Скачать 34.43 Kb.
|
Урок русского языка в 7 классе. Междометие. Цели:
Здравствуйте! Добрая ласковость слова Стёрлась на нет в ежедневном привете. Здравствуйте! Это же – будьте здоровы, Это же – дольше живите на свете! - О чём это стихотворение? - Какой частью речи является слово здравствуйте?
Продолжите, отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Познакомиться _______________ Развивать умение отличать _____________
- Прочитайте запись на доске. Установите, в какой закономерной связи находятся слова первых двух пар. В соответствии с этой закономерностью определите слово третьей пары. Дайте при этом доказательный ответ. Доброе утро – добрый вечер Упаси бог – чёрт возьми Здравствуйте – до свидания - Объясните орфограммы в словах. - К какой части речи относятся эти слова и словосочетания? 4. Новый материал. -Познакомившись с п.155, составьте опорный конспект. М – особая часть речи. Е – выражает чувства, настроения, не называя их самих. Ж- передают побуждение к действию. Д – к ним примыкают звукоподражательные слова. О- не поясняются другими словами М- не отвечают на вопросы Е – не являются членами предложения Т – на письме отделяются запятой или восклицательным знаком И- пишутся через дефис, если образованы путём повтора. Е- пополняются за счёт других частей речи. Междометие – латинское слово, в нём содержалось два корня, переводящихся на русский «между» и «бросать». Буквально значит вставленное между. - Какую часть речи мы называем междометием? 5. Беседа. -Мы говорим: междометие выражает чувства. - Как мы понимаем слово чувства? Чувства – внутреннее душевное состояние человека, способность переживать. - Замените слово чувство синонимом – эмоция. -Какие вы знаете чувства? - Закончите предложение…. Междометия могут выражать различные чувства: боль, безразличие, гнев, горе, возмущение, восхищение, досада, испуг, недоумение, негодование, ненависть, отвращение, печаль, презрение, радость, равнодушие, сожаление, страх, стыд, удивление, упрек, тревога. - Что общего в словах негодование, недоумение, ненависть? (без не не употребляются) 6. Беседа. - Чем различаются звукоподражательные слова от междометий? Звукоподражательные слова не выражают чувств и побуждений к действию, а передают крики животных и птиц, звуки неживой природы. - Мы записали, что междометия пополняются за счёт других частей речи? - Как вы думаете каких? Приведите примеры. Источники пополнения междометий
- Сделайте вывод по схеме. 7. Работа с текстом. ЭХ! -Эх, - вздыхали рыбаки, - -Эх, - вздыхали судаки, - Это разве судаки? Раньше были червяки… Раньше вытащишь бывало Червяком одним бывало Хвост бывало с полруки! Наедалось полреки! -Эх, вздыхали червяки, - 1. Досада. Раньше врали рыбаки!.. 2. Сожаление. Мы послушать их бывало 3. Восхищение. Сами лезли на крючки! (А.Усачёв) - Найдите междометие, повторяющееся в трёх строфах стихотворения. - Какое слово передаёт чувства героев? - Они выражают одинаковые чувства или разные? - Какие именно? (досада, сожаление, восхищение) Вывод: одно и то же междометие может выражать разные чувства и в то же время одно чувство можно выразить разными междометиями. 8. Игра «Снежный ком». -Повторим, что мы узнали о междометиях. 9. Проблемный вопрос. - Почему междометия – это особая часть речи, не относящаяся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. (Частицы придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям, а междометия выражают чувства и настроения) -Как отличить самостоятельные части речи от междометий, служебные части речи от междометий. 10. Разряды междометий по значению:
11. Этикетные междометия. Проговариваем. Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, пожалуйста, извините, простите, будьте добры, будьте любезны, алло, добрый день, виноват. 12. Составление диалога. - Представьте ситуацию «У меня зазвонил телефон». -Составьте диалог, используя этикетные междометия. 13. Итог. 14. Домашнее задание: |