Скачать 67.65 Kb.
|
Тема урока: Простое распространенное предложение Открытый урок русского языка в 5 классе Учитель высшей категории Мишина Елена Георгиевна Обучение строится с использованием информационно-коммуникационной и коммуникативно-ориентированной технологий (использование мультимедийных средств обучения, ИНТЕРНЕТ). Основным учебно-методическим комплексом (УМК) является комплекс под ред. С.И. Львовой с использованием рабочей тетради «Читаем и пишем на «5» и «Тетради для самопроверки и контроля». Инновационные особенности учебно-методического комплекса по редакцией С.И. Львовой:
В структуру уроков по комплексу С.И. Львовой входят познавательный, развивающий и обучающий аспекты, которые направлены на воспитание учащегося. Учебники прекрасно иллюстрированы, имеют великолепные цветные приложения, что позволяет делать уроки яркими, красочными, интересными. Все материалы содержат современный лексико-грамматический материал. Цель: повторить и обобщить изученное по теме простое распространённое предложение Задачи:
РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ:
Оборудование урока: компьютерный класс, презентации в MS POWER POINT, мультимедийный проектор, интерактивная доска, школьные толковые словари. Урок проходит в форме космического путешествия в страну «Синтаксис». Конспект урока Экспозиция урока. Организационный момент. Целеполагание данного урока. Определение этапов прохождения космического путешествия. Слово учителя – Ребята, вы любите мечтать? Тогда …я думаю, что вам будут близки строчки стихотворения Э.Барковой «Я мечтаю». ( слайд№1) -Я права? Близки мысли лирического героя вашим мечтам? Хочется узнать что-то новое? Тогда зачем же долго ждать той минуты? Я предлагаю отправиться в космическое путешествие сейчас, на уроке русского языка. Вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный вами космический мир русского языка. В космос летят космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты? Лингвистика-языкознание. Значит, лингвисты - знатоки языка. Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся в одну из его частей – держим курс на космическую территорию Синтаксиса - В любое путешествие отправляются с определённой, намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Слайд 2) - Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно. 1 этап Повторение сведений, полученных в начальной школе в разделе «Синтаксис» «Подготовка к полёту» - Путешественник, намечая маршрут, уже хоть что-то знает о том месте, в которое направляется. Но и всегда готов к неожиданностям. Проверим, что мы знаем о Синтаксисе (Слайд№3,4) -Что изучает синтаксис? - Какие два вида словосочетаний мы знаем? - Как называются подчинительные словосочетания ( в зависимости от того, чем выражено главное слово)? - Какие бывают предложения по цели высказывания? -А по эмоциональной окраске? -По количеству в предложении грамматических основ? - По наличию второстепенных членов? -Что значит распространённое предложение, а что значит нераспространённое? Итак, мы готовы к полёту, взлетаем… 2 этап Нахождение признаков предложения «Внимание! Неопознанный объект» (слайд№5) - Ой, что это? Что-то непонятное …(читаем) Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. - Что за абракадабра? По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется нам навстречу. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не стоит – нужно изучить и обезвредить. Рассмотрим повнимательнее. - Вид записи, форма ничего не напоминает? (предложение) - Признаки предложения? (смысловая законченность, наличие грамматической основы) -Раз это предложение, мы легко можем разобрать его, обезвредив объект. Синтаксический разбор предложения. (Разбор предложения на доске 1уч-ся) - Оказывается, это просто простое предложение. Объект обезврежен! Видимо, он упал с какой-нибудь планеты инопланетян. У них свой, непонятный нам язык. Его можно попытаться перевести. Вот академик, учёный-лингвист Лев Владимирович Щерба перевёл так: «Грозная тигрица смело отогнала буйвола и грызёт буйволёнка». 3 этап Физкультминутка «Встреча с инопланетянами» - Да! Каких только чудес ни бывает в космосе! Не редкость и сами инопланетяне. А вот и они. (Слайд №6) Давайте пригласим их в гости и вместе с ними немного передохнём (физкультминутка). 1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. 2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. 3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс. 3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо. 5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх. 7–8. Сделать два хлопка руками над головой. 9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо. 11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс. 13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. 4 этап Класс делится на 2 группы: «Выход в открытый космос» - Ребята, что-то повредилось в обшивке нашего корабля. Нужно выходить в открытый космос - устранять повреждение. Для этого мы должны распределиться на две группы. 1 группа отправляется работать с компьютерами. (Помощник наблюдает за выполнением задания учащимися 1 группы.) Учащиеся работают с электронно-образовательными ресурсами на компьютерах по теме «Простое распространённое предложение 2 группа работает с интерактивной доской. (Учитель организует работу 2 группы с интерактивной доской.) Обучающиеся работаю т с простыми распространёнными предложениями у интерактивной доски. Группы меняются местами и выполняют аналогичные задания - Итак, мы снова все вместе, все неполадки устранены, и нас ждёт возвращение домой. 5 этап Работа с текстом. «Возвращение на Землю» (презентация №2) (Слайд№1) - Чтобы возвратиться на Землю, нужно выполнить очередное задание. (Слайд №2) Задание: в текст про космос вставить окончания в имена прилагательные-определения. Звёзды - не только маленьк… светильники ночн… неба, но и интересн… физическ… объекты Вселенной. Основн… масса наблюдаем… вещества Вселенной заключена в звёздах, которые являются мощн… источниками светов… энергии. Невообразимо велики расстояния между звёздами. Даже до сам… близк… звёзд расстояние измеряется светов… годами, а в окуляр телескопа звёзды выглядят как светящиеся маленьк… горошины. Они могут жить огромн… количество лет, не имея отношения к происходящ… событиям на Земле. - Молодцы! С заданием успешно справились. Летим на Землю! 6этап Работа с толковыми словарями. Объяснения домашнего задания. «Адаптация космонавтов» (Слайд№3) Проводится словарная работа (в толковом словаре найти словарную статью к слову адаптация, прочитать лексическое значение слова) Адаптация – приспособление организма к изменившимся условиям. Задание на дом: Уже в домашних условиях придумать простые распространённые предложения на тему «космос», их разобрать. - Высший пилотаж! По желанию составить рассказ о сегодняшнем путешествии на уроке. Можно нарисовать рисунки о космосе. 7этап Рефлексия учебной деятельности ЦЕЛЬ:развивать способность к рефлексии, самооценке, умению выделять наиболее сложные проблемы, видеть пути их разрешения «Итоговая конференция» (слайд№4) Словарная работа. Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу. - Итак, обсудим наш полёт: - Цель достигнута? - Понравилось путешествие? - Что запомнилось? - Отметим самых активных космонавтов (оценки) Наше космическое путешествие состоялось! Всем спасибо. |