Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 116.62 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.11.2013
Размер116.62 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18 п. Теплоозерск»


Рабочая программа

элективного курса

в 10 классе

«Основы научно – исследовательской деятельности»


учителя русского языка и литературы

Солодовой И.В.

п. Теплоозерск

Программа элективного курса

««Основы научно – исследовательской деятельности»

Пояснительная записка

Элективный курс рассчитан на 17 часов в год и проводится 1 раз в неделю в первом полугодии. Он предназначен для учащихся 10 классов в рамках социально – гуманитарного профиля.

Изучение материалов курса даст обучающимся умение проводить научный поиск, навыки аналитической работы, работы с научной литературой, будет способствовать развитию их интеллекта и научного мировоззрения. Данная программа призвана способствовать развитию детской одаренности.

В настоящее время идеи гуманизации и демократизации педагогического процесса являются ведущими и определяют направление педагогического процесса. Поэтому элективный курс «Основы научно-исследовательской работы» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам, но и формированию коммуникативных навыков.

Цели элективного курса:

1.Познакомить учащихся с основными приемами научно-исследовательской деятельности и выработать начальные навыки проведения научного исследования.

2.Способствовать развитию мировоззренческого потенциала.

Задачи:

— научить обучающихся самостоятельной исследовательской работе, познакомить с современными методами научных исследований;

— дать понятие сущности научно-исследовательской деятельности;

создать оптимальные условия для развития познавательной активности и интереса учащихся, развития их умений и навыков общения и взаимодействия;

— способствовать овладению методологией научного познания;

— научить работать с научной литературой, осуществлять поиск необходимой информации;

— выработать умение работы над рефератами, докладами, прививать навыки публичного выступления;

— создать условия для саморазвития, самореализации, самовыражения обучающихся.

Элективный курс нацелен на всестороннее развитие способностей обучающихся, формирование личности, совершенствование навыков культуры общения, привитию навыков самостоятельной работы с литературой и документами.

Особенности программы:

Данный элективный курс является логическим продолжением работы, которая проводилась с обучающимися в рамках предпрофильной подготовки в IX классе на элективном курсе «Основы красноречия».

Программа «Основы научно-исследовательской работы» является комплексной. Наряду с общетеоретическим материалом по методике научной деятельности, подготовки научного доклада учащиеся получают практические навыки работы с документами, научным текстом, значительно углубляя свои знания по определенному предмету, применяя их на практике.

Курс «Основы научно-исследовательской деятельности» даст наибольший эффект, если он будет преподаваться параллельно с курсом «Путешествие по литературным местам России и ближайшего зарубежья». Учащиеся в этом случае смогут опереться на документы и материалы, собранные в ходе элективного курса по литературе. В этом случае предлагаемый курс будет иметь практическое значение, а умения и знания учащихся носить практическую направленность.

Формы и методы работы:

— лекции;

— практикумы;

— самостоятельная работа с научной и научно-популярной литературой;

— работа в Интернете;

— защита проектов.

Ученики должны овладеть следующими знаниями:

— изучить методы проведения научных исследований;

— освоить основные этапы проведения исследований

— усвоить основные признаки научного стиля речи.

Освоив элективный курс, ученики должны уметь следующее:

1. Самостоятельно писать рефераты, доклады.

2. Делать выписки, составлять тезисы, конспекты научных статей.

3. Работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию.

4. Формулировать тему работы, цели, ставить задачи исследования.

5. Оформлять научно-исследовательскую работу.

6. Выступать с научными докладами, принимать участие в дискуссии.

Ожидаемые результаты:

Цель, поставленная в программе, заключается не только в овладении основами научно-исследовательской деятельности, но и в расширении мировоззренческого кругозора обучающихся.

Формы контроля:

Диагностика осуществляется при помощи:

— наблюдения

— защиты исследовательской работы или реферата

— участия в научно-практических конференциях.

Содержание элективного курса.

Введение (1 час)

Предмет, содержание и главные задачи и структура элективного курса «Основы научно-исследовательской работы». Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность. Научно-практические конференции ученических исследовательских работ. Деятельность школьного научного общества «Мудрая сова».

Организация научного труда. (1 часа)

Гигиена умственного труда. Готовность к исследовательской работе. Периодичность и интенсивность умственного труда. Систематичность умственной работы. Смена форм деятельности. Режим дня и питания. Рациональное планирование рабочего времени и оборудование рабочего места. Технические средства для организации исследовательской деятельности

Наука — элемент цивилизации. (1 часа)

Этапы научно-исследовательской деятельности. Выход на проблему исследования. Наука как информационный процесс и элемент цивилизации. Научная деятельность. Научные принципы оценки событий и явлений. Комплексный подход к организации научной деятельности. Понятие об интеллектуальной собственности.

Источники научных исследований. Система научной информации. (3 часа)

Первичные и вторичные источники информации. Библиотечные фонды. Интернет. Каталоги и картотеки. Классификация каталогов: алфавитный, систематический, предметный, каталог периодической печати. Библиографические указатели. Работа со справочной литературой. Методика поиска литературы. Последовательность поиска источника информации. Устные источники. Встречи с информаторами и запись интервью. Составление картотеки. Классификация и обработка полученных материалов. Методы работы над архивными материалами. Составление библиографии. Выбор темы. Уточнение темы. Научный стиль речи. Научный реферат.

Научная статья (2часов)

Стили речи. Научный стиль речи. Формы работы над исследованием и планирование работы. Характерные особенности научного стиля: точность, логичность, стилистика, доказательность. Широкое использование абстрактных слов, научных терминов и т.д. Структура научного текста. Клише. Рецензирование научной статьи. Научный реферат, его особенности и структура. Научная статья. Требования к написанию научной статьи.

Формы и способы записи обработанной информации (2 часа)

Работа над текстом исследовательской работы или оформление отчета и ходе исследования. Практические рекомендации и культура ведения записей научной информации. Выписки. Тезисы. Цитирование. План как схематическая запись кратко сформулированных мыслей и заголовков. Простой и сложный план. Конспект как краткое, последовательное, логически связанное изложение содержания текста. Конспекты плановые, текстуальные, свободные, тематические. Советы по оформлению конспекта. Приемы выделения и разделения текста. Составления глоссария - тематического словаря. Систематизация и классификация собранных материалов. Аннотирование.

Методы научных исследований (2 часа)

Методы как путь исследования, совокупность приемов и операций практического или теоретического познания действительности. Общенаучные методы. Методы исторических исследований. Методы лингвистических исследований. Методы социолингвистики (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент).

Научно-исследовательская работа (3 часов).

Основные этапы научного исследования. Объект и предмет научного исследования, цель и задачи. Аргументированность выводов. Новизна работы. Основные этапы научного исследования. Составные части научного труда: исследование, изложение результатов исследования, редактирование.

Методические рекомендации по оформлению научно-исследовательской работы. Структура научной работы (титульная страница, содержание, введение, основная часть, заключение, литература, приложение).

Искусство произнесения научного доклада (1часа)

Доклад как одна из самых распространенных форм публичных выступлений. Последовательность подготовки доклада. Структура научного доклада (введение — краткое описание проблемы, раскрытие темы, цель, методы, проведение исследования; основная часть — изложение содержания вопроса; заключение — теоретические выводы, практические предложения). Законы красноречия. Рекомендации по технике речи. Дискуссия и диспут как жанры риторики. Правила ведения дискуссии. Критерии оценки защиты научно-исследовательской работы, научного доклада.

Учебно-тематический план курса


№ темы

Название темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Организация научного труда

1

3

Наука-элемент цивилизации

1

4

Источники научных исследований. Система научной информации.

3

5

Научная статья

3

6

Формы и способы записи обработанной информации

2

7

Методы научных исследований

2

8

Научно-исследовательская работа

3

9

Искусство произнесения научного доклада

1

Итого




17


Календарно - тематический план курса



Тема

Количество часов

Форма проведения

Дата

1

Введение

1

лекция




2

Организация научного труда

1

Лекция с элементами беседы




3

Наука-элемент цивилизации

1

Сообщения уч-ся




4

Источники научных исследований.

1

Работа в библиотеке, Интернете




5

Система научной информации.

1

Составление библиографии.




6

Научная статья. Характерные особенности научного стиля. Структура научного текста

1

Рецензирование научной статьи.




7

Научный реферат, его особенности и структура.

1

Выбор темы для реферата по литературе




8

Научная статья. Требования к написанию научной статьи.

1

Работа с научным текстом




9

Формы и способы записи обработанной информации

1

Конспект




10

Приемы выделения и разделения текста. Аннотирование

1

Составления глоссария - тематического словаря.




11

Методы научных исследований

1







12

Методы социолингвистики (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент).

1

ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ УЧ-СЯ: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент




13

Научно-исследовательская работа

1

Лекция




14

Структура научной работы (титульная страница, содержание, введение, основная часть, заключение, литература, приложение).


1

Методические рекомендации по оформлению научно-исследовательской работы.




15

Научная работа

1

Практикум




16

Искусство произнесения научного доклада

1

Публичное выступление перед участниками курса/ защита реферата





Литература:
1.Барикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. М., 2000

2.Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаём. М. , 1985.

3. Детская энциклопедия «Аванта» в 12т., М. , 2003.

4. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. М., 2008.

5. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся. М., 1990.

6. Комарова В.Н. Путь к тайне: Беседы со старшеклассниками. М., 1990.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск