План – конспект урока
Тема: Тема одиночества в рассказе В.Г.Распутина «Мама куда-то ушла»
Учитель:Кораева Эльвира Александровна
Место работы: Республика Коми, с. Койгородок, МОУ « СОШ с.Койгородок»
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: литература
Класс: 6б
Базовый учебник:Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева. Литература, 6 класс. Образовательная система «Школа 2100»
Цель урока: на основе актуализации знаний повышение литературной образованности Задачи:
Обучающие:
Выявить мотивы поведения героя
Проследить внутренние переживания героя
Умение работать с текстом
Развивающие:
интерес к внутреннему миру человека,
умение анализировать, ставить задачи, находить возможные решения,
давать монологический ответ,
обобщать, сравнивать;
концентрировать внимание,
творческого воображения у обучающихся.
Воспитательные:
воспитывать у обучающихся:
владение коммуникативной компетенцией через речевую среду урока,
чувство любви к родному языку для развития духовно – нравственной личности;
развивать умение отстаивать свои позиции.
Тип урока: урок – обобщения и систематизации
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, взаимоконтроль, анализ и оценка ответов самими обучающимися.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЭОР
Структура и ход урока: представлены в таблице №1, в презентации (приложение к уроку)
Таблица 1. Структура и ход урока
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР)
| Деятельность ученика
| Время(мин)
| 1
| Организационный момент
|
| -Проверка готовности класса
Создание положительного эмоционального настроя учеников на урок, атмосферы учебного сотрудничества, ситуации успеха, стимулирование обучающихся к постановке личных целей и их достижения Приветствует обучающихся, выявляет их настрой на совместную деятельность
| -Проверяют свою готовность к уроку
приветствуют учителя,
| 1 мин
1 мин
| 2
| Стадия вызова
| слайд
слайд
| Слово учителя:
-Прочтите высказывание и определите его задачу. «Слово живет тогда, когда ты открываешь его тайну» -Сегодня мы с вами проанализируем рассказ современного писателя В.Распутина «Мама куда-то ушла»
-Куда могла уйти мама? Что бывает в её отсутствие?
-Попробуйте предположить, что будет изучаться?
-О чем рассказ с таким названием? Как будет построена работа?
-запишите ключевые слова темы.
|
Несколько человек дают ответ
Предполагаемый ответ
-Значение слова, узнать, что оно обозначает
Несколько человек дают ответ.
Предполагаемый ответ
Несколько учеников высказывают предположение,
затем все записывают ключевые слова темы(один, одиночество, боль одиночества),один обучающийся зачитывает ключевые слова
| 3 мин
1 мин
1 мин 1 мин
2 мин
| 3
| Стадия реализации
смысла
Беседа по тексту произведения
(прием «Ромашка Блума»)
|
слайд
слайд
|
-Совпали ли ваши предположения с содержанием рассказа? Простой вопрос:
-Попробуйте пересказать текст в одном предложении
-Что получилось: вы определили тему рассказа или передали его сюжет? -Какой по настроению этот рассказ? -Какие чувства испытывал герой рассказа?
-Расположите в кластере слова в том порядке, в котором эти чувства переживал герой
-Какое чувство испытал мальчик, когда проснулся
-Какое чувство дальше испытал мальчишка и почему
-Что необычного изобразил писатель в комнате
-Что значит «тишина сомкнувшаяся»
-
-составьте цветовую палитру чувств (словами) Уточняющий вопрос:
- С каким чувством в конце рассказа мальчик встретился впервые?
Что такое одиночество?
- Сколько лет мальчишке на ваш взгляд?
Интерпретационный вопрос:
-Как зовут нашего героя? Как вы думаете, почему у мальчика нет имени?
Имя – это знак приобщенности человека к обществу,
а
безымянность - это знак одиночества
- -Докажите, что весь мир для мальчика – это мама -Каким образом писатель нагнетает чувство тоски и одиночества?
Оценочный вопрос:
-Почему так тяжела была для мальчика первая
встреча с одиночеством? Изменилось ли что-то в нем, в его душе после этого? -Проанализируйте афоризмы об одиночестве и ответьте на вопрос: нужно ли человеку
одиночество?
|
Предполагаемые ответы
-Этот рассказ о том, как мальчик впервые встретился с одиночеством - тема одиночества
-грустный -заполняют кластер
(Писатель изобразил целую гамму переживаний, он испытывал не только боль, но и пережил радость , и « блестящую мысль»)
-радость -удивление
-
-«тишину сомкнувшуюся»
-отсутствие шума, безмолвие
-боль(заплакал)
-успокоение
-отчаяние
-вина
-одиночество Сравнивают составленный кластер
4-5 лет - нет имени
работают по тексту
-Делятся впечатлениями
-Читая рассказ, начинаешь чувствовать, что мама никогда не придет, хотя умом понимаешь, что это неправда.
- как выглядит квартира
-поведение
-душевное состояние мальчика
РТ
| 3 мин.
|
|
Стадия рефлексии
|
| Творческий вопрос:
-Как бы вы поступили на месте героя, оказавшись в такой ситуации?
Практический вопрос:
-Как следует поступать в таких ситуациях, когда вы остались одни дома?
- Какое бывает одиночество?
(печальное и радостное)
О – возраст
О –дружба
О –поиск
О- талант
О – счастье
О –самолюбие
О - уединение
-Составим памятку «Как избежать печального одиночества»
|
Работают с иллюстрациями, фотографиями
Предполагаемые ответы РТ
Составление памятки (начало работы)
| 5мин.
| 6
| Итоги урока
|
| Предлагается анкета
| Заполняют анкету
| 2 мин.
|
7.
|
Объяснение домашнего задания
|
| Закончите дома составление памятки «Как избежать печального одиночества»
|
| .
|
Приложение
1.Словарь понятий к уроку
Один – без других, в отдельности
Одинокий – отделенный от других, без других, себе подобных
Одиночество – это состояние одинокого человека; отдельное от других подобных, без других, без близких
Радость –веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения; радостное, счастливое событие
Удивление –впечатление от чего- нибудь неожиданного и странного, непонятного
Боль –ощущение страдания (физическая, душевная)
Успокоение –стать спокойным, утихнуть, стать умиротворенным
Отчаяние – это состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности
Вина –проступок, причины, источник неблагоприятного
Имя – личное название человека, которое дается при рождении
Безымянность –то, что без имени 2.Расположите в кластере слова в том порядке, в котором эти чувства переживал герой
3 2
3.Перескажите текст в одном предложении______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________
4.1в.Поняли ли вы, какие мысли «спрятал между строк» в этом рассказе автор, а какие высказал прямо?________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
5.2в.Почему так тяжела была для мальчика первая встреча с одиночеством?Как вы думаете, изменилось ли что-то в нем, в его душе
после этого?______________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какое бывает одиночество?______________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Памятка «Как избежать печального одиночества»
1._______________________________________________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________________________________________________
4._______________________________________________________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________________________________________________
8.Анкета
1.На уроке я работал (а) активно – пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен – недоволен
3.Материал урока мне был понятен- непонятен
4.Мое настроение стало лучше - стало хуже
5.Я задумался о __________________________ |