ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!
(по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)
ФИО (полностью): Назмеева Зульфия Анасовна
Место работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» города Альметьевска Республики Татарстан
Должность: Учитель русского языка и литературы
Предмет: Литература
Класс: 7 А
Тема и номер урока в теме: М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Урок №3
Базовый учебник: Г.И. Беленький. Литература в 2-х частях, 7 кл.
Цель урока: Дать характеристику Мцыри
Задачи:
-обучающие: Проникнуть в замысел автора, показать, в чем особенность лермонтовского Мцыри.
-развивающие: Формировать навыки рассуждения на литературную тему
-воспитательные: Через знакомство с произведениями искусства воспитание эстетического вкуса, нравственных ценностей, любовь к Родине.
Тип урока: Урок систематизации ЗУН
Формы работы учащихся: Конспектирование, выступления, ответы на вопросы в форме беседы, защита проектов
Необходимое техническое оборудование: 1. Компьютер учителя
2. Ноутбук ученика
3. Мультимедийный проектор
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Эпиграф: Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.
Чтение эпиграфа.
О каком романтическом герое мы сегодня будем говорить? (Мцыри)
Запись в тетради (тема, объект, цель, план работы)
Словарная работа:
1. Послушник-неслужащий монах
2. Исповедь-покаяние в грехах
Теория литературы:
1. Пейзаж – изображение картин природы в художественном произведении
2. Антитеза – противопоставление
| (ЭОР№1)
| Проведение словарной работы
| Запись в тетради
| 5 мин
| 2
| Беседа по тексту.
1 ученик:
Действие поэмы происходит в Грузии. Лермонтов хорошо знал её. Однажды Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал свою историю. Он ребёнком был взят в плен. По дороге мальчик заболел и генерал оставил его в монастыре. Попытка бежать обернулась тяжёлой болезнью и он до конца своей жизни остался в стенах монастыря.
Как помогает нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока, эпиграф к поэме? Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы. Почему по вашему повествование передано герою? В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями. Оно не приносит человеку радости, оно не может уничтожить его стремлений и порывов.
Психология молодого человека противоречива: у него слабое тело и могучий дух. В нём убита жизненная сила, причиной чего стало пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря. Но с другой стороны, у юноши не сломлен дух. Он остаётся самим собой, естественным человеком, который тянется к природе, к естеству.
Жизнь в монастыре
Учитель:
Что вы можете рассказать о жизни монахов? Ученик:
Жизнь обитателей монастыря течет по суровым законам религии: молитвы и изнуряющие посты заполняют всё время обитателей монастыря. В основном это старые монахи, но среди них есть и молодые послушники.
| (ЭОР №2)
(ЭОР №3)
|
| Составление и заполнение таблицы.
| 20 мин
|
| Учитель:
Что значит для мальчика остаться жить в монастыре?
(отказ от Родины, гл.4)
(быть обреченным на вечное рабство) Учитель:
Какова цель побега? (гл.14) Я цель одну пройти в родимую страну имел в душе. Что значит для Мцыри быть свободным?
(гл.8)
(гл.4)
(гл.3) Учитель:
Что вспоминает герой о своем родном доме? (Гл.7)
Какие нравственные качества проявлены героем в этом эпизоде?
Заполнение таблицы: В чём смысл жизни
у монахов (смирение, пассивность, отказ от земных радостей)
у Мцыри (жажда бури, тяга к свободе, восприятие природы)
Вывод учителя.
|
|
|
|
| 3
| Выступление учащихся.
Ученики выступают с сообщениями «Возникновение замысла поэмы», «Трактовка эпиграфа поэмы», «Роль пейзажа в поэме», «Мцыри и поэт».
|
| Комментирует выступления
| Составление конспекта
| 10 мин
| 4
| Слово учителя о смысле жизни «Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…»
| (ЭОР №4)
| Демонстрация ЭОР
| На уровне восприятия
|
| 5
| Виртуальная экскурсия по картинной галерее
| Картина Л.О. Пастернак «Исповедь Мцыри».
| Демонстрация ЭОР
| На уровне восприятия. Ответы на вопросы
| 5 мин
| 6
| Подведение итогов в форме беседы по вопросам
| (ЭОР №5)
| Демонстрация ЭОР
|
| 5 мин
|
Приложение к плану-конспекту урока Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!
(по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест,
модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
| М. Ю. Лермонтов. Автопортрет
| Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями
| презентация
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2bd6c6d2-c362-4196-a391-430d26a908fa/%5BLI8RK_5-03%5D_%5BIL_03%5D.htm
| 2
| Репродукция картины М. Ю. Лермонтова "Тифлис"
| application/xml, audio/mpeg, image/jpeg, image/png, text/javascript, text/xm
| иллюстрация
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2bd6c6d2-c362-4196-a391-430d26a908fa/%5BLI8RK_5-03%5D_%5BIL_03%5D.htm
| 3
| М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
| application/xml, audio/mpeg, image/jpeg, image/png, text/javascript, text/xm
| аудиозапись
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c4b7a95-bb6e-7511-e802-be5deba142c2/Lermontov-Mciri.mp3
| 4
| Иллюстрация к поэме "Мцыри". Художник Л. О. Пастернак. (Исповедь Мцыри)
| Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями
| иллюстрация
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e83cf302-76a0-4f70-9eda-651dbb963cdc/%5BLI8RK_5-03%5D_%5BIL_04%5D.htm
| 5
| Задание: проверьте знания о поэме "Мцыри", ответив на вопросы теста
| Гипертекст
| тест
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/99f94788-c4b7-451e-baa7-5c346c7de11f/index_listing.html
| |