АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40 Г. ТОМСКА
Урок русского языка
по теме
«Служебные части речи.
Предлог»
(7 класс)
Автор: Зворыгина М.Г.
Томск – 2012
Автор: Зворыгина Марина Германовна
Полное название образовательного учреждения
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 40 г. Томска
Тип урока Урок объяснения нового материала с применением
авторского медиапродукта
Предмет Русский язык:
Класс 7 класс
Тема урока «Служебные части речи. Предлог»:
Цель урока Углубить начальные знания о предлоге как служебной
части речи.
Задачи занятия:
Образовательные:
Закрепление знаний о самостоятельных и служебных частях речи;
Формирование навыка нахождения предлогов, определения их функции;
Освоение типовых характеристик данной части речи.
Воспитательные:
Воспитание языковой культуры и интереса к родному слову;
Стимулирование познавательной активности и самостоятельности в поиске решений.
Развивающие:
Развитие языкового мышления путём применения этимологических экскурсов и метода сравнительного языкознания;
Развитие коммуникативной компетенции и навыков проектно-исследовательской деятельности;
Развитие логистики, доказательности, способности к выводам и обобщениям;
Учебно-методическое обеспечение:
учебник «Русский язык», 7 класс, под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта, М, 2010 с мультимедийным приложением;
методический комплект «Опорные конспекты на уроках русского языка», Меженко Ю.С., «Русский язык и литература в средних заведениях УССР», 1989, № 1-12.
Применяемые методики:
«Интенсификация обучения на основе блоковой подачи материала» Шаталова – Меженко;
ИКТ, программы Microsoft PowerPoint, Word;
технологии компетентностного подхода (эвристическая беседа, презентация мини-проекта, лингвистические задачи).
Время реализации занятия: 40 минут. Авторский медиапродукт:
презентация 7 слайдов (среда PowerPoint, Word);
оформление Листа опорного сигнала по теме «Предлог» в логике учебного комплекса М.М. Разумовской.
Описание медиапродукта:
- среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word;
- наглядная презентация учебного материала;
- схема взаимосвязи кадров презентации: цепочка слайдов. Переход от слайда к слайду по щелчку. Информация на слайдах открывается после предыдущего и по щелчку – в зависимости от обучающей потребности;
- структура медиапродукта (содержание кадров):
1) Тема урока.
2) Актуализация опорных знаний. Таблица «Самостоятельные и служебные части речи»
3) Иллюстративный материал к эвристической беседе: «Зачем нужны предлоги»
4) Упражнение «Грамматическое значение предлогов»
5) Материал к лингвистической задаче «Виды предлогов»
6) Обобщение узнанного в Листе опорного сигнала «Предлог»
7) Итоги урока, домашнее задание. Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия:
компьютер, проектор, экран.
Целесообразность использования медиапродукта:
Недостаточное количество информационного материала по теме;
Отсутствие в электронном виде Листов опорных сигналов;
Интенсификация учебно-воспитательного процесса, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала;
Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
Формирование информационной культуры и компетентности школьников;
Развитие образного мышления за счёт повышения уровня и качества оформления наглядности.
План проведения урока (занятия):
№
п/п
| Этапы урока
| Временная реализация
| 1.
| Организационный момент (приветствие, целевая установка)
| 3 мин.
| 2.
| Словарная работа (презентация мини-проекта («Лимерик» - обучающаяся 7А класса Беккерман А.)
| 5 мин.
| 3.
| Актуализация опорных знаний («Словесная разминка»)
| 5 мин.
| 4.
| Изучение нового материала (эвристическая беседа «Чему служат предлоги»)
| 10 мин.
| 5.
| Изучение нового материала (лингвистическая задача «Виды предлогов»)
| 5 мин.
| 6.
| Первичное обобщение и закрепление материала (Лист опорного сигнала «Предлог»)
| 10 мин.
| 7.
| Подведение итогов урока, домашнее задание
| 2 мин.
|
Ход урока:
Этап
| Слайд
| Комментарии
| 1.
|
| Начало урока. Организационный момент.
Запись даты, темы занятия. Постановка цели (Чему должны научиться? Что узнать на этом уроке?)
| 2.
|
| Обязательная словарная работа в начале каждого (и этого) урока. Предлагается этимологическая справка по слову, что облегчает процесс запоминания правописания, значения и употребления слов. Особенность данного урока – презентация мини-проекта обучающейся по термину из заданий Молодёжного филологического чемпионата – 2012. Возможности: расширение языкового кругозора, развитие коммуникативной компетенции, межпредметные связи
| 3.
|
| Актуализация опорных знаний: словесная разминка «краткий вопрос – быстрый ответ»: возможности повторить разделы науки о языке, упомянув последним «Морфологию» (изучает части речи); перейти к понятиям «Самостоятельные и служебные части речи. Предлог». Уточнить, что уже известно по теме урока.
| 4.
|
| Изучение нового материала при помощи эвристической беседы (тренажер мультимедийного приложения к учебнику):
«Найди и выдели предлоги» – поиск ответа на вопрос: «С какими частями речи употребляются предлоги, с какими нет».
Игровой момент: «Уточнение текста телеграммы» Формулировка вывода «Для чего служат предлоги»
«Какие грамматические значения помогают выразить предлоги». Ракурс из серии «Это интересно» - о предлогах.
| 5.
|
| Решение лингвистической задачи «Виды предлогов»: обучающиеся сами формулируют понятия «Простые и составные предлоги», «Производные – непроизводные предлоги»
| 6.
|
| Первичное обобщение и закрепление материала: Лист опорного сигнала «Предлог». Возможность сильным обучающимся представить материал по теме после учителя.
| .7.
|
| Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания (Задание дифференцированное: на отметку «удовлетворительно» достаточно воспроизвести лишь схему материала ЛОСа, на отметку «хорошо» - схему с примерами из ЛОСа, на отметку «отлично» - схему с собственными примерами)
|
Список использованной литературы:
Борисова Н.П. Проектирование медиаурока. Методическое рекомендации. [www документ] — URL http://medianet.yartel.ru/rc/images/stories/docs/proektirovanie%20media.doc
Меженко Ю.С. Методический комплект «Опорные конспекты на уроках русского языка», «Русский язык и литература в средних заведениях УССР», 1989, № 1-12.
Положение о всероссийском Фестивале IT-урок. ЦНОТ ТГПУ. [www документ] — URL http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855
Разумовская М.М., Лекант П.А., «Русский язык», 7 класс, М, 2010 с мультимедийным приложением
|