Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 91.77 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.11.2013
Размер91.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Семеновская основная общеобразовательная школа»

Тема урока:
«Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» и словообразование».
Рисунова О.А.

учитель русского

языка и литературы
2011 год

Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» и словообразование.

Цели: Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.
Задачи:

- Создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Морфемика»: понятий основа слова и окончание, корень, приставка и суффикс, их значение.

- Совершенствовать умения вычленять окончание и основу, подбирать однокоренные слова, образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

- развивать устную объяснительную речь, творческое мышление, воображение;

- создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

- развивать умение работать в парах, группах, выполнять самоконтроль и самооценку.

- прививать любовь к русскому слову, к своей малой родине.




Этапы работы

Содержание этапа

1

2

3.

4.

5.

6.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные.
Цели учебной деятельности: уметь различать однокоренные слова и формы слова; определять состав слова; находить изученные орфограммы.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить состав слова, изученные орфограммы.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по повторению сведений о составе слова и словообразованию, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Введение приобретённых умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обобщить знания по разделу «Морфемика» и словообразование, уметь сравнивать, обобщать, уметь применять свои знания в нестандартных ситуациях.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для обобщения и систематизации знаний по разделу «Морфемика» и словообразование.

Методы: репродуктивные.


Этап самостоятельной работы.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: развитие умения работать с текстом, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для формирования умения выполнять комплексный анализ текста.

Методы: репродуктивные
Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Домашнее задание.

Цель: закрепить умение применять изученные правила орфографии, знать морфемный состав слова.

Цель, которую хочет достичь учитель: развитие умения выполнять комплексный анализ текста, применять изученные правила на практике.

- Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.

Сегодня на уроке мы отправимся с вами на прогулку в зимний сказочный лес с таинственным названием «Морфемика». Давайте представим, что у подъезда нас ждёт с нетерпением тройка лошадей… Мы с вами садимся в резные сани… Весело зазвучали бубенцы и рванулись кони вперёд. Мы мчимся к таинственному лесу…
(Звучит мелодия Г.Свиридова к х/ф «Метель», на доске изображение – анимационная картинка. Слайд 2)

- Вот уже и показалась опушка сказочного леса. Как вы думаете, что нас может ожидать в этом лесу с таинственным названием «Морфемика»? Кого из наших друзей мы можем встретить в этом лесу?


- И вот мы уже на опушке, осторожно отводим замерзшие ветки кустарников и пробираемся вглубь. А там… (Слайд 3)

Ч_родейкою З_мою

_колдован, лес стоит –

И под сне_ной бахр_мою,

Неподвижною, немою,

Чудной ж_знью он бл_стит.

2. Поэтическая пятиминутка с грамматическим заданием:

- запишите четверостишие, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы;

- во второй строке выделите окончания и основы слов;

- подчеркните грамматические основы предложения.
- Какие слова имеют окончание?

- Что такое окончание?

- Докажите, что в слове ЛЕС нулевое окончание.

- Какое окончание называется нулевым?
Слово учителя:

- Мы осматриваемся по сторонам и видим, как сквозь фиолетовый сумрак пробиваются серебряные огоньки-звёздочки. Это известные нам словарные слова.

3. Словарно-орфографическая работа: (Слайд 4)

- запишите слова Б_РЁЗА, ОС_НА, вставляя пропущенные буквы; поставьте ударение, объясните орфограмму;

- обозначьте морфему, в которой находится орфограмма;

- к этим словам подберите родственные.

(Осинка, осинник, подосиновик, осиновый; берёзка, березняк, берёзовый, подберёзовик).

- Сделайте вывод о том, какие слова называются родственными.
4. Слово учителя: (Слайд 5)

- Чтобы проверить наши знания жители сказочного леса предлагают выполнить эти задания.

Мороз. В снежной бахроме заснул лес. Тропа ведёт нас по лесной чащобе в глубь уснувшего царства. Кругом белым-бело. Снежная белизна слепит глаза. Вдруг из-под осыпавшегося на лыжне снега пружинисто выстрелила зелёная веточка с огрубевшими от холода лакированными листиками. Радостно любоваться зеленью брусники.
Задание:

- выпишите из текста однокоренные слова;

- выделите корень;

- сделайте вывод, что такое корень и его значение в слове.

- какие морфемы включились в работу при создании этих слов?
5. Игра «Составь слово» (Слайд 6). Работа в парах.

- с помощью предложенных суффиксов и приставок образуйте новые слова на тему «Зимний пейзаж»;

- определите часть речи этих слов;

- обозначьте орфограммы в приставках и суффиксах;

- сделайте вывод о значении приставок и суффиксов;

- подберите к получившимся глаголам и прилагательным подходящие по смыслу существительные или наречия.

Пример:

-ся, -ближ-, при-, -а-, -л-, (приближался).

-ый, -ост-, -жал-, без-, -н- (безжалостный).

-сь, -каз-, -а-, по-, -л-, -о (показалось).
6. Слово учителя:

- Похоже, мы заблудились в сказочном лесу, потеряли тропинку, ведущую к тройке. Но не нужно отчаиваться. Чудо произойдёт, когда мы заполним карту-схему.(Слайд 7) (Модель «слепой» таблицы дети заполняют отвечая на вопросы)


- что изучается в морфемике?

- что такое морфемы?

- какая морфема самая главная?

- почему?

- чем отличается формы одного и того же слова от однокоренных слов?

- как найти окончание и основу слова?

- назовите морфемы, из которых может состоять основа слова?

- покажите на двух-трёх примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
7. (Слайд 8) Работа с текстом. Ученики работают в группах, записывают текст. Затем представители групп на интерактивной доске воспроизводят свои тексты.
Красив, чудесен русский лес зимою. (…, …) лежат под деревьями сугробы. Над ( …) тропинками ( …) арками согнулись под тяжестью инея стволы ( …) берёз. ( …) шапками ( …) снега покрыты ( …) ветви ( …) елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем ( …) шишек.

- озаглавьте текст;

- вставьте в скобках, на месте пропусков, подходящие по смыслу слова;

- в вставленных словах выделить орфограммы изученные в разделе «Морфемика».

8. Слово учителя. (Подведение итогов)

- Наступила пора возвращаться домой. Мы садимся в сани. Зазвенели бубенцы…

И лес торжественно прощается с нами. (звучит фонограмма Г.Свиридова к х/ф «Метель»)

- я думаю, что Вы не забудете наше приключение и жителей сказочного леса «Морфемика.

- давайте назовём этих жителей;

- они передали совет тем , кому станет скучно учиться:
Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки

Всегда!

В добрый час!
Подготовиться к контрольной работе.

  1. Контрольные вопросы и задания (учебник стр.183)

  2. Индивидуальные карточки с заданием. Комплексный анализ текста

- озаглавьте текст и спишите;

- что описывается в тексте?

- определите его стиль;

- на месте пропусков обозначьте орфограммы, изученные в разделе «Морфемика»;

- найдите сложное предложение, в котором простые предложения соединены союзом а. Составьте его схему.

( В карточках представлены задания дифференцированного контроля.)


Список литературы

  1. Горшкова В.Н. Морфология. Словообразование. Орфография: упражнения с выборочным ответом / В. Н. Горшкова. – М., 1983.

  2. Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М., 1991.

  3. Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: Книга для учителя / Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.

  4. Шапиро Н.А. русский язык в упражнениях: 5-7 классы / Н.А. Шапиро. – М.: первое сентября, 2002.

  5. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010

  6. Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс (по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск