Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Семеновская основная общеобразовательная школа»
Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» и словообразование». Рисунова О.А.
учитель русского
языка и литературы 2011 год
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» и словообразование.
Цели: Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии. Задачи:
- Создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Морфемика»: понятий основа слова и окончание, корень, приставка и суффикс, их значение.
- Совершенствовать умения вычленять окончание и основу, подбирать однокоренные слова, образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.
- развивать устную объяснительную речь, творческое мышление, воображение;
- создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- развивать умение работать в парах, группах, выполнять самоконтроль и самооценку.
- прививать любовь к русскому слову, к своей малой родине.
№
| Этапы работы
| Содержание этапа
| 1
2
3.
4.
5.
6.
| ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- напомнить о важности аккуратной работы в тетради.
Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные. Цели учебной деятельности: уметь различать однокоренные слова и формы слова; определять состав слова; находить изученные орфограммы. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить состав слова, изученные орфограммы.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по повторению сведений о составе слова и словообразованию, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока
Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Введение приобретённых умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обобщить знания по разделу «Морфемика» и словообразование, уметь сравнивать, обобщать, уметь применять свои знания в нестандартных ситуациях.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для обобщения и систематизации знаний по разделу «Морфемика» и словообразование.
Методы: репродуктивные.
Этап самостоятельной работы.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: развитие умения работать с текстом, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для формирования умения выполнять комплексный анализ текста.
Методы: репродуктивные Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.
Домашнее задание.
Цель: закрепить умение применять изученные правила орфографии, знать морфемный состав слова.
Цель, которую хочет достичь учитель: развитие умения выполнять комплексный анализ текста, применять изученные правила на практике.
| - Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.
Сегодня на уроке мы отправимся с вами на прогулку в зимний сказочный лес с таинственным названием «Морфемика». Давайте представим, что у подъезда нас ждёт с нетерпением тройка лошадей… Мы с вами садимся в резные сани… Весело зазвучали бубенцы и рванулись кони вперёд. Мы мчимся к таинственному лесу… (Звучит мелодия Г.Свиридова к х/ф «Метель», на доске изображение – анимационная картинка. Слайд 2)
- Вот уже и показалась опушка сказочного леса. Как вы думаете, что нас может ожидать в этом лесу с таинственным названием «Морфемика»? Кого из наших друзей мы можем встретить в этом лесу?
- И вот мы уже на опушке, осторожно отводим замерзшие ветки кустарников и пробираемся вглубь. А там… (Слайд 3)
Ч_родейкою З_мою
_колдован, лес стоит –
И под сне_ной бахр_мою,
Неподвижною, немою,
Чудной ж_знью он бл_стит.
2. Поэтическая пятиминутка с грамматическим заданием:
- запишите четверостишие, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы;
- во второй строке выделите окончания и основы слов;
- подчеркните грамматические основы предложения. - Какие слова имеют окончание?
- Что такое окончание?
- Докажите, что в слове ЛЕС нулевое окончание.
- Какое окончание называется нулевым? Слово учителя:
- Мы осматриваемся по сторонам и видим, как сквозь фиолетовый сумрак пробиваются серебряные огоньки-звёздочки. Это известные нам словарные слова.
3. Словарно-орфографическая работа: (Слайд 4)
- запишите слова Б_РЁЗА, ОС_НА, вставляя пропущенные буквы; поставьте ударение, объясните орфограмму;
- обозначьте морфему, в которой находится орфограмма;
- к этим словам подберите родственные.
(Осинка, осинник, подосиновик, осиновый; берёзка, березняк, берёзовый, подберёзовик).
- Сделайте вывод о том, какие слова называются родственными. 4. Слово учителя: (Слайд 5)
- Чтобы проверить наши знания жители сказочного леса предлагают выполнить эти задания.
Мороз. В снежной бахроме заснул лес. Тропа ведёт нас по лесной чащобе в глубь уснувшего царства. Кругом белым-бело. Снежная белизна слепит глаза. Вдруг из-под осыпавшегося на лыжне снега пружинисто выстрелила зелёная веточка с огрубевшими от холода лакированными листиками. Радостно любоваться зеленью брусники. Задание:
- выпишите из текста однокоренные слова;
- выделите корень;
- сделайте вывод, что такое корень и его значение в слове.
- какие морфемы включились в работу при создании этих слов? 5. Игра «Составь слово» (Слайд 6). Работа в парах.
- с помощью предложенных суффиксов и приставок образуйте новые слова на тему «Зимний пейзаж»;
- определите часть речи этих слов;
- обозначьте орфограммы в приставках и суффиксах;
- сделайте вывод о значении приставок и суффиксов;
- подберите к получившимся глаголам и прилагательным подходящие по смыслу существительные или наречия.
Пример:
-ся, -ближ-, при-, -а-, -л-, (приближался).
-ый, -ост-, -жал-, без-, -н- (безжалостный).
-сь, -каз-, -а-, по-, -л-, -о (показалось). 6. Слово учителя:
- Похоже, мы заблудились в сказочном лесу, потеряли тропинку, ведущую к тройке. Но не нужно отчаиваться. Чудо произойдёт, когда мы заполним карту-схему.(Слайд 7) (Модель «слепой» таблицы дети заполняют отвечая на вопросы)
- что изучается в морфемике?
- что такое морфемы?
- какая морфема самая главная?
- почему?
- чем отличается формы одного и того же слова от однокоренных слов?
- как найти окончание и основу слова?
- назовите морфемы, из которых может состоять основа слова?
- покажите на двух-трёх примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 7. (Слайд 8) Работа с текстом. Ученики работают в группах, записывают текст. Затем представители групп на интерактивной доске воспроизводят свои тексты. Красив, чудесен русский лес зимою. (…, …) лежат под деревьями сугробы. Над ( …) тропинками ( …) арками согнулись под тяжестью инея стволы ( …) берёз. ( …) шапками ( …) снега покрыты ( …) ветви ( …) елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем ( …) шишек.
- озаглавьте текст;
- вставьте в скобках, на месте пропусков, подходящие по смыслу слова;
- в вставленных словах выделить орфограммы изученные в разделе «Морфемика».
8. Слово учителя. (Подведение итогов)
- Наступила пора возвращаться домой. Мы садимся в сани. Зазвенели бубенцы…
И лес торжественно прощается с нами. (звучит фонограмма Г.Свиридова к х/ф «Метель»)
- я думаю, что Вы не забудете наше приключение и жителей сказочного леса «Морфемика.
- давайте назовём этих жителей;
- они передали совет тем , кому станет скучно учиться: Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка
Исчезнет, боясь
Весёлой науки
И радостных глаз.
Учитесь без скуки
Всегда!
В добрый час! Подготовиться к контрольной работе.
Контрольные вопросы и задания (учебник стр.183)
Индивидуальные карточки с заданием. Комплексный анализ текста
- озаглавьте текст и спишите;
- что описывается в тексте?
- определите его стиль;
- на месте пропусков обозначьте орфограммы, изученные в разделе «Морфемика»;
- найдите сложное предложение, в котором простые предложения соединены союзом а. Составьте его схему.
( В карточках представлены задания дифференцированного контроля.)
|
Список литературы
Горшкова В.Н. Морфология. Словообразование. Орфография: упражнения с выборочным ответом / В. Н. Горшкова. – М., 1983.
Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М., 1991.
Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: Книга для учителя / Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.
Шапиро Н.А. русский язык в упражнениях: 5-7 классы / Н.А. Шапиро. – М.: первое сентября, 2002.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс (по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского)
|