Скачать 83.96 Kb.
|
План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе по учебнику Иванова С.В., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И. Русский язык: учебник для 4 класса -М.: Вентана- Граф, 2010.-Ч.1,2. (УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой) Вотякова Ольга Владиславовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №27 г.Чебоксары» Чувашской Республики Тема: «Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений. Закрепление пройденного». Цели урока: закрепить умение детей проводить морфологический разбор имён существительных и прилагательных; синтаксический анализ предложений; работать над развитием речи. Оборудование: 1.квадраты для дифференцированной работы; 2. картина «Осенний лес». ХОД УРОКА. 1.Сообщение темы и цели урока. - Сегодня на уроке мы повторим морфологический разбор имен существительных и имен прилагательных, а также синтаксический анализ предложений. 2. Чистописание. - А сейчас минутка чистописания.
3.Словарная работа. - В этом кроссворде спрятались слова с удвоенной согласной с.
( Экспресс, касса, бассейн, пассажир, ссора, искусство, кроссворд.)
- Вспомните, какие части речи вы знаете (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, имя числительное, предлог, союз) 1) Игра «Подбери слово». - Я назову название предмета, а вы подберите к нему имя прилагательное. Итак, хлеб (душистый, свежий, черный, белый, круглый, пшеничный, ржаной, черствый, сухой ). Ромашка (белая, полевая, желтоглазая). 2) Морфологический разбор имен существительных.
( Двое выполняют у доски.) Запись на доске и в тетрадях:
-Что обозначают имена существительные?(Предмет) - Перечислите постоянные признаки имен существительных.(Одушевленные или неодушевленные, нарицательные или собственные, род, склонение) - Перечислите непостоянные признаки имен существительных.(Число, падеж)
( Двое выполняют у доски.) Запись на доске и в тетрадях:
- Что обозначают имена прилагательные?(Признак предмета) - Назовите постоянные признаки имен прилагательных. (Качественные, относительные, притяжательные) - Перечислите непостоянные признаки имен прилагательных. (Род, число, падеж) 5.Синтаксический разбор предложений.
- Какие члены предложений вы знаете?(Главные и второстепенные) - Назовите главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое) - Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство) - Назовите вопросы подлежащего (кто? что?), сказуемого (что делать? что сделать?), дополнения (вопросы косвенных падежей), определения (какой? чей?), обстоятельства (где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?). - Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения? (Подлежащее и сказуемое) - Проверим это на практике. Разберите предложения по членам предложения и частям речи.
( Двое выполняют у доски.) Запись на доске и в тетрадях: предл. прил. сущ. нар. предл. сущ. гл. прил.
- Назовите грамматическую основу каждого предложения.
- Есть ли в них второстепенные члены предложения? (Есть) - Какие это предложения? (Распространённые) 2) Разбор предложений по цели высказывания и по интонации. Работа по картине - Составьте распространенное предложение по картине. (Вариант предложения: Наступила золотая осень.) - Какое это предложение по цели высказывания и по интонации. (По цели высказывания предложение – повествовательное, по интонации – невосклицательное.) - Составьте нераспространенное предложение. (Падают листья.) - Какое это предложение по цели высказывания и по интонации. (По цели высказывания предложение – повествовательное, по интонации – невосклицательное.) Определите, какое предложение по цели высказывания и по интонации в тексте.
Вы не были осенью в лесу?! (Вопросительное, восклицательное.) Пройдитесь медленно по осеннему лесу! (Побудительное, восклицательное.) Какая вокруг тишина! (Повествовательное, восклицательное.) Лес в это время года дышит свежестью, здоровьем, чистотой. (Повествовательное, невосклицательное.) Вывод. - Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации. (По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные, вопросительные.) По интонации – восклицательные, невосклицательные.) 3) Работа с однородными членами предложения. а) - Обратите внимание на предложения. Что вы заметили? (Повторяются одни и те же слова) б)
- Слейте эти предложения в одно так, чтобы слова два раза не повторялись. (В роще птицы свистят, поют, щебечут.) - Есть ли здесь однородные члены предложения? (Свистят, поют, щебечут) - Докажите. (Отвечают на вопрос что делать? и относятся к слову птицы.) 4) Синтаксический анализ предложения. Осенние цветы распространяли в воздухе нежный, тонкий аромат. (Повествовательное, невосклицательное, грамм. основа – цветы распространяли, распространенное, есть однородные определения) Итак, как проводим синтаксический анализ предложения. 1) Определяем, какое предложение по цели высказывания, по интонации. 2)Находим грамматическую основу предложения. 3) Находим второстепенные члены предложения и определяем распространенное оно или нераспространенное. 4) Указываем, есть ли в предложении однородные члены предложения. 6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов. Список использованных ресурсов:
|