ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
ФИО (полностью): Валеева Раиля Шакировна Место работы: МООУ «Средняя общеобразовательная школа №7» города Лениногорска Республики Татарстан Должность: Учитель русского языка и литературы Предмет: Литература Класс: 8 Тема и номер урока в теме: Образ главного героя в поэме Лермонтова «Мцыри», урок 4 Базовый учебник: Литература. 8класс. Автор-составитель Г.И.Беленький Цель урока: Дать характеристику Мцыри. Задачи:
1. Обучающая: а)Выявить способы раскрытия образа главного героя
б). проникнуть в замысел автора.
2. Развивающая: совершенствовать навыки анализа и сопоставления литературного произведения. 3. Воспитательная: развивать эмпатию, чуткость к чужим переживаниям. Тип урока: Урок-иследование Формы работы учащихся: Аналитическое чтение,
ответы на вопросы,
групповая работа
Необходимое техническое оборудование:1.Компьютер учителя
2.Мультимедийный проектор
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Эпиграф: …что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! (Белинский)
Вступительное слово учителя, которое включает цели и задачи урока
| (ЭОР№1) (ЭОР№2)
| Демонстрация презентации
| Запись эпиграфа
| 2 мин
| 2
| Проверка домашнего задания.
Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника
Комментарий учителя
Писатель не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Она означала , прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение богу», посты и молитвы. Человек, принявший монашеский обет, оказывался навсегда оторванным от человеческого общества. Возвращение монаха к жизни запрещалось.
Для героя монастырь- символ неволи, тюрьма с мрачными стенами. Остаться в монастыре означало для него навсегда остаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он физически слаб и пуглив, но вынослив, горд, недоверчив.
| (ЭОР№3)
| Ответы на вопросы, Демонстрация презентации
| Аналитический пересказ
| 12 мин
| 3
| Беседа по вопросам:
-Какова цель побега Мцыри? Что значит для него быть свободным? Какая черта двигала им? Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?(гл.6, 9, 10,11) Какую роль играет природа?(описание утра из 11 гл.) Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу? В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. Перечитайте отрывок из 6 гл.. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал поэт?
| ЭОР №4
| Беседа, работа с текстом. Обсуждение ответов на вопросы
| Ответы на вопросы, выборочное чтение
| 15мин
| 4
| Групповая работа: анализ эпизодов, где действует Мцыри.
Ответить на вопрос: нашел ли герой ответ на вопросы. «прекрасна ли земля»? Зачем живет на земле человек?
|
| Обсуждение ответов на вопросы
| Ответы на вопросы,
| 10 мин
| 5
| Подведение итогов в форме беседы.
Что значит жить для героя? Что узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе? Почему погиб герой? Слово учителя
| ЭОР №6
| ДемонстрацияСлово учителя
| Участие в беседе.
| 4 мин
| 6
| Домашнее задание. Выучить отрывок наизусть, подготовиться к тесту по поэме
|
|
|
| 2 мин
|
Приложение к плану-конспекту урока
Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |