Скачать 104.85 Kb.
|
Дифференциация обучения на уроках литературы Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения. Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережающее задание: Познакомиться в учебнике со вступительной статьей о Некрасове «Детство и юность поэта» стр.63-67. Литература. Начальный курс 5 класс.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. Ч .2 авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М.Хренова-4-е издание. - М.:Мнемозина, 2001 год.) Триединая задача (образовательные воспитательные, развивающие задачи урока): 1) Продолжить знакомство с творчеством Н. А. Некрасова, с текстами его стихотворений «Крестьянские дети», « Школьник». 2)Учить умению анализировать текст стихотворения , строить полный ответ, побуждение учащихся к правильному прочтению и осмыслению произведения. 3) Воспитывать любовь и интерес к родной литературе. Фамилия Стеценко Имя Светлана Отчество Витальевна 2008-2009 уч. год
Стеценко С.В., персональный номер (идентификатор 251382) Дифференциация обучения на уроках литературы в основной школе. Конспект урока. Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. Судьба крестьянских детей в стихотворении «Крестьянские дети» Цели: - Познакомить с биографией и чертами личности поэта; -показать мастерство русского поэта 19в. в создании образа Родины; -продолжить работу по формированию анализа стихотворения; -обучение выразительному чтению. Ход урока: 1.Орг. момент. 2.Проверка домашнего задания. (К уроку было задано чтение учебной статьи по учебнику о поэте стр. 63-67 всему классу и выполнение заданий по группам.) 1 группа: готовила подбор иллюстраций к произведениям поэта, отвечала на вопрос (Какие произведения Н.А. Некрасова читали и учили в начальной школе?) 2 группа: подготовка и проведение словарной работы (СОСТРАДАНИЕ,ПОТРЯСЕНИЕ, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ,КРЕСТЬЯНЕ,ЛЮБОВЬ К ТРУДУ) 3 группа: составление плана учебной статьи «Детство и юность поэта» , пересказ частей плана с чтением наизусть некрасовских строк, включенных в статью. Подведение итогов. Слово учителя. 3.Выразительное чтение учителем стихотворения «Крестьянские дети» Вопрос: Какие образы и картины вам представились? *Перечитать текст « про себя», определяя, каким настроением он проникнут, мысленно деля его на смысловые части. Обсуждение. 4.Работа с текстом стихотворения «Крестьянские дети» Ребята работают по группам .На партах карточки-информаторы, приготовленные учителем заранее) 1-2 группы выполняют задания первого уровня сложности. -Выделить события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом. Почему рассказ поэта о происходящем событии прерывается его воспоминаниями? -Обратимся к воспоминаниям поэта. В чем он видит обаяние крестьянского детства? Прочитайте об этом вслух. Как эта часть стихотворения связана с биографией поэта? 3-4 группа выполняют более сложные задания. - «Зато ему рано знакомы труды»,-пишет поэт о крестьянском ребенке. Какую крестьянскую работу имеет в виду поэт? -В чем он видит поэзию этого труда? -Какие стороны жизни крестьянских детей удручают поэта?. При ответах обязательна опора на текст. 5-6 группы выполняют наиболее сложные задания. -В каких словах поэт прямо выражает свои чувства к крестьянским детям? Прочитайте эти строки. -А если бы не было этого прямого признания, могли бы мы догадаться об отношении Н.А.Некрасова к крестьянским детям? (Обрати внимание на СРАВНЕНИЯ,ЭПИТЕТЫ,СЛОВА С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ. Приведите примеры из текста) 5.Обучение выразительному чтению. Некоторые части стихотворения написаны в форме диалога, назовите их. Поучимся их выразительно читать. *Давайте ту часть стихотворения, где поэт передает подслушанный диалог детей , разыграем как сценку. В обсуждении принимает участие весь класс. -Определите, сколько действующих лиц в нашем спектакле? Можем ли мы догадаться о характерах детей? -Как вы думаете, какая реплика кому из детей принадлежит? Обоснуйте свое мнение. -А с какой интонацией будем произносить слова автора? *Читаем этот отрывок из стихотворения в классе по ролям. 6.Опережающее задание 5-6 группам. Отрывок «Встреча поэта с Власом ». Чтение в лицах отрывка заранее подготовленными учениками. * Выступление ребят и обсуждение сказанного. Карточка-информатор: -Почему к маленькому мальчику поэт обращается «парнище», называет его «грозным»? -Какие чувства вызывает у поэта Влас? Какие слова надо выделить при чтении, чтобы передать эти чувства? -Каким ты представляешь себе Власа? Вчитайся в его ответы. Какой характер в них раскрывается? (Устное словесное рисование) .
7.Выводы по уроку. Поэзия Н.А.Некрасова всегда очень сюжетна. В основе каждого стихотворения – рассказ о каком-либо событии. Вот почему его поэзия будит и разум, и чувства. Какие чувства пробудило стихотворение в вашей душе? *С каким чувством обращается Н.А.Некрасов к детям? Чем вызван этот призыв? Как вы понимаете выражения: «красное детство», «скудное поле»? 8. Работа с репродукцией В.Е.Маковского «Игра в бабки». *Чем близка она стихотворению, с которым мы познакомились на уроке? *Как художник передает на картине поэзию крестьянского детства? 9.Домашнее задание. Выучить наизусть понравившийся отрывок (не менее 40-45 строк) По желанию нарисовать рисунок к стихотворению. |