Скачать 100.32 Kb.
|
Внеклассное чтение. Урок- путешествие. 2 класс. Подготовлен учителем начальных классов Петровой С.М. МКОУ - Грязновская СОШ ГО Богданович Свердловской области Тема: «Вспомни сказку» Цель: познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра; развивать мышление, речь, формировать умение передавать содержание произведения; воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности. Оборудование:
Литература:
План – конспект урока
внекоторомцарствевнекоторомгосударстве На плакатах: жилибылидеддабаба жилибылистариксостарухой - Разделите строчки на слова. - Что вы заметили? Какие предложения получились? Это слова из сказок. Это начало, зачин, разных сказок. - Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок. II. Новый материал.
Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши бабушки и дедушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял, что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.
На нашей выставке собраны русские народные сказки.
- Какие русские народные сказки стали любимыми? (За лучшие рисунки жетон). - Вспомним некоторые сказки. 1. Коллективное чтение сказки «Волк и коза». Давайте прочитаем сказку вместе. Я буду читать слова автора. Девочки хором – слова козы, а мальчики – слова волка. Приложение № 1. 2. Игра «Отгадай отрывок». Учитель раздаёт карточки отдельным ученикам, остальные угадывают название сказки. (За ответ жетон). Приложение № 2. 3. Работа в паре. Игра «Восстановите последовательность событий в сказке». Приложение № 3. (За ответ жетон). 4. Игра «Соберите названия сказок». Лиса из топора Каша козёл Лиса мороза Гуси дятел Лиса журавль Два лебеди Петушок заяц Лиса бобовое зёрнышко 5. Игра «Собери пословицы» Друзья познаются рыбку из пруда За добро добром дороже богатства Семь раз примерь в беде Без труда не вытащишь платят Под лежачий камень один отрежь Доброе братство вода не течёт III. Подведение итогов. Поощрение активных учеников. IV. Домашнее задание: отгадать кроссворд. Приложение № 4. Карточка с кроссвордом для каждого ученика. Дополнительный материал. Приложение № 5. Приложение № 1 Волк и коза Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдет, козлятки запрут за ней избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет: Козлятушки, детушки, отопритеся, отомкнитеся. Ваша мать пришла, молока принесла; Бежит молочко по вымечку, из вымечка на копытечко, С копытечка на сыру землю! Козлятки тотчас отопрут двери и впустят мать. Она покормит их и опять уйдет в бор, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк все это и подслушал. Выждал время, и только коза в бор, он подошел к избушке и закричал своим толстым голосом: Козлятушки, детушки, отопритеся, отомкнитеся. Ваша мать пришла, молока принесла ... А козлятки отвечают: - Слышим, слышим — не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском. Волк ушел и спрятался. Вот приходит коза и стучится: Козлятушки, детушки, отопритеся, отомкнитеся. Ваша мать пришла, молока принесла; Бежит молочко по вымечку, из вымечка на копытечко, С копытечка на сыру землю. Козлятки впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть. Коза накормила их и, уходя в бор, строго-настрого наказала: коли придет кто к избушке и станет просить толстым голосом, того ни за что не впускать в двери. Только что ушла коза, волк прибежал к избе, постучался и начал причитывать тоненьким голоском: Козлятушки, детушки, отопритеся, отомкнитеся. Ваша мать пришла, молока принесла; Бежит молочко по вымечку, из вымечка на копытечко, С копытечка на сыру землю. Козлятки не признали волчьего голоса и отперли двери. Волк вбежал в избу, разинул свою широкую пасть и бросился на бедняжек; что ни схватит, то проглотит, — всех поел. Уцелел только один козленочек, и тот в печь забился. Приходит коза. Сколько ни причитывала — никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что они отворены; в избу — а там все пусто. Заглянула в печь и нашла одного козленочка. Как узнала коза о своей беде, села она на лавку, начала горько плакать и причитывать: — Ох, вы детушки мои, козлятушки! На что отпиралися - отворялися, злому волку доставалися? Услышал это волк, входит в избушку и говорит козе: - Эх, кума-кума! Что ты на меня грешишь! Неужели-таки я сделаю это! Пойдем-ка в лес погуляем. — Нет, кум, не до гулянья! — Пойдем! — уговаривал волк. Пошли они в лес, нашли яму, а в той яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно горячих угольев. Коза говорит волку: — Кум! Давай попробуем, кто перепрыгнет через эту яму. Стали прыгать. Волк прыгнул и ввалился в горячую яму; брюхо у него от огня лопнуло, и козлята выбежали оттуда, да прыг к матери. И стали жить-поживать, ума наживать, а лиха избывать. Приложение № 2 Игра: «Отгадай отрывок!» Учитель читает отрывки из сказок или раздает карточки. Дети должны отгадать название сказки.
Приложение № 3 Восстановите последовательность событий в сказках «Петушок и бобовое зернышко» • Хозяин дал коровушке свежей травы • Кузнец дал хозяину новую косу. • Петушок вскочил и вовсе горло закричал. • Смазал курочка петушку горлышко. • Коровушка дала молочка. • Подавился петушок бобовым зернышком. • Хозяюшка дала маслица курочке. «Лиса и заяц» • Зайчик встретился с медведем. • Петушок выгнал лису. • У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная. • Зайчик встретился с собакой. • Лиса выгнала зайца. • Зайчик живет с петушком. • Зайчик встретился с быком. • Зайчик встретил петушка. «Гуси-лебеди» • Девочка встретилась с речкой. • Девочка в избушке бабы-яги. • Девочка приводит братца домой. • Девочка встретилась с печкой. • Гуси-лебеди унесли братца. • Мышка помогает девочке. • Девочка встретилась с яблоней. • Девочка бросилась догонять гусей. «Лиса и журавль» • Лиса с журавлем подружились. • Журавль пригласил лису в гости. • Лиса угощает журавля. • Лиса пригласила журавля в гости. • Журавль угощает лису. • С тех пор дружба врозь. «Лиса и дрозд» • Дрозд лису накормил. • Дрозд на дереве свил гнездышко. • Дрозд лису напоил. • Собаки вытащили лису из норы. • Лиса захотела съесть дрозда. • Дрозд лису напугал. • Дрозд лису напоил. • Дрозд лису насмешил. Приложение № 4 Кроссворд-викторина 1. Чем угощала лиса журавля? 2. Чем журавль угощал лису? 3. Какое животное лиса заманила в колодец? 4. Чем подавился петушок? 5. Что помогло курочке вылечить петушка? 6. Кто помог зайцу выгнать из избушки лису? 7. Из какого предмета солдат варил кашу? 8. Что волк ловил в проруби? 9. При помощи чего волк ловил рыбу в проруби? 10. Кого украли гуси-лебеди? 11. Кого морозил Красный нос? Приложение № 5
|