МБС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большеусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 8 вида» Обучение грамоте 1 класс
тема: «Закрепление изученных звуков и букв, чтение слов и предложений » Чтение и развитие речи в 3 классе
тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль» Учитель начальных классов
Килина Нина Михайловна
Цели урока:
образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления;
воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, стремление делать добрые дела.;
Тип урока: комбинированный урок.
Задачи урока: формирование техники чтения и работа над содержанием прочитанного текста; развитие интереса к чтению; развитие устной речи; развитие творческих способностей учащихся. Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная. Оборудование: презентация к уроку; выставка сказок; индивидуальные карточки и сигнальные кружки для 1 класса, предметные картинки: лиса, журавль; карточки-загадки для 1 и 3 класса, игрушки- лиса, птичка, заяц, медведь, волк; свечка и др., посуда – кувшин и тарелка, сладости, пословица на карточках, простые карандаши всем, звёздочки, магниты, учебная картина. Этапы урока:
1.Организационный.
2.Актуализация знаний.
3.Сообщение темы и цели урока.
4.Дыхательная гимнастика и речевая зарядка.
5.Сообщение о сказках.
6.Формирование новых знаний.
7.Физкультминутка в игровом виде
8.Продолжение работы над темой.
9.Выборочное чтение по учебнику.
10.Закрепление нового на уроке.
11.Итог урока.
12.Домашнее задание.
13.Рефлексия по уроку.
№
| Деятельность учителя
| Деятель-ность
учеников
| Слай-ды
| 1.
| Организационный момент со словами:
-Звенит весёлый колокольчик, игрушки все свои оставь, нам надо дружно подравняться, у столов красиво встать! Все друг-другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!
Психологический настрой
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях. - К какому уроку приготовились? Какое сегодня число и день недели?
|
Хоровое прогова-ривание
|
Слайд №2 Солнышко находится на доске
| 2.
| Актуализация знаний –
проверка внимания ребят или как приготовились к уроку. - Ребята, что изменилось сегодня в классе?
(появилась выставка книг, находится много игрушек, пришли гости)
-Кто догадался, что общего между книгами и игрушками?
(игрушки являются героями книжек) -Кто любит читать? Что любите читать?
| Ответы уч-ся
|
| 3.
| Сообщение темы и цели урока для 3 и 1 классов.
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим интересное и увлекательное путешествие в страну сказок. Надо показать свои знания, умения и навыки в устных ответах и при чтении.
С большими ребятами познакомимся с русской народной сказкой, а маленькие будут учиться читать слова, предложения, которые встречаются в сказках. Сказки родились давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки передавались от одного человека к другому, и шагали они по всему свету, яркие, умные, весёлые.
Сказки бывают разные.
- А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются…(народные)
- Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки? (Авторские)
Сказки
| Народные Авторские
|
|
|
|
- Сегодня мы с 3 классом прочитаем одну русскую народную сказку и поможем разобраться нашим героям. А, я буду в роли Сказочницы.
|
| Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
| 4.
| Дыхательная гимнастика и речевая зарядка.
-Чтобы уметь говорить и читать правильно, для этого надо ровно и глубоко дышать. Проведём волшебное упражнение, посмотрю – что можно использовать со сказочного стола для этого упражнения, есть горящая свеча (горящая на столе). Упражнение называется:
Задуй свечу! – Сначала попробуем быстро: глубокий вдох и 2 коротких быстрых выдоха (2 раза).
А теперь сделай глубокий вдох и разом выдохни весь воздух (2раза повторить); - Нужна речевая зарядка:
Внимание на экран.
ана – ана – ана - рана
аша – аша – аша – каша
уры – уры – уры – куры
осы – осы – осы - косы
- Прочитать строчки в разном темпе: про себя, медленно, быстро – чётко проговаривая слова. - Какие звуки произносятся легко, открыто? (гласные) Какие кружочки?
1 класс назовите изученные гласные звуки. 3 класс помогает, если нужно.
-Какие звуки произносятся с препятствиями? (согласные) Покажи кружочки……
1 класс назовите изученные согласные звуки, большие ребята, помогают, если нужно.
|
выполнение упраж-нений
уча - ся Горящая свеча берётся со стола 1)чтение
про себя
2)чтение
медленно
учащ-ся
3)чтение
быстро 1 класс
показывают кружочки
|
Слайд №6
| 5.
| Сообщение о сказках:
- 1 класс откройте буквари по закладкам (на с.57) и найдите слова с экрана в учебнике, подчеркните слегка простым карандашом; -3 класс отгадайте загадки. Работаем в паре.
Прочитайте про себя сначала, а потом вслух.
1 загадка.
Посмотри какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
- Какая лиса бывает в сказках? (Хитрая, умная, обманщица.) - Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.
2 загадка.
Стали – братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли –
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
- Какой журавль бывает в сказках? (рассудительный, справедливый). - Ребята, кто назовёт тему сказку? ....
- Мы читаем русскую народную сказку «Лиса и журавль»
-Проверяю задание у младших ребят.
|
1 класс работают самост-но
3 класс разгадывает загадки Работа в парах, прочитать и назвать отгадку. Ответы учащихся с объяснением.
Чтение по одному с места.
|
прикрепляются картинки на доску,
под солнцем
Слайд №7
| 6.
| Формирование новых знаний –
1 класс выполните задание: потерялись буквы «а и у», подумайте и поставьте правильно пр.карандашом, используя учебник.
А или У
| У или О
| А или У
| М…К
| С…К
| Л…К
| Р…К
| Л…К
| С…К
|
3 класс: Чтение произведения или работа над сказкой - Давайте послушаем эту сказку (аудиозапись). Рассказывает сказку профессиональный артист.
- Послушайте внимательно сказку и приготовьте ответ на вопрос:
- Почему распалась дружба лисы с журавлём?
Чтение сказки артистом. Вопросы после чтения.
- Кому понравилась сказка?
- Что понравилось?
- Почему распалась дружба лисы с журавлём?
- Из какой посуды они угощали друг друга?
- Что нужно было сделать лисе, чтобы журавль не обиделся?
- А как журавль должен был угостить лису? -Проверка задания у 1 класса. Молодцы!
Читаем по столбикам.
|
Карточки индивидуальн
ые 1 классу
Проверка карточек.
Ответы
детей
Проверка карточек у 1 класса
|
Включается аудиозапись
| 7.
| Физкультминутка в игровом виде:
«Летает – не летает». Внимание на экран.
1.Зарядка для глаз.
«Летает – не летает».
Поможет провести игру волшебная птичка со сказочного стола, перечисляя своих друзей. Проверим, кто самый внимательный у нас. Начинаем….
- Медведь, лебедь, лиса, волк, утка, ёж, журавль, собака, кошка, ворона, мышка, сорока, воробей.
|
Учитель перечисляет слова, с показом птички – на внима-тельность
|
Слайд №8
| 8.
| Продолжение работы над темой. -Задание 3 классу: прочить внимательно сказку про себя, выделить непонятные слова или выражения из текста. 1 класс читает слова из учебника, начиная со слова Маша….по столбику, цепочкой.
-Продолжите работу самостоятельно по заданию: «Собери слова из слогов»
ко
| сы
| ко
| ра
| ка
| ша
| ру
| ка
| но
| ра
| ку
| ры
|
Используя страничку букваря, подчеркните непонятные слова пр.кар. -3 класс проводим словарную работу вместе: что вам было непонятно в сказке? Объясните, что обозначают выражения:
Званый пир - званый обед.
Больше потчевать нечем – угощать нечем.
Не обессудь - не относись строго, не осуди.
Несолоно хлебавши - ни с чем.
Окрошка, кувшин.
- Подумайте каким голосом надо читать слова лисы? Слова журавля?
В начале урока говорили о героях сказки, вспомните. Лиса- хитрая, журавль – рассудительный.
Чтение сказки по абзацам, по цепочке.
- Читаем внимательно и выразительно, используем простой карандаш, для отметок слов (неверное произношение слова).
|
Самост- ая работа 3 класса по учеб. 1 класс читает вслух – по цепочке. Самост-ая
работа у 1 класса гр. Ответы 3 класса Чтение сказки вслух – по цепочке.
|
Слайд №9
Слайд
№10
| 9.
| Выборочное чтение по учебнику.
Задания:
- 3 класс самостоятельно найдите пословицу из сказки?
-1 класс покажите составленные слова: 6 слов – каша, нора, кора, косы, куры, рука.
Читаем по цепочке.
Словарная работа: какие слова непонятны? Загадка про курицу 1 классу. Что за птица
Людей не боится,
Не летает высоко,
А поёт "Ко-ко-ко"?
(курица) - Почему?
- Кто любит ухаживать за курицами?
- Скажите, а чем кормят куриц?
- Какая польза человеку от куриц?
Выразительное чтение учителем рассказа «Куры». А теперь прочитайте про себя и приготовьтесь к выразительному чтению вслух
|
Самост- я работа у 3 класса 1 класс читает слова по слогам вслух.
Словар. работа в
1 классе Ответы - объяснения на вопрос в 1 классе.
|
| 10.
| Закрепление нового на уроке.
Проверка заданий:
- 3 класс соберите пословицу из карточек, которая имеется в сказке. -1 класс, какое слово написано с большой буквы, назовите? Почему пишется с большой буквы? Работаем быстро, дружно……
(Правило: Имена людей всегда пишутся с большой буквы) Задание всем:
- Какая пословица учит жить правильно наших героев?
Пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Почему? -Подходит ли эта пословица к рассказу 1 класса? Почему?
(Шура заботится о курицах, кормит их, ухаживает за ними – они лучше растут, больше дают яиц)
|
3 классу карточки для
самостоятельной работы Ответы 1 класса
Чтение пословицы хором.
|
Слайд №11
| 11.
| Итог урока.
-Скажите, была ли настоящая дружба у лисы с журавлём? (Нет) Почему? Какой будет вывод:
(потому что друзья так не поступают) Вывод: Чтобы не случилось так, как в сказке – надо делать всё честно и жить дружно. - Кто согласен со словами Сказочницы: весело похлопайте в ладоши, кто не согласен – отвернитесь от меня. - Что читали сегодня на уроке в 1 классе и 3 классе?
- Кто написал сказку: автор или народ -Какое общее сказочное слово прозвучало в двух классах, кто у нас самый внимательный и назовёт слово? (из 4 букв)
-
- Что понравилось на уроке?
- Кто работал на уроке на оценку «5»- поднимите руку,
а кто чуть-чуть поменьше, на оценку «4»- тоже поднимите руку. -Молодцы! Все работали активно, дружно, помогали – кому нужно.
|
Ребус на доске
|
Слайд №12
| 12.
| Домашнее задание: 1 классу – научиться читать без ошибок слова и предложения на с.57
3 классу – приготовить выразительное чтение сказки по ролям.
|
|
Слайд №13
| 13.
| Рефлексия по уроку: - Встаньте все, подойдите к сказочному столу, возьмите любую звёздочку с магнитиком и прикрепите к тому герою, который вам больше понравился: лиса или журавль.
Вывод: больше понравился журавль. Сказочница очень рада за вас! Порадовали вы меня! Вели себя прекрасно. Спасибо за урок! От имени Сказочницы хочу вас угостить конфетами, но забыла – как надо поступить правильно, чтоб угостить вас культурно? Ребята, помогите пожалуйста, что надо взять из посуды со стола, кувшин или тарелку? Почему? - Сказочный зайчик очень хочет сказать вам что-то, а волшебная птичка желает вас порадовать своим пением.
|
|
Слайд №14
|
А или У
| У и О
| А или У
| М…К
| С…К
| Л…К
| Р…К
| Л…К
| С…К
| А или У
| У и О
| А или У
| М…К
| С…К
| Л…К
| Р…К
| Л…К
| С…К
| А или У
| У и О
| А или У
| М…К
| С…К
| Л…К
| Р…К
| Л…К
| С…К
| А или У
| У и О
| А или У
| М…К
| С…К
| Л…К
| Р…К
| Л…К
| С…К
|
1 загадка.
Посмотри какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. 2 загадка.
Стали – братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли –
Им с ходулей не сойти.
ко
| сы
| ко
| ра
| ка
| ша
| ру
| ка
| но
| ра
| ку
| ры
| ко
| сы
| ко
| ра
| ка
| ша
| ру
| ка
| но
| ра
| ку
| ры
| ко
| сы
| ко
| ра
| ка
| ша
| ру
| ка
| но
| ра
| ку
| ры
| ко
| сы
| ко
| ра
| ка
| ша
| ру
| ка
| но
| ра
| ку
| ры
|
Как аукнется,
так и так и
откликнется.
Как аукнется, откликнется.
Что за птица Загадка про курицу 1классу
Людей не боится,
Не летает высоко,
А поёт "Ко-ко-ко"?
Русские народные сказки
|