Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 106.96 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.11.2013
Размер106.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе

(для педагогов школы в рамках методического семинара «Использование современных образовательных технологий – ИКТ в том числе – в преподавании учебных предметов»)

Учитель: Родионова М.Н.

МОУ Брединская СОШ № 3
Тема урока: Тема Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России.

2.Развивать у учащихся в процессе подготовки к уроку умения:

- выразительного чтения поэтического текста;

- самостоятельной работы с дополнительными литературными

источниками и Интернет-ресурсами.

В процессе урока – умения аналитического восприятия поэтического текста;

- умения публичного выступления;

- умение обобщать полученный в процессе урока материал

и делать выводы.

3.Содействовать: - формированию всесторонне развитой личности, любящей

малую и великую родину;

- формированию навыка работы в творческой группе.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: комбинированный урок – презентация с элементами

аналитической беседы и обобщением полученных знаний.

Участники УВП на уроке: - учитель(слово учителя, ИКТ-презентация);

- учащиеся(мини-сообщения, ИКТ-презентация).

Оформление урока: 1.Портреты А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского.

2.Эпиграфы:

«…Моя тема, тема о России…»

«О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!» А.Блок.

«Россия! Какое хорошее слово.

И «роса», и «сила», и «синее» что-то!»

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

С.Есенин.

«Я землю эту люблю»

«Я хотел бы жить

И умереть в Париже, если б не было

Такой земли – Москва». В.Маяковский.

Оборудование урока: - мультимедиа установка (компьютер, проектор, экран)

- учебник для учащихся

- рабочие тетради учащихся

- тексты стихов на столах учащихся.

Ход урока.



Этап урока

Ведуший

Содержание урока

Номера слайдов

I. Оргмомент: 1.Приветствие учителя и учащихся.

2.Актуализация знаний.

3.Введение в тему урока.

II.Новая тема.

1. Работа с высказываниями поэтов (эпиграфы к уроку)

2.Цель урока.

3.Презентация.

Сообщение.

4.Чтение наизусть стихов А.Блока. Аналитическая беседа.

5.Презентация.

Сообщение.
6.Песня на стихи Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» в исполнении А.Матюхина.


7.Чтение наизусть стихов С.Есенина.
8.Учительское чтение стихотворения Есенина.

9. Презентация.

Сообщение.

III. Обобщение по теме урока.

1.
2. Песня на стихи Есенина «О верю, верю, счастье есть» в исполнении А.Матюхина.
IV.Домашнее задание.
V. Оценивание деятельности учащихся.

Учитель.

Учитель.

Учащиеся.
Учащиеся.

Учитель.

Учащиеся.


Учащиеся.


Учитель.

Учащиеся.


Учитель.

Учитель.

Учитель.

Поэтическая викторина. Определить авторов и названия произведений, из которых взяты строки:

1. Люблю Отчизну я, но странною любовью…

М.Лермонтов «Родина»

2. Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

А.Пушкин «Евгений Онегин»

3. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье…

А.Пушкин «Осень»

4. Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

А. Пушкин «Полтава»

5. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Ф.И.Тютчев.

6. Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Ф.И.Тютчев.

7. Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Ф.И.Тютчев.

8. Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

И.С.Никитин «Русь»
9. Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

10.Но всё, что, жизнь мою опутав с первых лет,

Проклятьем на меня легло неотразимым, -

Всему начало здесь, в краю моём родимом!..

Н.А.Некрасов «Родина»

- Поэты какого века представлены в викторине?

- На какую тему подобраны цитаты из

произведений русских поэтов XIX века?

- Какие более узкие темы включает в себя тема

Родины? (тема природы, тема народа, тема

исторического прошлого России, тема величия

России, тема любви к родине, тема

взаимоотношений человека с родиной…)
Это традиционные темы в русской литературе (и поэзии в первую очередь) как XIX, так и XX века. Особенно ярко и многопланово тема Родины звучит в творчестве таких поэтов начала XX века, как А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, чьи портреты и высказывания вы видите на стенде.
1. Выразительное чтение высказываний.

2. Опираясь на содержание высказываний, скажите, что объединяет поэтов в их отношении к Родине? (Любовь и преданность)

Познакомиться с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского и жанровым своеобразием их стихов о России. А также сделать вывод о преемстенности традиций в постижении образа России в поэзии XIX и XX веков.
Тема Родины в творчестве А.Блока.

(Шестакова О., Андреева О., Гулакова Ю.)

1. «Осенняя воля» (Кулак С.)

- С каким из стихотворений (см. поэтическую викторину) перекликается ст. А.Блока? (Лермонтов «Родина»)

- Какой образы символизируют Россию в данном стихотворении? (образ русской женщины, образ дороги). Эти образы возникают и в стихотворении «Россия»

2. «Россия» (Андреева О.)

- С каким из стихотворений (см.поэтическую викторину) ассоциируется «Россия» А.Блока? («Эти бедные селенья…» Ф.Тютчева)

3. «На поле Куликовом. 1. Река раскинулась…»

(Мостипан А.)

- И вновь – образ дороги, образ Руси как жены – верного и близкого друга, с которым делишь

и печаль, и радость пополам.

- Каков основной мотив стихотворения?

(мотив жертвенности: жертвовать собой во имя будущего России).

Обобщение. Елизавета Кузьмина-Караваева:

« Перед гибелью, перед смертью, Россия сосредоточила на Вас все свои самые страшные лучи, - и Вы за неё, во имя её, как бы образом её сгораете». Георгий Адамович: « Блок казался жертвой, которую приносила Россия. Зачем? Никто не знал. Кому? Ответить никто не был в состоянии. Но что Блок был лучшим сыном России, что, если жертва нужна, выбор судьбы должен был пасть именно на него – насчёт этого не было сомнений…» С.Р.Федякин: «Вместе с Блоком ушла в прошлое великая и оплаканная им Россия. Наступала пора России иной – России советской».

- Поэтом, оказавшимся на перепутье «Руси уходящей» и «Руси советской» был С.Есенин.
Тема Родины в творчестве С.Есенина. (Емельянов О., Ахмадеев Д., Михель М.)
На стихи С. Есенина написано огромное количество лирических песен. Предлагаю послушать одну из них.


Какую картину нарисовали поэт и композитор? (Картину природы)

Природа занимает центральное место в поэзии С.Есенина. Именно с картинами природы в первую очередь ассоциируется тема Родины в его поэзии.
1. «Край любимый! Сердцу снятся…» (Чернова С.)

2. «Спит ковыль. Равнина дорогая» (Тучин Ж.)

- Как сам поэт оценил своё место в русской поэзии? («Певец бревёнчатой избы»)

- Как вы понимаете эти слова? ( Русь патриархальная, воспетая Есениным)
Но Есенин воспел и «Русь советскую», мечтая о процветании родной страны, о её благополучии. В этом плане характерно стихотворение «Неуютная жидкая лунность»

Обобщение.

Родина С.Есенина – это отчий дом («Низки дом с голубыми ставнями»), деревенская улица («Эта улица мне знакома»), мать («Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет»), это «Русь бесприютная», «Русь уходящая» и «Русь советская», Русь, которую любил он до боли сердечной.


Несколько иначе, чем у А.Блока и С.Есенина, звучит тема Родины у В.Маяковского. Образ Родины в его поэзии ассоциируется с Революцией (Октябрьской революцией 1917 года) и всеми событиями и людьми, с нею связанными. Наиболее характерное в этом плане произведение поэта – поэма «Хорошо!»
Тема Родины в поэме В.Маяковского «Хорошо!» (Ландарь К., Лысенков С., Баршняков А.)

- Каков основной мотив поэмы? («Я землю эту люблю», осознание причастности к великим событиям в стране: «Радуюсь я – это мой труд вливается в труд моей республики».


- Что же роднит этих поэтов «хороших и разных» в их отношении к Родине? (Сыновняя любовь и преданность России, боль за судьбу страны, мечта об её прекрасном будущем).

Сбор материалов к сочинению по теме урока.

Наизусть по 1 стихотворению А.Блока, С.Есенина.




№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6-29
№ 30

№ 31

№ 32-46

№ 47

№ 48
№ 49
№ 50

№ 51

№ 52


Пояснения: это первый урок по теме. На следующем уроке - анализ отдельных стихотворений А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского как иллюстрация и дополнение к данному уроку.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск