муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» г.Альметьевска,РТ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам. директора по УР Директор школы
__/(__________) ___/(_________) ___/(_________)
«_______2013__г «__»____201_3_г «__»______201_3_г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Ф.И.О. педагога _Лазарева Татьяна Александровна
Класс 10
Уровень базовый
2013 -2014 учебный год
Протокол № 1
заседания пед.совета
«__»___________2013_
Альметьевск 2013 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2008 год),
-Примерной образовательной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.)
-Учебного плана МАОУ «СОШ №7» на 2013-2014учебный год
-Положения школы « О рабочей программе педагога»
-Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
Цели и задачи изучения русской литературы
Задача курса – познакомить учащихся с образцами русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке, научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Эти задачи определяют, в свою очередь, цель преподавания русской литературы в татарской школе – становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.
Достижение этой цели возможно только при умелой организации глубокого и вдумчивого чтения. Только на основе чтения и нравственно-эстетической направленности изучения художественных произведений развиваются эстетические чувства, обогащается духовный мир ученика, укрепляется потребность в постоянном общении с книгой. Такая потребность является одной из важнейших в системе духовных ценностей школьника.
При чтении и изучении литературного произведения важно учитывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности конфликта, характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эстетическую направленность анализа и выявить не только конкретно-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение.
Общими показателями достижения цели литературного образования являются:
- начитанность учащихся в области художественной литературы; разносторонность, систематичность, направленность чтения;
- складывающиеся читательские интересы;
- глубина освоения идейно-нравственного содержания произведений (личностный характер восприятия, обоснованность и самостоятельность оценок);
- уровень овладения знаниями о литературе (умение применить их при анализе и оценке художественных произведений);
- качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе преподавания русской литературы.
Согласно Государственному образовательному стандарту изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Курс литературы 10 класса направлен на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимости информации, в том числе в сети Интернет.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 1О КЛАССА
Учащиеся должны
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять род и жанр литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
Количество часов
Программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю. 12 ч на развитие речи ,3 часа - на резервное время, которое будет потрачено на часы, не проведенные по объективным причинам : занятия по ОВС, в связи с климатическими изменениями.
Содержание программы
I.Введение-1 час
II.Литература начала 19 века-11ч :
Гоголь Н.В.-3ч.
Лермонтов М.Ю.-4
Пушкин А.С. -4
III.Литература 2половины 19 века -69часов
ГончаровИ.А.-5ч.
Тургенев И.С.-7ч.
Некрасов Н.А.-7ч
Тютчев Ф.И.-3ч
Фет А.А-3ч.
Лесков Н.С.-3ч.
А.Толстой -2ч.
Толстой П.Н.-14ч.
Достоевский Ф.М -8ч.
Островский А.Н.-6+1
IV. 1)Литература народов России -3ч
2)Зарубежная литература -5 ч
V. Уроки развития речи-13ч
Учебно-методическое и программное обеспечение
Для учащихся
1.Сахаров В.И., Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений: В 2 ч.»/ В.И.Сахаров, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - М.:
ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2009 г.
2.Сахаров В.И., Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Хрестоматия XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений: В 2 ч.»/ В.И.Сахаров, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - М.:
ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2009г.
Для учителя
1) Сахаров В.И., Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений: В 2 ч.»/ В.И.Сахаров, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - М.:
ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2009г.
2) Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
3) Литература. 9-11 классы: развернутое тематическое планирование / сост. О.А.Арисова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 205 с.
4) Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе {XIX в.: 10 класс, I полугодие. – 4-е изд., прераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007. – 464 с.- (В помощь школьному учителю)
5) Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе 10 класса, II полугодие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 416 с.- (В помощь школьному учителю)
6) Гареева Л.И. Литература 9-11 классы. Воспитание читателя: конспекты уроков, творческие задания, анализ произведений, сочинения/ авт.-сост. Л.И.Гареева, А.И.Жданова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 298 с.
7) Косивцова Л.И. Открытые уроки по литературе. 9-11 кл. Выпуск 2./ Авт.-сост. Л.И.Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 116 с.
Средства обучения
Технические средства обучения
Компьютер
Экран
Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе
Презентации к урокам литературы
Печатные пособия
Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XIX в.»
Толковый словарь русского языка (С.И.Ожегов, Ю.Шведова)
Словарь литературоведческих терминов и другая справочно-энциклопедическая литература
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе-105 часа
1 полугодие -48 часов
Примечание: красным выделен материал для обязательного изучения
№
| Раздел, тема
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| дата
| план
| факт
| Введение 1 ч
| 1
| Введение. Прекрасное начало..(История литературы 19 века)
| 1
| Урок новых знаний
| Русская литература в контексте мировой литературы .Основные темы и проблемы русской литературы
| Уметь выделять главную информацию. Знать природу словесного искусства
|
|
| Литература первой половины 19 века.» 11ч
. А.С.Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник»-4ч
| 2
| Муза пламенной сатиры.) Социально-историческая тема в лирике А.С.Пушкина
| 1
| Комбинированный урок
| «Свободы сеятель пустынный», «Вольность», « Из Пиндемонти»
| Анализировать поэтический текст. определять жанр
|
|
| 3
| Годы странствий: самовоспитание художника Пушкина)
| 1
| Комбинированный урок
| «Элегия», «вновь я посетил..», «Подражая Корану», «Погасло ночное светило»,
| Анализировать поэтический текст
|
|
| 4
| Я думал стихами..(Тема призвания поэта в лирике Пушкина)
| 1
| Комбинированный урок
| «Поэт», «Поэту», «Разговор с книгопродавцем»
| Анализировать поэтический текст. Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения
|
|
| 5
| Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник»
| 1
| Урок новых знаний
| «Медный всадник».Новое понимание человека в его связях с национальной историей. .Тема «маленького человека». Реализм
| Анализировать поэтический текст, знать определение поэмы Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения
|
|
| М.Ю.Лермонтов Лирика. Поэма «Демон» -4ч
| 6
| Тяжкое бремя пророчества (Образ поэта в лермонтовской лирике)
| 1
| Комбинированный урок
| Нравственные и философские искания русских писателей .«Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик», «Сон» ,» «Выхожу один я на дорогу»
| Анализировать поэтический текст
|
|
| 7
| «Когда мне ангел изменил..» (Мотивы интимной лирики Лермонтова)
|
| Комбинированный урок
| Нравственные и философские искания русских писателей .Адресаты любовной лирики «К Федоровой»
| Анализировать поэтический текст Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения
|
|
| 8
| Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова
| 1
| Комбинированный урок
| Нравственные и философские искания русских писателей «Нет, я Байрон , я другой», «Завещание»
| Анализировать поэтический текст Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения
|
|
| 9
| Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон»
| 1
| Комбинированный
| Нравственные и философские искания русских писателей. Мир отношений
| Анализировать поэтический текст Выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения
|
|
| Н.В.Гоголь .Повести.»Невский проспект», «Нос» -3ч
| 10
| Художественный мир Н.В.Гоголя
| 1
| Комбинированный урок
| Романтические произведения, «Петербургские повести» Сатирическое начала в сборнике «Миргород»
| 0сновные факты из биографии , выявлять авторскую позицию ,анализировать и интерпретировать худ.произведение
|
|
| 11
| Художник и «страшный мир в повести «Невский проспект»
| 1
| практикум
| Реализм в русской литературе .Образ Петербурга в повести «Невский проспект»
| Анализировать эпизод, участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учетом мнения оппонента
|
|
| 12
| «Необыкновенно странное происшествие «Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос»)
| 1
| практикум
| Реальное и фантастическое в повести «Нос»
| Анализировать эпизод
|
|
| 13
| Письменная работа « Литературы .19 века в восприятии современного читателя»)
| 1
| Урок развития речи
| Тема, основная мысль, композиция . Тематика, проблемы лит .1 половины 19 века
| Писать сочинение на литературную тему на основе прочитанных произведений
|
|
| Из литературы второй половины 19 века- 55ч
А.Н.Островский 6- ч
| 14
| Литература и журналистика 40-80 годов 19 века
| 1
| лекция
| .Развитие психологизма. Споры о путях улучшения мира. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Характеристика русской прозы, журналистики, литературной критики Традиции и новаторство русской литературы
| Уметь выделять главную информацию, основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
|
|
| 15
| Жизненный и творческий путь великого русского драматурга
| 1
| лекция
| А.Н.Островский.Формирование национального театра. Нравственные устои и быт разных слоев общества (купечество).Роль женщины в семье и общественной жизни. Традиции русской драматургии в творчестве .Пьеса «Гроза».
| Основные факты биографии писателя, знать понятие драмы как рода литературы, драматического конфликта
|
|
| 16
| Мир города Калинова в драме А.Н.Островского «Гроза»
| 1
| практикум
| Тория литературы Драма Жанр. Конфликт. Тип. Система образов Город Калинов и его обитатели
| Анализировать произведение : система образов, нравственный пафос, выразительно читать отрывки из пьесы
|
|
| 17
| Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния
| 1
| семинар
| Язык художественного произведения. Нравственные проблемы пьесы
| Выявлять авторскую позицию,
|
|
| 18-19
| Трагедия совести и её разрешение в пьесе. Образ Катерины в свете критики
| 2
| практикум
| Литературная критика. Добролюбов «Луч света в темном царстве».
| Уметь выделять главную информацию. Сопоставлять разные точки зрения, уметь высказать свою точку зрения с учетом точки зрения оппонентов
|
|
| 20
| Образная символика в смысле названия драмы «Гроза»
| 1
| семинар
| Символ. Деталь .Смысл названия. Углубленное понятие о драме как роде литературы
| знать понятие драмы как рода литературы, соотносить драму с общественной мыслью
|
|
| 2122
| Сочинение по творчеству А.Н Островского
| 2
| Развитие речи
| Тема, основная мысль, композиция Написание сочинений по литературным произведениям
| Писать сочинение на литературную тему
|
|
| Творчество И.А.Гончарова -5 ч
| 23
| Личность и творчество И.А.Гончарова.Утро Обломова (Знакомство с героем )
| 1
| практикум
| Факты биографии и творчества.Расцвет русского романа. Аналитический характер прозы, её социальная острота и философская глубина .Социальная и нравственная проблематика романа
| Знать биографию писателя.Понятие «типичное явление в литературе» Знать содержание романа
|
|
| 24
| К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).
| 1
| Комбинированный урок
| Смысл «Сна..» Диалектика души Обломова. Литературная критика Добролюбов «Что такое обломовщина?» .Дружинин «Обломов».
| выявлять авторскую позицию ,анализировать и интерпретировать худ.произведение, характеризовать героев
|
|
| 25
| Обломов и Штольц :два вектора русской жизни
| 1
| практикум
| Система образов .Авторская позиция. Характер.Герои романа, их отношение к Обломову
| анализировать и интерпретировать худ.произведение с точки зрения системы образов
|
|
| 26
| Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной)
| 1
| семинар
| Система образов .Авторская позиция. Характер «Обломов» -роман о любви .Авторская позиция. И способы его выражения
| Нравственный пафос, анализ эпизода
|
|
| 27
| Письменная работа по роману «Обломов»
| 1
| Развитие речи
| Тема, основная мысль, композиция Написание сочинений по литературным произведениям
| Писать сочинение на литературную тему
|
|
| Творчество И.С.Тургенева-7ч
| 28
| Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева
| 1
| лекция
| Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство).Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе «Записки Охотника», Тургенев-создатель русского романа.
Теория литературы .Углубленное понятие о романе
| Знать факты биографии и творчества
|
|
| 29
| Логика начала ( Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети»)
| 1
| практикум
| История создания романа, споры вокруг романа. Литературная критика .Д.Писарев «Базаров» (фрагменты)
| анализировать и интерпретировать худ.произведение с точки зрения системы образов
|
|
| |