика литературы этого времени. Классицизм как литературное направле-ние. Жанровая система классицизма. Учение Ломоносова о «трех штилях»

Лекция

2 часа




Вопросы на экзамене

40

6

Творчество А.Д.Кантемира и В.К.Тредиа-ковского. Реформа русского стихосло-жения

Лекция

2 часа

Статья В.Н.Топорова «У истоков русского поэтического перевода («Езда в остров любви Тредиаковского»)»

Вопросы на экзамене. Конспект

41

7

Творчество М.В.Ломоносова. Жанр оды в русском классицизме.

Лекция

2 часа

«Ода, выбранная из Иова» и ее трактовка в работе Ю.М.Лотмана

Вопросы на экзамене.

Конспект

42

8

Театр классицизма. Жанры трагедии и комедии. Творчество А.П.Сумарокова: ранние трагедии и комедии.

Лекция

2 часа




Вопросы на экзамене

43

9

Екатерининская эпоха в истории русской литературы (1760-1790-е гг.). Реформы Екатерины II. Масонское движение.

Лекция

1 час

Изучение статьи В.О.Ключевского «Императрица Екатерина II». Литература масонов.

Вопросы на экзамене.

Конспект

43

10

Сатирические журналы Н.И.Новикова. Полемика Н.И.Новикова с Екатериной II о сатире. Новиков-просветитель.

Лекция

1 час

Изучение статьи В.О.Ключевского «Воспоминание о Н.И.Новикове и его времени»

Вопросы на экзамене.

Конспект

44

11

Демократическая проза Екатерининской эпохи. Новелла. Плутовской роман. Волшебно-богатырская повесть. Социально-бытовая повесть. Творчество Н.Г.Курганова, М.Д.Чулкова, В.А.Левши-на, М.Комарова и других беллетристов.

Лекция

2 часа




Вопросы на экзамене

45

12

Жанровые разновидности поэмы. Героическая поэма. «Шутливая» (ирои-комическая) поэма. Поэмы М.М.Хераскова, В.И.Майкова и И.Ф.Богдановича.

Лекция

2 часа




Вопросы на экзамене

46

13

Драматургия 1760-1790-х гг. Политическая трагедия: пьесы А.П.Сумарокова, Н.П.Николева и Я.Б.Княжнина.

Лекция

2 часа




Вопросы на экзамене

47

14

Русская комедия 1760-1790-х гг. Творчество Д.И.Фонвизина и В.В.Капниста.

Лекция

2 часа





Вопросы на экзамене

48

15

Творчество Г.Р.Державина. Эволюция жанра оды в Екатерининскую эпоху.

Лекция

2 часа

Статья С.С.Аверинцева «Поэзия Державина»

Вопросы на экзамене. Конспект

49-50

16

Сентиментализм как литературное направление. Творчество Н.М.Карамзина и И.И.Дмитриева.

Лекция

3 часа




Вопросы на экзамене

50

17

Творчество А.Н.Радищева

Лекция

1 час,

Практич.

Занятие

2 часа

Статья А.С.Пушкина «Александр Радищев»

Вопросы на экзамене

52

18

Проблема русского предромантизма. Творчество Н.А.Львова и М.Н.Муравьева.

Лекция

2 часа

Статья В.А.Западова «Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века. Статья 3. Сентиментализм и предромантизм в России»

Вопросы на экзамене. Конспект


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема: Творчество Д.И.Фонвизина. Комедия «Недоросль»

Вопросы и задания:

1. Биография Д.И.Фонвизина. «Сатиры смелой властелин»: Фонвизин как сатирик (характеристика основных произведений Д.И.Фонвизина: «Письма к Фалалею», «Послание к слугам моим», «Бригадир»). Отношение Фонвизина к европейскому Просвещению, к европейской «вольности», нравам. «Письма из Франции».

2. История создания и сценической постановки комедии «Недоросль».

  1. Проблематика комедии «Недоросль»:

а) Проблема рабства (образы крепостных в комедии).

б) Проблема нравственного разложения дворян: от провинциальных помещиков – до придворных (характеристка семейных взаимоотношений в доме г-жи Простаковой, изображение двора в монологах Стародума).

в) Идеалы положительных героев комедии. Что противопоставляет злонравию дворян Стародум? Каково его отношение к европейским «мудрецам», кто они (ср.: Действ. 4, явл. 2)? Почему такое имя – Стародум – дал Фонвизин своему герою?

г) Проблема просвещения и воспитания в комедии (две системы воспитания: Митрофанушка и Софья). Чему – просвещению или воспитанию, уму или добронравию – отдается предпочтение в комедии?

  1. Художественное своеобразие комедии:

а) традиции классицизма и их преодоление в комедии;

б) персонажи комедии: черты реализма в обрисовке характера, индивидуализация речи героев;

в) средства создания комического эффекта: комические положения, прием «саморазоблачения» героя в его высказываниях, «зоологизация» героев и др.
Тема: А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Вопросы и задания:

  1. Биография А.Н.Радищева. Общественно-политические взгляды Радищева.

  2. История создания «Путешествия…»: от первого чернового наброска («Отрывок путешествия в *** И*** Т***» 1772) до издания 1790 г.

  3. Проблематика «Путешествия…»:

а) Тема рабства, положения крепостных крестьян в России (анализ глав «Любани», «Зайцово», «Едрово», «Медное», «Городня» и др.). В чем заключается различие между Радищевым и Фонвизиным (ср.: «Недоросль») в трактовке народной темы, в решении проблемы рабства? В чем видит Радищев выход из того страшного, по его мнению, положения, в котором находилась Россия (глава «Тверь» и др.)?

б) Тема российской власти: от мелких чиновников до государя (анализ глав: «Чудово», «Спасская Полесть», «Завидово»). В чем смысл аллегорического сна путешественника в главе «Спасская Полесть»?

в) Как и в каких главах решаются проблемы народного образования, цензуры, народной нравственности? Какие еще проблемы поставлены, по вашему мнению, в этом произведении?

  1. Художественное своеобразие «Путешествия…»: особенности композиции и жанра (произведения в целом и отдельных его частей). В каких главах Радищев использует традиции древнерусского жанра поучения от отца к сыну, похвального слова, очерка, научного трактата, сатирической повести, философского рассуждения?

  2. Образ путешественника. Степень автобиографичности этого образа. Что узнаем мы о жизни путешественника, о его социальном положении, о его характере и т.д.? Меняется ли мировоззрение путешественика?

  3. «Путешествие…» как произведение русского сентиментализма. Найдите черты сентиментализма в «Путешествии…».

  4. Как А.С.Пушкин оценил личность и творчество А.Н.Радищева (очерк Пушкина «Александр Радищев»)? Чем вызвано критическое отношение Пушкина к этому писателю?


Методические указания для студентов:

  1. Художественные тексты необходимо прочитывать к соответствующим лекциям (до занятий, посвященных этим текстам).

  2. Большое внимание нужно уделить историческому контексту. Для этого необходимо читать работы русских историков, посвященные XVIII веку (В.О.Ключевский, Н.И.Костомаров, К.Валишевский и др.). Полезны также исторические романы о лицах и события этого времени (например, романы А.Н.Толстого, И.И.Лажечникова, В.Ф.Ходасевича и др.). Желательно также составить хронологическую таблицу: в колонку слева записать основные события русской истории XVIII в., в колонку справа – даты жизни писателей, создания произведений и другие факты из истории русской литературы (можно воспользоваться таблицей в: Орлов П.А. История русской литературы XVIII в. М., 1991).

  3. Русская литература испытала в XVIII веке очень сильное влияние европейской литературы и культуры XVII-XVIII вв. Между тем соответствующие разделы в истории зарубежной литературы изучаются студентами позднее, уже после курса «Истории русской литературы XVIII в.». По этой причине желательно самостоятельно ознакомиться с такими разделами как «классицизм», «сентиментализм», «предромантизм» в европейской литературе, творчество Буало, Расина, Корнеля, Мольера по энциклопедиям или по соответствующим учебникам (в частности, можно воспользоваться статьями в «Краткой литературной энциклопедии»).

  4. Экзамен проходит в устной форме, в билете 2 вопроса. На экзамене студент должен показать знание основных фактов биографии писателей, содержания анализируемого произведения. Произведение должно анализироваться с учетом исторического, историко-литературного и биографического контекста. Студент должен уметь охарактеризовать литературные направления XVIII в.: барокко, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Студент должен продемонстрировать также знание некоторых научных работ (работы А.М.Панченко, Ю.М.Лотмана, В.Н.Топорова, А.В.Западова, В.А.Западова и др.).


Рекомендуемая литература:

Берков П.Н. История русской журналистики XVIII в. М.; Л., 1952.

Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977.

Благой Д.Д. История русской литературы XVIII в. М., 1955.

Гуковский Г.А. Русская литература XVIII в. М., 1999.

Западов А.В. Умение прочитать оду // Западов А.В. В глубине строки. М., 1975.

Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века. Статья 3. Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1983.

Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века. Статья 2. Ранний русский реализм // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1978.

Из истории русской культуры. М., 2000. Т. 4: XVIII-начало XIX века (работы Ю.М.Лотмана, Б.А.Успенского, А.М.Панченко, В.Н.Топорова, В.М.Живова, С.С.Аверинцева).

Ключевский В.О. Литературные портреты. М., 1991.

Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. Л., 1966.

Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. Л., 1974.

Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII в. М., 2002.

Лотман Ю.М. «Езда в остров любви» Тредиаковского и функция переводной литературы в русской культуре первой половины XVIII в. // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985.

Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.

Москвичева Г.В. Жанры русского классицизма. Из лекций по спецкурсу. В 3 ч. Горький. 1971-1974

Николаев С.И. Литературная культура петровской эпохи. СПб., 1996.

Орлов П.А. История русской литературы XVIII в. М., 1991.

Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть. М., 1979

Панченко А.М. Я эмигриговал в Древнюю Русь. Россия: история и культура. СПб., 2005. С. 69-78, 367-409.

Понырко Н.В. Эстетические позиции писателей Выговской литературной школы // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994.

Словарь русских писателей XVIII в. СПб., 1988. Вып. 1; 1999. Вып. 2.

Софронова Л.А. Поэтика славянского театра XVII-первой половины XVIII в.: Польша, Украина, Россия. М., 1981.

Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1981.

Стенник Ю.В. М.В.Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.

Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII в. Л., 1986.
Методические рекомендации для преподавателя

  1. Необходимо объявлять тему следующей лекции заранее и просить студентов прочитать к очередному занятию те художественные тексты, которые преподаватель планирует анализировать.

  2. Большое внимание следует уделять историческому контексту, истории быта и нравов XVIII в. В частности, лекции по темам №№ 2, 5 и 9 следует начинать с подробной характеристики изучаемой эпохи (петровская эпоха, время правления Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II). Преподавателю следует основательно изучить работы Ю.М.Лотмана о «быте» XVIII в., о «бытовом поведении» и т.д. Полезно рекомендовать студентам труды историков, лучше всего классиков русской исторической науки – В.О.Ключевского, Н.И.Костомарова и др., а также исторические романы А.Н.Толстого, И.И.Лажечникова, В.Ф.Ходасевича и др.

  3. Необходимо помнить, что темы «барокко», «классицизм», «сентиментализм», «предромантизм», «просветительский реализм» усваиваются студентами с большим трудом. После общей характеристики этих литературных направлений необходимо постоянно возвращаться к теоретическому материалу в ходе анализа конкретных текстов.

  4. К сожалению, небольшой объем курса не позволяет представить многих писателей «монографически», по этой причине лучше выбирать для анализа наиболее репрезентативные для писателя жанры или произведения. Так, М.В.Ломоносова нужно представить прежде всего как автора торжественных и духовных од, А.П.Сумарокова – как драматурга и т.д.


Преподаватель: А.В.Пигин

дата:__________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск