Конспект открытого урока по литературе в 11 классе
(для педагогов школы в рамках методического семинара «Использование современных образовательных технологий – ИКТ в том числе – в преподавании учебных предметов»)
Учитель: Родионова М.Н.
МОУ Брединская СОШ № 3 Тема урока: Тема Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.
Цель урока:
1.Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России.
2.Развивать у учащихся в процессе подготовки к уроку умения:
- выразительного чтения поэтического текста;
- самостоятельной работы с дополнительными литературными
источниками и Интернет-ресурсами.
В процессе урока – умения аналитического восприятия поэтического текста;
- умения публичного выступления;
- умение обобщать полученный в процессе урока материал
и делать выводы.
3.Содействовать: - формированию всесторонне развитой личности, любящей
малую и великую родину;
- формированию навыка работы в творческой группе.
Тип урока: урок новых знаний.
Форма урока: комбинированный урок – презентация с элементами
аналитической беседы и обобщением полученных знаний.
Участники УВП на уроке: - учитель(слово учителя, ИКТ-презентация);
- учащиеся(мини-сообщения, ИКТ-презентация).
Оформление урока: 1.Портреты А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.
2.Эпиграфы:
«…Моя тема, тема о России…»
«О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!» А.Блок.
«Россия! Какое хорошее слово.
И «роса», и «сила», и «синее» что-то!»
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
С.Есенин.
«Я землю эту люблю»
«Я хотел бы жить
И умереть в Париже, если б не было
Такой земли – Москва». В.Маяковский.
Оборудование урока: - мультимедиа установка (компьютер, проектор, экран)
- учебник для учащихся
- рабочие тетради учащихся
- тексты стихов на столах учащихся.
Ход урока.
Этап урока
| Ведуший
| Содержание урока
| Номера слайдов
| I. Оргмомент: 1.Приветствие учителя и учащихся.
2.Актуализация знаний.
3.Введение в тему урока.
II.Новая тема.
1. Работа с высказываниями поэтов (эпиграфы к уроку)
2.Цель урока.
3.Презентация.
Сообщение.
4.Чтение наизусть стихов А.Блока. Аналитическая беседа.
5.Презентация.
Сообщение. 6.Песня на стихи Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» в исполнении А.Матюхина.
7.Чтение наизусть стихов С.Есенина. 8.Учительское чтение стихотворения Есенина.
9. Презентация.
Сообщение.
III. Обобщение по теме урока.
1. 2. Песня на стихи Есенина «О верю, верю, счастье есть» в исполнении А.Матюхина. IV.Домашнее задание. V. Оценивание деятельности учащихся.
| Учитель.
Учитель.
Учащиеся. Учащиеся.
Учитель.
Учащиеся.
Учащиеся.
Учитель.
Учащиеся.
Учитель.
Учитель.
Учитель.
| Поэтическая викторина. Определить авторов и названия произведений, из которых взяты строки:
1. Люблю Отчизну я, но странною любовью…
М.Лермонтов «Родина»
2. Москва…как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
А.Пушкин «Евгений Онегин»
3. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье…
А.Пушкин «Осень»
4. Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А. Пушкин «Полтава»
5. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Ф.И.Тютчев.
6. Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Ф.И.Тютчев.
7. Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Ф.И.Тютчев.
8. Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
И.С.Никитин «Русь» 9. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь!
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
10.Но всё, что, жизнь мою опутав с первых лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю моём родимом!..
Н.А.Некрасов «Родина»
- Поэты какого века представлены в викторине?
- На какую тему подобраны цитаты из
произведений русских поэтов XIX века?
- Какие более узкие темы включает в себя тема
Родины? (тема природы, тема народа, тема
исторического прошлого России, тема величия
России, тема любви к родине, тема
взаимоотношений человека с родиной…) Это традиционные темы в русской литературе (и поэзии в первую очередь) как XIX, так и XX века. Особенно ярко и многопланово тема Родины звучит в творчестве таких поэтов начала XX века, как А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, чьи портреты и высказывания вы видите на стенде. 1. Выразительное чтение высказываний.
2. Опираясь на содержание высказываний, скажите, что объединяет поэтов в их отношении к Родине? (Любовь и преданность)
Познакомиться с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского и жанровым своеобразием их стихов о России. А также сделать вывод о преемстенности традиций в постижении образа России в поэзии XIX и XX веков. Тема Родины в творчестве А.Блока.
(Шестакова О., Андреева О., Гулакова Ю.)
1. «Осенняя воля» (Кулак С.)
- С каким из стихотворений (см. поэтическую викторину) перекликается ст. А.Блока? (Лермонтов «Родина»)
- Какой образы символизируют Россию в данном стихотворении? (образ русской женщины, образ дороги). Эти образы возникают и в стихотворении «Россия»
2. «Россия» (Андреева О.)
- С каким из стихотворений (см.поэтическую викторину) ассоциируется «Россия» А.Блока? («Эти бедные селенья…» Ф.Тютчева)
3. «На поле Куликовом. 1. Река раскинулась…»
(Мостипан А.)
- И вновь – образ дороги, образ Руси как жены – верного и близкого друга, с которым делишь
и печаль, и радость пополам.
- Каков основной мотив стихотворения?
(мотив жертвенности: жертвовать собой во имя будущего России).
Обобщение. Елизавета Кузьмина-Караваева:
« Перед гибелью, перед смертью, Россия сосредоточила на Вас все свои самые страшные лучи, - и Вы за неё, во имя её, как бы образом её сгораете». Георгий Адамович: « Блок казался жертвой, которую приносила Россия. Зачем? Никто не знал. Кому? Ответить никто не был в состоянии. Но что Блок был лучшим сыном России, что, если жертва нужна, выбор судьбы должен был пасть именно на него – насчёт этого не было сомнений…» С.Р.Федякин: «Вместе с Блоком ушла в прошлое великая и оплаканная им Россия. Наступала пора России иной – России советской».
- Поэтом, оказавшимся на перепутье «Руси уходящей» и «Руси советской» был С.Есенин. Тема Родины в творчестве С.Есенина. (Емельянов О., Ахмадеев Д., Михель М.) На стихи С. Есенина написано огромное количество лирических песен. Предлагаю послушать одну из них.
Какую картину нарисовали поэт и композитор? (Картину природы)
Природа занимает центральное место в поэзии С.Есенина. Именно с картинами природы в первую очередь ассоциируется тема Родины в его поэзии. 1. «Край любимый! Сердцу снятся…» (Чернова С.)
2. «Спит ковыль. Равнина дорогая» (Тучин Ж.)
- Как сам поэт оценил своё место в русской поэзии? («Певец бревёнчатой избы»)
- Как вы понимаете эти слова? ( Русь патриархальная, воспетая Есениным) Но Есенин воспел и «Русь советскую», мечтая о процветании родной страны, о её благополучии. В этом плане характерно стихотворение «Неуютная жидкая лунность»
Обобщение.
Родина С.Есенина – это отчий дом («Низки дом с голубыми ставнями»), деревенская улица («Эта улица мне знакома»), мать («Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет»), это «Русь бесприютная», «Русь уходящая» и «Русь советская», Русь, которую любил он до боли сердечной.
Несколько иначе, чем у А.Блока и С.Есенина, звучит тема Родины у В.Маяковского. Образ Родины в его поэзии ассоциируется с Революцией (Октябрьской революцией 1917 года) и всеми событиями и людьми, с нею связанными. Наиболее характерное в этом плане произведение поэта – поэма «Хорошо!» Тема Родины в поэме В.Маяковского «Хорошо!» (Ландарь К., Лысенков С., Баршняков А.)
- Каков основной мотив поэмы? («Я землю эту люблю», осознание причастности к великим событиям в стране: «Радуюсь я – это мой труд вливается в труд моей республики».
- Что же роднит этих поэтов «хороших и разных» в их отношении к Родине? (Сыновняя любовь и преданность России, боль за судьбу страны, мечта об её прекрасном будущем).
Сбор материалов к сочинению по теме урока.
Наизусть по 1 стихотворению А.Блока, С.Есенина.
|
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6-29 № 30
№ 31
№ 32-46
№ 47
№ 48 № 49 № 50
№ 51
№ 52
|
Пояснения: это первый урок по теме. На следующем уроке - анализ отдельных стихотворений А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского как иллюстрация и дополнение к данному уроку. |