Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сиренькинская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано»
Руководитель МО
Пучкина Т.В.
Протокол № 1 от «27»августа 2011 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УР МОУ СОШ с. Сиренькино
Максимова М.Н.
«31» августа 2011 г.
| «Утверждаю»
Директор МОУ СОШ с.Сиренькино
Файзетдинов Т.М..
Приказ № ___ от «1» сентября 2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога
Файзетдиновой М. Г.
первой квалификационной категории
по русскому языку в 9 классе Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от 29 августа 2011 г. Пояснительная записка
В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык” занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы “предметных результатов” (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса русского языка.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения (КСО), межпредметных интегрированных уроков.
Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 5–9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.
Важнейшими условиями реализации являются:
• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
• формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа. В 9 классе предусматривается на изучение курса русского языка 68 часов (2 часа в неделю).
Тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта общего образования., сост. Э.Д.Днепров,М., Дрофа, 2004 год,
на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, по программе С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова
В работе используется учебник русского языка для 9 класса ( авторы С.Г. Бархударова, С.Е.Крючкова), М., Просвещение, 2010 год
Требования к уровню подготовки учащихся в конце 9 класса В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Учебно-методический комплект для 9 класса 1 С.Г.Бархударов , С.Е Крючков Учебник русского языка 9 класс
2 Н.А.Сенина «Русский язык 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010» Изд. « Легион» Ростов-на- Дону, 2011
Шипицына Г.М. Русский язык 8-11 классы. Дидактические материалы. М., 2007
Капинос В.И. Русский язык 8-9 классы. Тесты. М., 2007
Петровская С.С. Диктанты по русскому языку 9 класс. М., 2007
Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М., 2007
Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998
8 Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007
9 Н.В.Егорова Методическое руководство Поурочные разработки по
русскому языку в 9 кл
10 Н.А.Богданова «Уроки русского языка в 9 классе»
Календарно-тематический план по русскому языку в 9 классе
Учеб.для 9 общеобразовательных учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.)
На изучение тем – 72
На развитие речи –18
Контрольных диктантов – 12
Итого – 102
№
| Тема урока
| Дата план
| Дата факт
| Цели урока
| Обору-
дование
| Словарная работа
| Развитие речи
| Сопутствующие
повторение
| 1
| Международное значение русского языка Фонетика, графика, орфография.
|
|
| Показать роль РЯ в современном мире и объяснить причины его авторитета;
Познакомить со структурой закрепить знания по фонетике, полученные в предыдущих классах
| Учебник
|
| Составление рассказа «Мои летние В чем заключается необычность стих-ия В.Я.Брюсова? (Стр 17)каникулы»
| Вспомнить высказывания великих людей о Буквы. Графика. Орфоэпия. языке.
| 2
| Лексика. Фразеология. Орфография.
|
|
| Повторить пройденное по теме «Лексика и фразеология» в предыдущих классах; закрепить знания по теме; активизировать творческие способности учеников.
| Учебник
|
| Составить небольшой рассказ с использованием фразеологизмов.
| Оглушение, озвончение, смягчение, выпадение.
| 3
| Состав слова и словообразование. Орфография.
|
|
| Закрепить навыки разбора слова по составу и словообразовательного разбора слов.
| Таблица
|
| Внимательно рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Баян».
| Разбор примеров отклонения от нормы ударения, произношения.
| 4
| Морфология. Орфография.
|
|
| Закрепить теоретические знания по теме «Морфология», практические навыки морфологического разбора.
| Таблица
| колорит
| Составить СП по схемам
| Чередование гласных и согласных в приставках.
| 5
| Синтаксис.Словосочетание. Простое предложение.
|
|
| Повторить тему «Словосочетание»; закрепить навыки расстановки знаков препинания в ПП
| Таблица, д/к
| Мировоззрение, миропонимание
| Письменный ответ на вопросы, подготовленные учителем.
| Диалог.
| 6-7
| Диктант с грамматическим заданием.
Работа над ошибками.
|
|
| Проверить эффективность повторения материала 5-8 кл., закрепить навыки лингвистического разбора
|
|
|
|
|
|
| Сложное предложение
|
|
| 8
| Основные виды сложных предложений.
|
|
| Дать общее представление об основных видах СП и способах связи между ними; закрепить умение отличить простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП
| Таблица.
| Гигант, гигантский, колосс, колоссальный, тезисы, компрессия, конспект, конспектировать
| Сделать устное сообщение о роли знаний в жизни человека..
| План текста, способы связи, предложения в тексте.
| 9-10
| | |