Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 119.38 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.11.2013
Размер119.38 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
«Народные праздники»

конспект занятия

по изобразительному искусству

Тема «Народные праздники»

Вид занятия: коллективная работа

Класс: 4

Часы: 2
Цель: формировать представление о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Задачи:

  • Обсудить роль праздников в жизни людей.

  • Познакомить с народными праздниками, обычаями и традициями (осенний праздник урожая – «Осенины», проводы русской зимы – «Масленица»). Способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

  • Создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции.

  • Развивать творческое воображение и умение работать коллективно.

  • Совершенствовать навыки изображения людей в движении.


Тип урока: Урок ознакомление с новым материалом.

Урок применение знаний и умений.
Формы организации урока: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная, творческая.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, практический.
Материалы: лист формата А1 для панно, гуашь, кисти, баночки, тряпочки, цветная бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды с изображением народных гуляний, репродукции картин Б. Кустодиев «Праздники в деревне», «Хоровод», «Масленица», «Ярмарка», рисунки детей.
Литературный ряд: А. Белый «Тройка» отрывок, народное творчество: присказки, прибаутки, пословицы.
Музыкальный ряд: подборка русских народных песен.
План урока: 7 урок

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Сообщение нового материала (15-20 мин.);

  3. Интерактивная физкультминутка 2мин.

  4. Практическая часть (20 мин);

  5. Подведение итогов (2 мин). Выставка и анализ коллективной работы.

План урока: 8 урок

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Повторение изученного материала (5 – 10 мин.);

  3. Практическая часть (30 мин);

Интерактивная физкультминутка (во время практической

работы) 2мин.

  1. Подведение итогов (2 мин). Выставка и анализ коллективной работы.


Ход урока: 7 урок


  1. Организационный момент (1 мин.)

Навожу дисциплину в классе. Приветствую класс.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Тема сегодняшнего урока продолжится и на следующей неделе. Так что слушайте внимательно и постарайтесь все запоминайте, знания полученные сегодня пригодятся вам на следующем уроке.

  1. Сообщение нового материала (15-20 мин.)

Беседа – диалог по теме урока.

УЧИТЕЛЬ.

Тема нашего урока «Народные праздники». Какие народные праздники вы знаете?

ДЕТИ.

Масленица, Новый год, Рождество, Осенины, ярмарка, Ивана-Купалы и т.д.

УЧИТЕЛЬ.

Праздники есть у каждого народа. Возникли праздники не случайно. С древних времён люди жили в гармонии в природой.

Праздниками на Руси встречали весну и провожали зиму. Что это за праздник?

ДЕТИ.

Масленица.

УЧИТЕЛЬ.

Масленица – один из самых любимых народных праздников. Кто знает как праздновали Масленицу на Руси? Как проводился праздничный обряд?

ДЕТИ.

Масленица – проводы зимы и встреча весны. На Масленицу народ веселился.

Устраивались катания на лошадях, катания с горок на санках, уличные гуляния и пляски.

Слайды: 3, 4.






УЧИТЕЛЬ.

А. Белый «Тройка» отрывок

***

Ей, помчались! Кони бойко

Бьют копытом в звонкий лёд;

Разукрашенная тройка

Закружит и унесёт.

ДЕТИ.

Сжигалось соломенное чучело Масленицы. Таким образом, люди прогоняли зиму и зазывали весну. Слайды 5.



УЧИТЕЛЬ.

В христианстве Масленица имеет церковное название Сырная седмица. Это последняя неделя перед Великим постом, когда уже не вкушают мяса, но употребляют в пищу рыбу, яйца, молочные продукты. В течении всей недели положено угощать блинами.

***

Как на Масляной неделе

Со стола блины летели,

И сыр, и творог-

Все летело под порог!
Заканчивается Масленица Прощёным Воскресением. Отсюда произошёл обычай православных христиан просить прощения друг у друга.
Ребята, сейчас на дворе осень. Какие праздники русский народ отмечал осенью?

ДЕТИ.

«Покров», «Праздники Урожая», «Осенины», «Встреча осени», «Ярмарка Урожая» и т. д.

УЧИТЕЛЬ.

Правильно. Русский народ – это народ труженик. Недаром, в народе возникли пословицы о значимости труда.

Предлагаю поиграть в дидактическую игру «Закончи пословицу»

Учитель: «Делу время, (дети) – потехе час»,

ДЕТИ.

Предложить детям вспомнить пословицы о труде.

Дальше дети играют друг с другом: «Кто не работает, (тот не ест)», «Без труда (не выловишь и рыбку из пруда)», «Землю красит солнце, (а человека – труд)» и т. д.

УЧИТЕЛЬ.

Народ, умеющий хорошо работать, умеет и веселиться.

Праздником отмечали завершение работ – осенний праздник урожая. Веселилась вся деревня, пели плясали под гармонь и балалайку. На праздники крестьяне одевали непросто нарядные, а традиционные праздничные костюмы. Народный костюм выражает связь с природой, радость и надежду на счастье.

Знакомлю ребят с художником

Б.М. Кустодиевым. Слайды 7, 8, 9, 10, 11.





Для увеселения устраивались хороводы, игры. Слайды 12, 13, 14.





Праздником было и устройство ярмарок. Собиралось много народу, торговцы расхваливали свой товар, здесь устраивались гулянья, потешные балаганчики. Каждый хотел себя показать и других посмотреть.

Слайды 16, 17, 18, 19.






***

Пени, пляски, угощения объединяли людей.

Ярмарка. Ярмарка,

Огневая, яркая,

Плясовая, жаркая.

Глянешь налево – лавка с товаром,

Глянешь направо, веселье даром.
В древние времена славяне были язычниками, то есть поклонялись многим богам. Были бог Солнца, бог Грома и Молнии, богиня Земли. Из верований возникли праздники, обряды с играми их называли игрищами.

До сих пор некоторые праздники несут отголоски язычества, хотя с приходом христианства они претерпели изменения.
Древние славяне отмечали праздник «Осенины»

Осенины – славянский языческий праздник. Народ славил и благодарил за щедрый урожай богиню осени Осенину в народе её называли Макошь. Макошь- древнейшая восточнославянская богиня Земли, плодоносного слоя почвы. «Мать-Сыра-земля», «мать хорошего урожая». Макошь являлась оберегом, её изображение наносили на предметы быта, одежду.

***

Осенина, Осенина,

Госпожа, будь к нам добра!

Пусть наполнятся корзины,

Дай нам всякого добра.
Развели костер священный

Вокруг водят хоровод

И под треск в огне поленьев

Славят предков и свой род.

Слайды 20, 21, 22.



Праздники – это не только веселье. В том, как проводится праздник, – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках ярко проявляется душа народа, его характер.

Древние праздники пережили многие века. Они, меняя обличие, живут и сегодня со своим народом.

Интерактивная физкультминутка 2мин.

Анимация + музыкальное сопровождение (из кинофильма «Усатый нянь»)


  1. Практическая часть (20 мин)

УЧИТЕЛЬ.

Сегодня мы будем выполнять коллективную работу на тему народного праздника. Это могут быть народные гуляния, ярмарка .

Определите, какой праздник вы выбираете для изображения и чем вы будите рисовать: красками гуашь, мелками, пастелью, фломастерами, цветными карандашами и т. д.

Задание:

Сегодня ваша задача совместно на листе ватмана изобразить деревенский пейзаж. Вспомните правила построения пейзажа. Определите время года и общий фон на вашей работе. Обсудите цветовую палитру и прорисуйте в цвете небо и землю.

Вспомните пройденное за четверть о конструкции и декоре сельских построек и народного костюма. На отдельных листах изобразите графическим карандашом избы, людей в русских народных костюмах с передачей движения, избы и народные костюмы украсить знаками-символами и образами-символами.
Делимся на две подгруппы:

  • I группа. Групповая живописная работа на ватмане. Пейзаж, изображение неба и земли – подготовительный этап. 5 человек.

  • II группа. Изображение людей в русских народных костюмах. Передать характерные движения (играет, танцует, поёт и т. д.). 13 человек.

Изображение изб, с характерным декором (подготовительный этап).

ДЕТИ.

«Осенины». Идёт совместное обсуждение будущей работы.

Самостоятельная работа.

Во время самостоятельной работы звучит русская народная музыка

Индивидуальные пособия в помощь детям:
«Изображение человека в движении»



«Знаки-символы, образы-символы»



  1. Подведение итогов (2 мин).

ДЕТИ.

Ребята демонстрируют свою работу, закрепив на доске. Анализируют, планируя свои действия на следующий урок.

Ход урока 8 урок.

  1. Организационный момент (1 мин.)

Навожу дисциплину в классе. Приветствую класс.

  1. Повторение изученного материала (7 – 10 мин.);


УЧИТЕЛЬ.

Я предлагаю вам поиграть, заодно вспомнить то, что мы изучали на прошлом уроке.

Дидактическая игра «Верно ли утверждение?»

Слайд 2.




ДЕТИ.

Дети высказывают своё мнение, обосновывая ответ.

  1. «да», праздник отмечают, используя языческие обряды: игрища, сжигание чучела Масленицы.

  2. «да», Сырная седмица – это та же Масленица, только обряды христианские: нельзя кушать мясо, можно угощать всех блинами. Заканчивается сырная неделя Прощёным Воскресением, затем начинается строгий пост.

  3. «нет» праздник отмечают, используя языческие обряды: народ славит богиню Земли, плодоносного слоя почвы – Макошь, которая является оберегом, её изображение наносили на предметы быта, одежду.


Дидактическая игра «Третий лишний»

Слайды 4, 5, 6, 7.





ДЕТИ.

Ребёнок читает, то, что написано на слайде, определяет лишнее слово, обосновывает:

4 слайд«День Знаний» – «Масленица» и «Осенина» являются народными праздниками.

5 слайд«Пресвятая Богородица» – христианский образ, а богиня Макошь и чучело Масленицы языческие образы.

6 слайд«Ярмарка Урожая» – такая ярмарка устраивалась на осенние праздники, а катание на лошадях и угощение блинами на «Масленицу»

7 слайд«Спартакиада» – это современное спортивное развлечение, а хороводы и игрища – это развлечения народных праздников.

УЧИТЕЛЬ.

Молодцы!
Вопросы:

  1. Какие традиции соблюдаются в ваших семьях?

  2. Считаете ли вы важным сохранять народные традиции и праздники? Почему?




  1. Практическая часть (30 мин);


Сегодня мы продолжаем выполнять работу на тему народного праздника «Осенины». Мастера Изображения, Постройки и Украшения помогут вам.

Задание:

Вспомните, что вы не доделали на прошлом уроке, найдите свои рисунки и продолжайте работать. Обсудите цветовую палитру и прорисуйте в цвете избы и людей в русских народных костюмах. Затем вам предстоит вырезать ваши рисунки и наклеить их на подготовленное панно.

Ребята, которые на прошлом уроке готовили ватман для будущего панно, сегодня будут выполнять деревья в технике объёмной аппликации, эта работа уже вам знакома. Я напомню правила работы с ножницами (инструкция

№ 62 по ТБ для учащихся в кабинете изоискусства): не брать без надобности рабочие инструменты (ножницы, карандаши и т.д.), использовать

рабочие инструменты (ножницы, карандаши и т.д.) только по назначению; ножницы передавать друг другу острыми концами вниз; при резании бумаги, не направлять ножницы к себе или товарищу; не делать резких движений во время работы.

Работают две группы:

  • I группа. Конструируют осенние деревья в технике объёмной аппликации. Наклеивают на общее панно. 5 человек.

  • II группа. Завершение изображения сельских построек, людей в русских народных костюмах. Декор и цветовое решение. Вырезать полученное изображение и наклеить на общее панно. 13 человек.


ДЕТИ

Самостоятельная работа

Во время самостоятельной работы звучит русская народная музыка

Интерактивная физкультминутка (во время практической работы) 2мин.

Индивидуальные пособия в помощь детям:




  1. Подведение итогов (2 мин). Выставка и анализ коллективной работы.


Уборка рабочих мест.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск