Скачать 409.53 Kb.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 МБДОУ № 29 «Детский сад комбинированного вида «Вишенка» СБОРНИК КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РУССКОЙ НАРОДНОЙ ОБРЯДОВОЙ ИГРУШКОЙ Автор: воспитатель МБДОУ№ 29 Немзорова Ирина Дмитриевна г.Норильск Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с русской народной обрядовой куклой являются практическим пособием для воспитателей дошкольных учреждений. Конспекты занятий разработаны с учетом возрастных особенностей детей и принципов дидактики. В занятия включены игровые моменты, некоторые занятия объединены общей сюжетной линией. Педагогическая ценность занятий состоит в том, что через определенный вид куклы, дети знакомятся с обрядами и традициями русской семьи, обычаями русских народных праздников. В процессе изготовления кукол у детей развивается мелкая моторика, формируются навыки работы с тканью, природным и бросовым материалом. Изготовление кукол не требует каких-либо сложных приемов и инструментов, поэтому доступно детям дошкольного возраста. Представленный в пособии материал можно использовать в организации совместной деятельности и кружковой работы. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ 2 младшая группа Тема 1: Знакомство и изготовление куклы “Зайчик”. Программные задачи: Начать знакомство детей с русскими народными куклами. Заинтересовывать детей процессом изготовления. Развивать мелкую моторику, формировать навык складывания носового платка так, чтобы получился зайчик – единственная и неповторимая игрушка. Учить применять игрушку в сюжетных играх. Материал:
Ход занятия: Воспитатель вносит в группу сундучок. - Ребятки, в нашем волшебном сундучке что-то есть. Хотите узнать что? (Да) Но чтобы узнать это, нужно отгадать загадку. Согласны? Ну, тогда слушайте. “Летом серый, зимой белый”. (Дети отгадывают.) - Выходи отгадка, покажись. (Воспитатель вынимает из сундучка игрушечного зайчика.) - Ну, что узнали зайчика? Описание зайчика детьми (длинные ушки, короткий хвостик, носик и т.д.) - Ребята, у вас сейчас много разных игрушек, а раньше у детей не было такого разнообразия. В магазинах игрушки не продавались, а детям не меньше, чем вам хотелось играть с игрушками. И вот, чтобы дети не скучали, родители делали им игрушки своими руками. Хотите, мы с вами сделаем одну такую игрушку. (Воспитатель из носового платка изготовляет зайчика.) Ну, как вам эта игрушка? Нравится? Хотите поиграть с ней? Делали такого зайчика из тряпочек для успокоения маленьких детей. Хотите, и вас научу? Изготовление куклы “Зайчик” вместе с детьми для самостоятельных игр. Тема 2: Знакомство и изготовление куклы “Бессоницы” Программные задачи: Познакомить с куклой “Бессоницей” – оберегом для усыпления и успокоения малышей. Развивать конструктивные способности, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к русским самодельным игрушкам. Предварительная работа: 1. Разучивание колыбельных песен. Материал:
Ход занятия: Раздаётся шорох, появляется Домовёнок, здоровается. - Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл! Кто это? (дети высказывают свои догадки). - Я Домовёнок Кузя, можно я в вашей группе буду жить? Обошёл я весь детский сад, но у вас мне особенно понравилось... Дети знакомятся с Домовёнком, - называя своё имя; знакомят с группой, с любимыми уголками и игрушками. Домовёнок: У меня для вас есть подарок (вынимает куклу “Бессоницу”). Эта куколка не простая, она пришла к нам из далёкого прошлого, когда люди жили в своих домах, в домах стояли печки, которые обогревали весь дом, а малые детки спали не на таких кроватках как вы, а в колыбельках. (Рассматривание иллюстраций.) Игра “Усыпим куклу в колыбельке”. Пение колыбельной песни детьми вместе с Домовёнком. (Кукла-малыш в колыбельке никак не может уснуть.) - Что же нам делать с куклой? Как же нам её усыпить? Домовёнок: Так куколка “Бессоница” специально для усыпления малышей и делалась. Кинет мама её в колыбельку, приговаривая: “Сонница – бессоница, Не играй моим дитятком, А играй этой куколкой”. Давайте попробуем и мы. (Дети кладут Бессоницу в колыбельку, говорят слова и кукла-малыш утихает, засыпает.) Пусть наша малышка поспит, а мы с вами сделаем ещё такую же куколку. Дети с помощью воспитателя изготовляют Бессоницу для сюжетно-ролевых игр. Схема изготовления куклы прилагается. Тема 3: Знакомство и изготовление куклы “Закрутка”. Программные задачи: Продолжать знакомить детей с русскими народными куклами. Познакомить детей с куклой “Закруткой”, с её особенным назначением (загадывание желаний на Рождество). Воспитывать уважение к русским народным обычаям. Предварительная работа:
Материал:
Ход занятия: - Ребята, скоро праздник Рождество. Это особенный, долгожданный праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа. В этот праздник существует обычай загадывать желания, которые непременно сбудутся. Для этого нужно сделать куколку “Закрутку” и свои желания доверить ей. Эту куколку так и назвали “Закрутка”, мы будем закручивать её и загадывать желания. - Ребята, а давайте мы и Кузю позовём, у него, наверное, тоже есть желания (постукиваем пальчиками под крышкой стола). Появляется Кузя. Дети рассказывают о том, что они собираются делать и для чего. Домовёнок: Спасибо, ребята, что вы про меня не забыли. Есть у меня заветное желание, и я очень хочу, чтобы оно сбылось. Изготовление куклы. Белая ткань 20 40 см скручивается по длинной стороне и с каждой прокруткой дети и Домовёнок называют свои желания. Затем сгибают закрутку пополам. В месте сгиба ниткой обвязывают третью часть, обозначая голову. Ну вот, ребята, заготовка нашей куклы готова. В ней все наши желания. Давайте теперь украсим нашу куколку. Дети подбирают ткань для сарафана, платка и с помощью воспитателя одевают куколку. Ребята, как вы думаете, куда нам поставить нашу куколку? Домовёнок: Я слышал, что эту куколку нужно ставить поближе к Рождественской ёлке. - Ну что же, куколка, в тебе все наши желания. Мы будем надеяться, что все они исполнятся. Домовёнок: Ребята, вам нравится знакомиться со старинными куколками? - Да. - Ну, тогда в следующий раз ждите меня с новыми куколками. (Домовёнок прощается с ребятами и уходит). Средняя группа Занятие-беседа: Знакомство и изготовление обрядовой игрушки “Рождественский ангел” Программные задачи: Развивать у детей интерес к богатому культурно-историческому наследию нашей Родины, к духовной вере наших предков. Воспитывать веру в добро и справедливость. Развивать способность при изготовлении куклы соблюдать пропорции, размеры, делать аккуратные стяжки в нужных местах. Предварительная работа:
Материал:
Ход занятия: Воспитатель показывает сундучок. - Ребята, этот сундучок нам оставил наш Домовёнок Кузя и попросил вас отгадать, что там лежит. (дети высказываются) - Ну, конечно же его куколки. Давайте вспомним все его куколки. (дети называют: “Зайчик”, “Бессонница”, “Пеленашка”, “Закрутка”) Воспитатель вынимает названную куколку и показывает её. Последней вынимает Рождественского ангела. - А это что за куколка? (рассматривают её) - Что у неё есть? (голова, руки) - На что похожи руки? (на крылья птицы) - На какую куклу она похожа? (правильно, она очень похожа на куклу “Бессонницу”, только руки свободные, похожие на крылья. - А как вы думаете она называется? У кого бы нам узнать? (дети предлагают спросить всё о куколке у Домовёнка Кузи). Дети вызывают Домовёнка постукиванием пальчиков под крышкой стола. Появляется Домовёнок Кузя, здоровается с детьми. - Кузя, мы рассмотрели все в твоём сундучке. Ребята узнали всех куколок, правильно всех назвали. Мы нашли в твоём сундучке неизвестную куколку. Что это за куколка? - Да это же подарок для вас. Эта куколка называется “Рождественский ангел”. Эту куколку делали в подарок, она несла в дом добро, счастье, радость. Считалась, что если есть такая куколка на праздничной Рождественской ёлочке, то в таком доме всё будет хорошо. Я очень вас всех люблю и хочу, чтобы этот ангел принёс вам в Новом году счастье. (дети вместе с Кузей украшают ёлку Рождественским ангелом) - Спасибо, Домовёнок. А научишь нас делать такую куколку? - Конечно, научу. Домовёнок: Сначала нужно подобрать лоскут, согнуть его по диагонали. Затем в центр уложить кусок ваты, расправить концы и с помощью красивой тесьмы перетянуть посередине, а затем крест – накрест. Боковые края нужно расправить крыльями, а на голову куклы повязать ленту. Воспитатель показывает последовательность изготовления куклы. - Ребята, вам нравится наш ангел? Что мы пожелаем Кузе? (дети высказываются) Давайте подарим эту куколку Кузе, пусть и свою ёлочку украсит. Дети дарят ангела Домовёнку, водят рождественские хороводы вокруг ёлки. Занятие-беседа: Знакомство и изготовление куклы “Крестец” Программные задачи: Знакомить детей с народными традициями посредством объяснения назначения куклы – оберега. Формировать у детей способность работать с природным материалом, подбирать необходимый материал, обрабатывать его для изготовления куклы, соединять детали с помощью ниток. Использовать в сюжетных играх как куклу – мальчика. Предварительная работа:
Материал:
Словарная работа: Оберег, ряжение, прорубь, личина, злые силы. Ход занятия: - Ребята, мы с вами делали куколки из лоскутиков, ниточек, платочков (рассматривание русских народных кукол). Но их делали не только из тряпочек, но и из других материалов. Вот, например, из берёзовых веточек можно сделать куклу – мальчика. И эту куклу изготовляли как оберег от злых сил. Оберег – это то, что должно защищать и оберегать. А оберегать эта куколка должна была от злых сил (злые силы это то, что может навредить добрым людям, принести им какое-либо зло). В Рождественские праздники люди наряжались в животных, в чертей, бесов, в Бабу Ягу и ходили друг к другу в гости с поздравлениями. По поверьям, именно в святочные вечера высвобождаются бесовские силы. И чтобы прикоснуться к ним, достаточно было надеть маску – личину (показ масок, иллюстрации). По поверью крестьян в надевании масок крылась серьёзная опасность. Вместе с маской в человека как бы вселялась неведомая нечистая сила, от которой можно было освободиться, искупавшись в освещённой воде в проруби. Прорубь – это яма во льду в речке. Люди верили, что вся нечистая сила боится воды и как бы выскакивает из человека во время купания. Но далеко не отходит, ждёт, когда человек выйдет из воды. И вот, чтобы отвлечь нечистую силу от человека, люди придумали куклу – оберег и ставили её в месте купания поближе к проруби. Веточки связывались вместе цветными нитями, образовав между собой крест (показать детям). Похож на крест? Эту куколку так и называли “Крестец” (от слова крест). Чтобы этот крест был похож на человека, сделаем ему голову. В качестве волос используем шерстяные нити. Это же у нас мальчик, значит надо сделать голову мальчика. Мальчики и мужчины раньше носили стрижку, которая называлась “горшок” (показ иллюстраций). Закрепим волосы на голове с помощью цветных нитей. Как вы думаете, где у нас будут руки куклы? (высказывания детей). - Правильно, руки у нас уже есть, вот эта короткая палочка будет служить руками. Одежды как таковой на кукле не было. А на руки вешались вот такие пёстрые лоскутики. Хотите, расскажу для чего? Прежде всего скажите, где ставили “Крестец” и для чего? - Правильно, возле проруби, в которой купались люди, а куколки должны были быть яркими, пёстрыми, заметными на белом снегу. Как вы думаете, почему они должны быть пёстрыми? (дети высказываются) - Правильно, чтобы нечистая сила сразу увидела куколку. А ещё эти лоскутики на ветру колыхались и ещё больше привлекали к себе внимание. Дети завязывают выбранные ленточки на куколку. - Ну вот, у нас появилась ещё куколка. Как она называется? Нравится вам она? Эту куколку можно использовать в игре вместо мальчика. Занятие: Знакомство и изготовление куклы “Бабушкиной куклы” (Акка) Программные задачи: Познакомить детей со значением дерева в жизни славян, формировать представление о берёзе, как о символе России. Учить работать с незнакомым для детей, новым поделочным материалом – берестой, учить скатывать его в трубочку нужного диаметра, крепить в нужных местах, изготовляя заготовку для куклы. Предварительная работа:
Материал:
Словесная работа: Амулет, благословение, береста. Ход занятия: Появляется Домовёнок Кузя. - Здравствуйте, ребятки, я сегодня принёс вам куколку самую дорогую для моего сердца. Я с ней никогда не расстаюсь. Вот она (показывает “Бабушкину куколку”). Дети рассматривают куколку. - Домовёнок, красивая у тебя куколка, только скажи нам, чем же она тебе так дорога? Домовёнок: Сделала своими руками и подарила мне её моя бабушка. Да не просто подарила, а с этой куколкой передала мне своё благословление и силы богини земли. А называется эта куколка “Кукла Акка” или просто “Бабушкина куколка”. - Такая простая и, в то же время, такая добрая куколка у тебя Домовёнок и похожа на бабушку. Правда, ребята? - А вы обратили внимание из чего сделана куколка? (из коры берёзы и из лоскутов ткани) Домовёнок: Так вот, кору берёзы называют “берестой”. - Мы с ребятами рассматривали много изделий из бересты, но куколку не видели. Домовёнок: Эта куколка – амулет. Амулет – это то, чем очень дорожишь, что защищает, оберегает и приносит удачу. Поэтому эта куколка всегда при мне. А изготовлена она из бересты. Вы же знаете, как почиталась берёза на Руси? Про неё и песен много сложено, и стихов, и целые праздники посвящены русской берёзке. А еще из неё можно делать всякие полезные вещи, в том числе и куколок (Домовёнок показывает иллюстрации). - Домовёнок, у нас нет такой куколки в группе, может быть поможешь нам сделать такую же? - Ну, конечно, помогу! Кусок свежей бересты 10×10 см сворачивают в плотную трубочку белой стороной наружу и перевязывают нитью. Знаете, почему из свежей, а не с засохшей коры? (дети высказывают свои догадки). Ну конечно, засохшая может поломаться, треснуть. А свежая береста гибкая, легко принимает нужную форму. Затем, оборачивают трубочку белым лоскутом 8×15 см. Однотонный цветной лоскуток 3×20 см складывают втрое по длинной стороне, сначала от краёв к середине, а затем пополам. Берестяную трубочку плотно оборачивают сложенной полоской, а затем крест – накрест оборачивают вокруг трубочки. Далее одевают куколке юбку, нарядный фартук, затягивая красивой тесьмой или шнуром, свитым из двух цветных нитей. Плотно завязывают сзади узлом (воспитатель и дети изготовляют куколку, Домовёнок подсказывает, учит). - Ну, вот и наша кукла Акка готова. Спасибо тебе, Домовёнок. Дети помещают куклу в уголок русских народных кукол. - Эту куклу можно использовать в играх “Дочки-матери”, пусть она у нас будет доброй бабушкой. Занятие. Знакомство и изготовление куклы «Колокольчик» Программные задачи: Продолжать знакомить детей с русскими народными куклами. Познакомить с куклой «Колокольчик». Воспитывать любовь к народной игрушке. Предварительная работа. 1. Прослушивание музыкальной композиции: «Колокольный звон» 2. Заготовки для изготовления куклы Колокольчик.. Материал: 1. Колокольчик. 2. Кукла «Колокольчик» 3. Иллюстрации. Ход занятия: ( Дети заходят в горницу с воспитателем. На печке сидит домовенок Кузя. - Кузя, ты почему отвернулся и нас не встречаешь? И грустный такой? Домовенок: Не знаю, скучно что-то. - А мы сейчас придумаем, как тебя развеселить! Есть у меня волшебная коробочка, она нам и поможет. (Воспитатель достает колокольчик и звенит им) - Что это? Как он звонко звенит! -Это колокольчик. Кузя с детьми рассматривают и отвечают на вопрос воспитателя, какой он. (Железный, твердый, гладкий, тяжелый) - С давних пор на Руси, колокола являются символом очищения, предохранения и заклинания против злых сил. Колокольный звон оберегал людей от страшных болезней, предупреждал о пожаре, созывал воинов на битву, помогал путнику, заблудившемуся в непогоду дойти до ближайшего селения. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. (Показ репродукции) Слышишь, сани мчатся в ряд. Колокольчики звенят. О, как звонко, звонко, звонко, Точно звучный смех ребенка… - Кузя мы с детьми дарим тебе колокольчик. (Раздается тихий звон) -Ребята, слышите? Этот звон доносится из волшебной коробочки. Посмотрим что там. Это кукла Колокольчик, а еще ее называют кукла добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У нее три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек счастлив. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Ребята, а давай те мы с вами, сделаем Колокольчики. |