МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
рабочая Программа учебной дисциплины М.2.В.03 Родовая специфика литературы
Трудоемкость (в зачетных единицах): 6
Направление подготовки: _____050100.68 Педагогическое образование______________ Магистерская программа______Литература и масс-медиа___________________________ Квалификация (степень) выпускника________магистр______________________________ 1. Цели изучения дисциплины.
Цель - углубление представлений о содержательной и формальной специфике литературных родов (лирики, эпоса и драмы). Задачи:
Систематизировать теоретические знания о литературных родах, начиная с работ античных философов до современных подходов;
акцентировать внимание магистров на закономерности развития лирических, эпических, драматических жанров и, шире, лирики, эпоса и драмы как литературных родов в логике литературного процесса
познакомить с основными методологическими и методическими подходами к анализу художественных произведений в аспекте родовой специфики, с классическими трудами специалистов-филологов, посвященных этим вопросам;
познакомить с рефлексией писателей о формах драмы, лирики и эпоса и своих опытах в соотношении с теориями
сформировать навыки целостного системного анализа художественного произведения в единстве формально-содержательных признаков с учетом родовых характеристик.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Дисциплина «Родовая специфика литературы» входит в вариативную часть профессионального цикла. Она является одной из важнейших дисциплин теоретического направления, обобщающей и углубляющей опыт полученных магистрами знаний на предыдущей стадии обучения (в рамках изученных дисциплин «Литературоведение. Текстология», «Теория литературы»). Компетенции, приобретенные обучающимися в результате освоения этой дисциплины, позволят на более глубинном уровне понять специфику художественного творчества, а также станут основой для дальнейшего изучения литературы (в частности, в рамках следующих дисциплин: «Современная русская литература», «Неклассическая драма в литературе ХХ века», «Современная массовая литература», «Рецептивная поэтика и эстетика») и подготовки на магистерском семинаре докладов по теме магистерской диссертации.
3. Требования к уровню освоения программы.
Данной учебной дисциплиной формируются следующие компетенции, указанные в ФГОС ВПО:
ОК 1 - способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень
ОК 2 - готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач
ОК 3 - способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности
ОК 4 - способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач
ОК 5 - способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
ОПК 2 - способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру
ПК 1 - способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях
ПК 3 - способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики
ПК 5 - способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач
ПК 6 – готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач
ПК 7 - готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки
ПК 9 - готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области
ПК 14 - готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
ПК 16 - готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения
ПК 20 - готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач К моменту окончания обучения дисциплине магистрант должен:
иметь концептуальное представление о литературных родах, основных тенденциях их развития в контексте мирового историко-литературного процесса;
знать основную монографическую и критическую литературу, посвященную проблематике курса, методологические и методические подходы к анализу художественного произведения в аспекте родовой специфики;
владеть навыками описания лирического, эпического и драматического произведения на языке предметной области.
Общая трудоемкость дисциплины ___6____ зачетных единиц и виды учебной работы.
Вид учебной работы
| Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)
(час)
| Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)
(час)
| Всего
| 1 семестр
| Аудиторные занятия
| 54
| 54
| Лекции
| 18
| 18
| Практические занятия
| 36
| 36
| Семинары
|
|
| Лабораторные работы
|
|
| Другие виды аудиторных работ (интерактив)
| 22
| 22
| Другие виды работ
|
|
| Самостоятельная работа
| 135
| 135
| Курсовой проект (работа)
|
|
| Реферат
|
|
| Расчётно-графические работы
|
|
| Формы текущего контроля
|
|
| Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом
| 27 (экзамен)
| 27 (экзамен)
| Содержание учебной дисциплины.
5.1. Разделы учебной дисциплины.
№п/п
| Наименование раздела дисциплины (темы)
| Виды учебной работы (час)
(в соответствии с учебным планом)
| лекции
| практические (семинары)
| Занятия в интерактиве
| самостоятельные
| 1.
| Генезис и исторические формы эпоса, лирики и драмы.
|
| 12
| 6
| 30
| 2.
| Специфика лирики как рода литературы.
| 2
|
|
| 4
| 3.
| Лирическая система и субъектная организация лирического произведения.
| 2
| 2
| 2
| 4
| 4.
| Проблема лирических жанров и «пограничных» жанровых форм.
| 2
| 2
| 2
| 15
| 5.
| Возможности анализа лирического произведения.
|
| 4
| 3
| 15
| 6.
| Родовая специфика драмы.
| 2
|
|
| 4
| 7.
| Драма в творческой практике русских авторов и их рефлексии первой половины XIX в.
|
| 6
| 4
| 15
| 8.
| Пути развития драмы, её теории и категориального аппарата в ХХ в.
| 2
| 4
| 2
| 15
| 9.
| Атрибутивные черты эпоса как литературного рода.
| 2
|
|
| 4
| 10
| Сюжетные и бессюжетные эпические формы.
| 2
| 2
| 1
| 4
| 11.
| Жанровая система эпоса.
| 2
| 2
| 1
| 15
| 12.
| Проблема циклизации.
| 2
| 2
| 1
| 15
| 5.3. Лабораторный практикум не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
6.1. Основная литература по дисциплине:
Анализ художественного текста. Лирическое произведение: Хрестоматия / Сост. И прим. Д.М. Магомедова, С.Н. Бройтман. – М.: Издательство РГГУ, 2005. – 334 с.
Буслакова, Т. П. Как анализировать лирическое произведение: Учебное пособие/Т. П. Буслакова.-М.: Высшая школа,2005.-201 с.
Головчинер, В.Е. Действие и конфликт как категории драмы // Вестник ТГПУ. Сер. Гуманитарные науки. Филология. Томск. 2000, № 6. – С. 66-72.
Хализев, В.Е. Теория литературы. Учебник.– изд. 2-е.– М.: Высшая школа, 2000.– 398 с.
6.2. Дополнительная литература:
Анализ одного стихотворения: межвузовский сборник/под ред. В. Е. Холшевникова. -Л.: Издательство ЛГУ,1985.-246 с.
Аникст, А.А. История учений о драме. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века /А. А. Аникст.-М.:Наука,1988.-310 с.
Аристотель. Риторика. Поэтика /Аристотель ; пер. с древнегреч. : О. П. Цыбенко, В. Г. Аппельрота ; [ред. : И. В. Пешков, Г. Н. Шелогурова].-М.:Лабиринт,2000.-221 с.
Бабичева, Ю. В. Жанровые разновидности русской драмы: на материале драматургии М. А. Булгакова : учебное пособие к спецкурсу/Ю. В. Бабичева. - Вологда: Издательство Вологодского государственного педагогического университета,1999.-93 с.
Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема содержания , материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 т. Т.1. Философская эстетика 1920-х годов / М. М. Бахтин; Ред. С. Г. Бочаров, Л. С. Мелихова. – М : Издательство «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2003. - С. 69- 326.
Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Эпос и роман / Сост. С. Г. Бочаров ; Авт. вступ. ст. В. В. Кожинов. – СПб.: Азбука, 2000. – 304 с.
Белинский, В.Г. Разделение поэзии на роды и виды//Белинский, Виссарион Григорьевич. Избранное /В. Г. Белинский; сост., авт. вступ. ст., коммент. Е. Ю. Тихонова ; Институт общественной мысли. - М.:РОССПЭН, 2010. - 710 с.
Бентли, Э. Жизнь драмы =The life of the drama/Эрик Бентли ; пер. с англ. В. Воронина.-М.: Искусство,1978. - 367 с.
Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский ; [вступ.ст. П. К. Горского ; коммент. В. В. Мочаловой ]. – М. : Высш. шк., 1989. – 404 с.
Виноградов, В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // Виноградов В. В. О теории художественной речи: Учебное пособие для ВУЗов по филологическим специальностям / В. В. Виноградов; Авт. предисл. А. Н. Кожин. - М. : Высшая школа, 2005. – 286 с.
Виноградов, В. В. О языке художественной прозы: избранные труды/В. В. Виноградов ; [отв. ред. Г. В. Степанов].- М.: Наука,1980.-360 с.
Гаспаров, М. Л. Избранные статьи / М. Л. Гаспаров. – М. : Новое литературное обозрение, 1995. – 477 с. – (Новое лит. обозр., Научн. прилож. Вып. II).
Гаспаров, М.Л. Современный русский стих: метрика и ритмика/М. Л. Гаспаров.-М.:Наука,1974.-486 с.
Гаспаров, М. Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики/М.Гаспаров.- СПб.:Азбука,2001.- 478с.
Гегель, Г. В. Ф. Лекции по эстетике =Vorlesungen uber die Asthetik:в 2 т./Г. В. Ф. Гегель ; [пер. с нем. Б. С. Чернышев и др.].-СПб.: Наука.-(Слово о сущем). Т.1.-1999.-621с.; Т. 2.-1999.-602
Гинзбург, Л. О лирике. /Л. Я. Гинзбург; Предисл. А. С. Кушнера; Подгот. текста С. В. Путилова. - М.: Интрада,1997.- 408 с. Или: Гинзбург, Л. О лирике. / Л. Я. Гинзбург. - Изд. 2-е, доп. - Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение,1974.-405 с.
Гинзбург, Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1979. - 222 с.
Головчинер, В.Е. А.С. Пушкин о «реформе» драмы // Текст – Комментарий – Интерпретация. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - С 50-58. (ксерокопия)
Головчинер, В.Е. Топос как основание выделения театральных систем и типов драмы в рефлексии А.С.Пушкина и А.А.Гвоздева // Драма и театр. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 2009. – Вып. VII. – C. 24-37. (ксерокопия)
Головчинер, В.Е. Визуальный потенциал драматического текста // Драма и театр. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 2007. – Вып. VI. – C. 7-23 (ксерокопия)
Головчинер, В. Е. Эпическая драма в русской литературе XX века /В. Е. Головчинер ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Изд. 2-е, доп. и испр.-Томск: Издательство ТГПУ,2007.- 318 с.
Громова, М. И. Русская современная драматургия: Учебное пособие/М. И. Громова.-М.:Флинта,1999.-158 с.
Жирмунский, В.М. Композиция лирических стихотворений / В.М.Жирмунский // Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л., 1975. - С. 433 - 536.
Жирмунский, В.М. Мелодика стиха // Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. / В.М. Жирмунский; вступ. ст. В.В. Жирмунская-Аствацатурова. – СП.: Издательство «Азбука-классика», 2001. – 496 с. – С. 111-161.
Кайда, Л. Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи/Л. Г. Кайда.- М.: Флинта,2000.-147 с.
Канунникова, И. А. Русская драматургия XX века: Учебное пособие/И. А. Канунникова. - М.: Флинта,2003.- 207 c.
Классическая драма Востока. Индия. Китай. Япония: Индия, Китай, Япония/[редкол. : И. В. Абашидзе [и др.].-М.: Художественная литература,1976. - 878 с.
Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 639 с.
Литературные манифесты: От символизма до "Октября"/Сост. Н. Л. Бродский, Н. П. Сидоров.- М.: Аграф, 2001.- 374 с.
Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии / Вступ. ст. М. Л. Гаспаров. – СПб.: Искусство - СПБ, 1999 . - С. 18-133 (или другое издание).
Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии / Ю.М. Лотмн; вступ. ст. М.Л. Гаспаров; ред. О.Н. Нечипуренко, Н.Г. Николаюк. – СПб.: «Искусство-СПБ», 1999. – 848 с.
Материалы к размышлениям над пьесой М.Горького «На дне». Учебное пособие для студентов филологических факультетов, учителей-словесников / Сост. Ю.В.Бабичева, В.Е.Головчинер. - Томск. 1999. – 32 с.
Мысль, вооруженная рифмами: поэтическая антология по истории русского стиха/ЛГУ; сост., автор ст. и примеч. В. Е. Холшевников.- Л.: Издательство ЛГУ,1984.- 446 с.
Одинцов, В. В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог / В. В. Одинцов. – М.: Наука, 1973. – 104 с.
Опыты изучения драмы: сборник научных трудов/[сост. Н. Г. Медведева ; отв. ред. Д. И. Черашняя].- Ижевск: Типография Удмуртского государственного университета,2010.-384 с.
Пинский, Л. Е. Магистральный сюжет: Ф. Вийон, В. Шекспир, Б. Грасиан, В. Скотт/Л. Пинский; [Вступ. ст. А. А. Аникста]. - М.: Советский писатель,1989.- 410 с.
Потебня, А. А. Теоретическая поэтика /А. А. Потебня ; [сост., вступ. ст. и коммент. А. Б. Муратов].- М.: Высшая школа,1990.-342 с.
Пушкин А.С. О народной драме и драме «Марфа Посадница» (любое изд.)
Стенник, Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе: эпоха классицизма/Ю. В. Стенник. - Л.: Наука,1982.-166 с.
Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов / Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко.- М.; Изд-во РГГУ, 2002. С. 307-354Хализев, В.Е. Драма как род литературы / В. Е. Хализев. - М.: Изд-во МГУ, 1986.- 260 с.
Томашевский, Б. В. Теория литературы: Поэтика: Учебное пособие/Б. В. Томашевский.- М.:Аспект-Пресс,2003.-333 с.
Тынянов, Ю. Н. Проза/Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский; Сост., предисл. В. И. Новикова; Коммент. Б. О. Костелянца, А. Ю. Галушкина. - М.: СЛОВО/SLOVO,2001.-765 с.
Тюпа, В. И. Анализ художественного текста: учебное пособие для вузов/В. И. Тюпа.-3-е изд., стереотип.- М.: Академия,2009.-331 с.
Федотов, О. И. Основы русского стихосложения: Метрика и ритмика: Теория и история русского стиха: В 2 кн./О. И. Федотов.- М.: Флинта. Кн. 1:Метрика и ритмика.-2002.-359 с.
Федотов, О. И. Основы русского стихосложения: Строфика: Теория и история русского стиха: В 2 кн./О. И. Федотов. - М.: Флинта. Кн. 2:Строфика.-2002.-484 с.
Фрейденберг, О.М. Происхождение греческой лирики // Лирика: генезис и эволюция: сб. статей / Сост. И.Г. Матюшина, С.Ю. Неклюдов. – М.: Издательство РГГУ, 2007. – 417 с. – С. 396 – 413. (ксерокопия, электронный вариант)
Хализев, В.Е. Теория литературы. Учебник. – изд. 2-е. – М.: Высшая школа, 2000. – 398 с.
Холшевников, В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: Учебное пособие. – 5-е изд. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.
Шоу, Б. Квинтэссенция ибсенизма (любое изд.)
Эйхенбаум, Б. М. О прозе. О поэзии: сборник статей/Б. Эйхенбайм ; [сост., подгот. текста О. Эйхенбаум ; вступ. ст. Г. Бялого].-Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение,1986.- 453 с.
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.
При изучении дисциплины магистрантам полезно воспользоваться материалами следующих интернет-ресурсов:
Костелянец, Б. О. Драма и действие: Лекции по теории драмы / Б. О. Костелянец; Сост. и вступ. ст. В. И. Максимова. — М.: Совпадение, 2007. — 503 с. / [электр. ресурс] http://lib.rus.ec/b/307089/read (Дата обращения – 09.02.2012)
Критика и семиотика / [электр. ресурс] http://www.nsu.ru/education/virtual/cs.htm (Дата обращения – 07.02.2012)
Основные труды М. Л. Гаспарова
[электр. ресурс] http://philologos.narod.ru/mlgaspar/gasparov.htm (Дата обращения – 09.02.2012)
Руднев В. Энциклопедический словарь культуры xx века: ключевые понятия и тексты. – М.: Аграф, 2001 [электр. ресурс] http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm (Дата обращения – 06.02.2012).
Ruthenia. Объединенное гуманитарное издательство. Кафедра русской литературы тартуского университета [электр. ресурс] http://www.ruthenia.ru/about/ (Дата обращения – 06.02.2012).
Шкловский, В. Б. О теории прозы (1929) /В.Б. Шкловский. – М.: "Советский писатель",1983.–384с. /[электр. ресурс]
http://philologos.narod.ru/shklovsky/prose1983.htm (Дата обращения – 09.02.2012)
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
№п/п
| Наименование раздела
(темы) учебной
дисциплины (модуля)
| Наименование
материалов обучения,
пакетов программного
обеспечения
| Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов
| 1
| Специфика лирики как рода литературы
| «В сторону лирического сюжета» (презентация по одноименной монографии Ю.Н. Чумакова)
| Компьютер, проектор
| 2.
| Сюжетные и бессюжетные эпические формы;
Проблема циклизации
| Презентация на тему: Мотивный анализ литературного произведения. История изучения мотива в отечественном литературоведении (по монографии И.В. Силантьева)
| Компьютер, проектор
| 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, конспектирования и рецензирования студентами работ критиков и исследователей, оппонирования студентами докладов, экспертных оценок группами студентов совместно с преподавателями театральных постановок и кино-интерпретаций художественных произведений) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
«Родовая специфика литературы» является одной из основных дисциплин в вариативном блоке профессионального цикла. На лекционных занятиях основной задачей является постановка принципиальных и спорных вопросов изучения литературных родов. Исследование поэтических категорий, разных жанровых форм лирики, эпоса, драмы предполагает как теоретический, так и исторический подход. Для наиболее глубокого усвоения предлагаемых вопросов используются справочные, учебные и научно-исследовательские источники
В структуре курса преобладают практические занятия, поскольку цель и задачи дисциплины предполагают не только приобретение новых теоретических знаний, но, главное, выработку навыков самостоятельного анализа художественного текста в аспекте его родовой специфики. В связи с этим студенты самостоятельно знакомятся с наиболее презентативными, интересными работами выдающихся ученых, специалистов в этой области, а затем на занятиях, совместно с преподавателем разбираются в специфике их подхода, пробуют применить освоенные методики в практике анализа текста. Подготовка к практическим занятиям (особенно к темам: «Генезис и исторические формы эпоса, лирики и драмы»; «Проблема лирических жанров и «пограничных» жанровых форм»; «Возможности анализа лирического произведения»; «Драма в творческой практике русских авторов и их рефлексии первой половины XIX в.»; «Пути развития драмы, её теории и категориального аппарата в ХХ в.»; «Проблема циклизации»; «Жанровая система эпоса») подразумевает большую долю самостоятельной работы магистрантов с дополнительными источниками, а также различные интерактивные формы работы: конспектирование и рецензирование статей, подготовка докладов, составление таблиц и тезисов, подбор иллюстративного материала и т.д.
Контроль за уровнем и качеством освоения дисциплины предполагает следующие формы промежуточного контроля: формулировка проблемных вопросов и ответы на вопросы по темам текущих лекций, участие в мини-дискуссиях по теме лекционного занятия, которыми, как правило, заканчивается изучение теоретического вопроса. В конце первого семестра предусмотрен экзамен.
Внимание, время и силы преподавателя должно направить на проверку самостоятельной работы магистрантов
- в формах письменных и устных ответов, позволяющих видеть степень освоения ими эстетических концепций и художественных опытов писателей разных поколений в их сопоставлении,
- в формах дискуссий, позволяющих выявить навыки обучающихся в самостоятельной систематизации материал, сопоставлении разных концепции с точки зрения творческого метода, жанровых теорий, исторической поэтики, основных поэтических категорий,
- в формах развернутого описания исторических и авторских форм эпоса, лирики, драмы на языке предметной области.
7.2. Методические рекомендации для студентов.
Перечень теоретических работ для конспектирования
Задания для подготовки к практическим занятиям (Приложение №3)
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
В соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации магистров, утвержденным в ТГПУ и рабочим учебным планом по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование в рамках данной дисциплины предусмотрены следующие формы текущего контроля:
8.1. Тематика докладов:
Биография и научная жизнь М.М. Бахтина
М.Л. Гаспаров: история изучения лирики
Структурный подход Ю.М. Лотмана в изучении лирического текста
Отечественная наука о драме
Размышления О.М. Фрейденберг о происхождении литературных родов и жанров
Работы В.Е. Хализева о специфике драмы как литературного рода и вида искусства
8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся;
В связи с эксклюзивным характером изучаемого курса, отсутствием опыта преподавания теории и истории литературный родов в литературоведческом аспекте предлагается основное внимание, время, силы магистрантов направить на самостоятельную работу с источниками:
- конспектирование классических работ по теории и истории литературы, статей, пояснений, предисловий писателей, литературных манифестов
- сопоставление разных концепций,
- аргументированное их представление в устной и письменной форме.
Составление алгоритма анализа лирического произведения на основе научной статьи; проведение собственного литературоведческого анализа стихотворения в соответствии с представленным алгоритмом
Анализ ситуации форм бытования современной лирики: хронологический срез на основе периодических литературных изданий, самостоятельных книжных изданий, а также с использованием информационных ресурсов сети интернет
Составление опорных таблиц и схем по темам лекционных занятий
8.3. Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз – Приложение №4
8.4. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену):
Концепции происхождения литературных родов
Формирование жанрово-родовой системы. Первые рефлексии о литературе.
Нормативные поэтики о жанрово-родовом делении литературы.
Тенденции развития литературы в ХХ веке. Спор о существовании литературных родов и межродовых образованиях.
Специфика лирики как литературного рода.
Субъектная организация лирического, эпического, драматического произведения.
Лирический герой как форма выражения авторского сознания в лирике.
Собственно-автор как форма выражения авторского сознания в лирике.
Ролевая лирика.
Понятие лирической системы.
Одноэлементная лирическая система.
Многоэлементная лирическая система.
Понятие «многоголосья» в лирике.
Понятие эмоционального тона в лирике.
Взаимодействие лирики с другими литературными родами.
Эпическое начало в лирике.
Драматическое начало в лирике.
Сюжет в лирике. Понятие лирического события.
Параллелизм и кумуляция как образные языки лирики. Тропы.
Поэтический синтаксис. И звуковая выразительность лирики.
Стихотворная речь и стихотворный ритм.
История русского стихосложения
Ритмическая организация тонического стиха. Тонический стих в русском фольклоре и литературе ХХ века.
Особенности силлабо-тонической системы стихосложения. Нарушения ритма
Система лирических жанров: европейский и восточный вариант.
Основные категории драмы.
Герой драмы и драматической герой.
Понятия действие и перипетии.
Природа диалога в драме
«Лучшая драма» в «Поэтике» Аристотеля.
Трагедия в ее жанровых доминантах
Комедия и ее разновидности. Перспективы развития комедийных жанров.
Д. Дидро ("Рассуждении о драматической поэзии") и Г.Э. Лессинг
("Лаокоон","Гамбургской драматургии") как теоретики драмы.
Драма в размышлениях немецких романтиков и в истории XIX-ХХ вв.
Теория драмы в эстетике Гегеля.
В.Г.Белинский о драме и её поэтике
Белинский – теоретик и критик драмы
Взгляды А.С.Пушкина на задачи современного ему театра и драмы.
«Театральный разъезд» как манифест Н.В.Гоголя-драматурга
«Новая драма» как исторический тип поэтики. Г. Ибсен и Б.Шоу о драме на рубеже ХIХ -ХХ вв.
Природа действия в чеховской драме: импрессионистические тенденции
Новаторство Горького-драматурга.
Проблема героя и действия в новой драме рубежа 19-20 вв.
Анализ пьесы (по выбору) в соответствии с ее драматической природой.
Новые формы повествования в эпических жанрах ХХ века
Малые эпические жанры в исторической ретроспективе
Жанр романа: история возникновения и развития, особенности поэтики
Проза и эпос: к вопросу соотношения понятий
Особенности сюжетного и несюжетного повествования.
Связь эпического повествования и мифа на ранних стадиях развития литературы. «Мифологический» сюжет в прозе ХХ века.
Формы хронотопа в романе.
Жанровая система эпоса. Трансформация эпических жанров.
Анализ эпического произведения (по выбору) в его родовой специфике
Виды циклов, принципы циклической связи.
Роль субъектной и мотивной организации в цикле.
Цикл в творчестве писателя (анализ цикла по выбору).
8.5. Формы контроля самостоятельной работы.
письменные домашние задания;
проверка докладов, рефератов, выступлений;
проверка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;
аттестация в ходе лекций (по итогам лекции студент должен сформулировать вопрос преподавателю);
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование (Литература и масс-медиа) Рабочая программа учебной дисциплины составлена:
к.ф.н., доцентом кафедры литературы ИФФ Русановой О.Н. Приложение №1 Перечень теоретических работ для конспектирования
Анненский, И. Книги отражений. - М.: Наука, 1979. – С 71-93 (статьи о драме М.Горького, А.П.Чехова, Л.Андреева).
Аристотель. Поэтика (любое изд.)
Белинский, В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (любое изд.)
Гегель, Г.В.Ф. Эстетике: В 4-х т. М. : Наука, 1968-1973. Т.3. Поэзия. – С.426-585
Головчинер, В.Е. Действие и конфликт как категории драмы // Вестник ТГПУ. Сер. Гуманитарные науки. Филология. Томск. 2000, № 6. – С. 66-72.
Головчинер, В.Е. А.С.Пушкин о «реформе» драмы // Текст – Комментарий – Интерпретация. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - С 50-58.
Гоголь, Н.В. Театральный разъезд ( любое изд.).
Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. – С. 425-433.
Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. – С.126-135, 447-459.
Пушкин А.С. О народной драме и драме «Марфа Посадница» (любое изд.)
|