1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
|
1
| Организационный момент
|
| До урока: организация рабочего места (подготовка технических средств, раздача текстов произведения, схем анализа).
На уроке: приветствие учащихся, отметка отсутствующих в классе, эмоциональный настрой
| Организация рабочего места,
приветствие учителя.
| 2 мин
|
2.
| Целеполагание
(сообщение целей, создание проблемных ситуаций)
|
| Сообщение темы урока(тема отображена на слайдовой презентации)
В ходе урока учащиеся должны ответить на вопрос: что же волновало поэта и человека - Маяковского (о чем писал поэт)
| Записывают тему урока в тетради. Предполагаемые ответы:
1. познакомиться с творчеством поэта,
2. изучить своеобразие лирики В. Маяковского;
3. выполнить анализ стихотворения «Послушайте».
| 2 мин.
|
3.
| Поиск решения проблемы:
| Ресурс №1 «Литература. Русская классика», 9 класс, Беленький Г.И.
| Учитель предлагает учащимся составить алгоритм работы по решению проблем урока.
| Предполагаемые ответы:
1.познакомиться с творчеством поэта,
2. изучить своеобразие лирики В. Маяковского;
3. выполнить анализ стихотворения «Послушайте».
| 5 мин
|
|
|
| Сообщение учителем о жизни и творчестве поэта
Формирование представления о личности поэта
В. Маяковский был яркой личностью, блестящим оратором, великолепным самобытным поэтом.
19 июля 1893 года в Грузии в семье лесничего родился В.В. Маяковский.
В 1906 году, после смерти отца, семья переехала в Москву. Маяковский учился в московской гимназии, подготовительный класс Строгановского училища
1911-1914 училище живописи.
1917 – Великая Октябрьская Социалистическая революция, к власти пришёл пролетариат. Все писатели и поэты 20 в. с этой даты разделились на тех, кто принял революцию и тех, кто нет. В.В. Маяковский полностью принял революцию 17 года. Впоследствии, он защищал социалистический строй, его идеи.
Радостно встретив Октябрьскую революцию, Маяковский определил свою позицию: "Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось".
После Октября творчество Маяковского приобретает социально-эстетическую окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма (как в позитивном, так и в сатирическом плане).
Недаром его называют «Самый революционный поэт»
| Просмотр учащимися иллюстраций.
|
|
4.
| Анализ домашнего задания
|
| Работа над тематикой лирики Маяковского.
Учитель предлагает учащимся рассказать отрывки из стихов В.Маяковского и выявить тему данного стихотворения, т.е. о чём писал В.Маяковский.
| Чтение стихов детьми. (оформляются запись в тетради).
Тематика стихов В.Маяковского:
1. отношение к животным;
2. сатира на мещанский образ жизни;
3. о любви;
4. о назначении поэта и поэзии;
5. о взятничестве;
6. о будущем самоопределении.
Дети делают вывод:
В. Маяковский разносторонний, интересный поэт. В лирике поэта представлено большое тематическое многообразие.
| 5 мин
|
5.
| Поиск решения проблем
| Ресурс№2 «Литература. Русская классика», 9 класс, Беленький Г.И.
| Учитель делает обобщение о творчестве поэта:
Лиризм Маяковского всеобъемлющ - в нём выразился небывалый духовный рост человека нового общества.
Кроме создания литературных произведений Маяковский работает в «ОКНАХ РОСТА»
"Окно" РОСТа. Рис. В. Маяковского
| Работа со словарём урока.
| 15 мин
|
|
|
| Учитель предлагает учащимся прочитать ещё одно стихотворение В.Маяковского «Послушайте» и выполнить его анализ.
| Учащиеся прослушивают стихотворение в аудиозаписи, затем читают его в учебнике.
|
|
|
|
| Анализ произведения:
1. Тема стихотворения: (то о чём хотел сказать автор)
| Предполагаемые ответы учащихся:
1. Поэт пишет о звёздах, нужны ли они, о неземной красоте, о желании соприкоснуться с ней.
|
|
|
|
| 2. Сюжет стихотворения (есть ли развитие события).
- Чтобы определить есть сюжет или нет, обратимся к тексту: найдите глаголы
- Какие совершаются действия?
| Предполагаемые ответы учащихся: послушайте, зажигают, хочет, называют, врывается, боится…..
Вывод: действие присутствует.
- Лирический герой(кто - то) приходит к богу, целует жилистую руку, просит, чтобы звёзды были.
Вывод: сюжет присутствует.
|
|
|
|
| 3. Идея стих – я (главная мысль стихотворения, что хотел сказать автор людям)
- Какова причина тревоги?
- А вы как думаете, нужны ли на небе звёзды?
( учитель предлагает найти учащимся ответ в тексте произведения)
| Предполагаемые ответы учащихся:
главное для героя это наличие и желание красоты, ради этого лирический герой Маяковского готов на всё ради красоты: даже богу целует руку. Герой успокаевается, но тревога ощутима.
- для кого – то звёзды – плевочки, не нужны. Лирический герой боится, что не перенесёт беззвёздную муку. Красота, ради которой он готов на всё может оказаться никому не нужной.
- Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!
Вывод: полностью согласны с автором
|
|
|
|
| 4. Композиция (построение стиха)
-Название стихотворения какой формой глагола выражено ?
- С какого слова начинается и заканчивается стихотворение?
- Данная форма повелительного наклонения что содержит?
- К чему?
| Предполагаемые ответы учащихся:
-повелительная форма.
- «Послушайте»
Выполняет роль обрамления. - призыв
- послушать лирического героя, он хочет сообщить что – то важное, глубоко его волнующее
|
|
|
|
| 5. Художественные средства, которые помогают глубже понять лирического героя.
| Предполагаемые ответы учащихся:
-метафора
(плевочки – жемчужины)
- риторический вопрос.
|
|
|
|
| 6. Образ лирического героя, (кто?)
| 6. Образ героя и автора здесь представлен в виде единства. И для Маяковского и для героя очень важно быть услышанным окружающими.
|
|
6
| Осознание и осмысление учебной информации
Решение проблем.
|
| Беседа с учащимися
(учитель предлагает ученикам сделать вывод по анализируемому произведению) и по тематике творчества Маяковского.
| Предполагаемый ответ:
1. В стихотворении «Послушайте большой иносказательный смысл «Не хлебом единым жив человек» Кроме насущного хлеба, нам нужна ещё и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звёзды – «Жемчужины», а не звёзды «плевочки».
2. В. Маяковский разносторонний, интересный поэт. В лирике поэта представлено большое тематическое многообразие.
| 2мин
|
7
| Рефлексивный момент «Пять минут с прекрасным»
|
| Демонстрация иллюстраций небесных светил
Галактики
Скопления галактик
| Учащиеся рассматривают видеоряд
| 3 мин
|
|
|
| Учитель предлагает учащимся выполнить задание:
закончи предложения:
- Для меня Маяковский…
- Для Маяковского и его лирического героя - желание красоты. А для меня……
«Послушайте!» - это стихотворение Маяковского о звёздах, о красоте. Это стихотворение мне:
понравилось
не понравилось
я его не понял
понял всё
| Задание выполняется письменно
| 3мин.
|
8
| Домашнее задание
|
| Учитель предлагает учащимся пользуясь схемой анализа лирического произведения проанализировать стихотворение «А вы могли бы?»письменно в тетрадях.
| Задание записывается в дневник.
| 2мин.
|
9
| Итог урока
|
| Учитель выставляет оценки за урок, комментирует их, благодарит всех учащихся за работу.
|
| 1 мин
|