Конспект
открытого урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Знакомство с рецензией»
(с использованием программы Power Point).
Выполнила: Кузнецова Любовь Петровна Должность: учитель русского языка и литературы Место работы: МОУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №1» п. Саракташ Оренбургской области.
Тема урока: Знакомство с рецензией.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями жанра ;
учить умению анализировать текст: выделять проблему, давать собственную оценку проблемы, приводя убедительные аргументы;
продолжить работу по развитию речи учащихся, учить излагать свои мысли логично, точно, образно.
Оборудование урока: компьютер, проектор; компакт диск с презентацией «Путешествие в
страну ЕГЭ по русскому языку»;
рабочая карта с материалом «Знакомство с рецензией»( на каждом столе); наглядность (словарные слова, эпиграф). Ход урока:
Прежде, чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.
М. Горький.
I. Организационный момент.
II. Объявление цели урока.
1. Запись темы урока учащимися в тетрадь.
2. Работа над эпиграфом.
III. Знакомство с теоретическим материалом по теме «Рецензия». Рабочая карта.
1.Чтение и запись определения жанра.
2. Отличие от отзыва.
3. Словарная работа: РЕЦЕНЗИЯ (на), РЕЦЕНЗЕНТ, РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ, КРИТИК, ПУБЛИЦИСТ, ОЧЕРКИСТ.
4. Работа над планом рецензии (см. рабочую карту).
5. Советы и их обсуждение.
6. Клише. Их плюсы и минусы.
IV. Актуализация ранее изученного материала.
Просмотр презентации «Путешествие в страну ЕГЭ по русскому языку»: СЛАЙДЫ 9-18 (тема, идея, структура текста, проблема, композиция, приёмы стилистического анализа и т.д.)
V. Практическая работа.
Знакомство с текстом Л.Озерова «О Пушкине» (см. рабочую карту).
- Слово учителя об авторе.
(Лев Озеров род. в 1914 г., русский поэт сов. периода, критик. Лирический сборник «Ливень» (1947), «Светотень» (1961), «Далёкая слышимость» (1975). Сборник статей о поэтическом труде «Мастерство и волшебство» (1972). Данный текст из этого сборника.
Беседа по прочитанному.
Каким стилем пользуется автор? Докажите свою точку зрения. - Определите жанр и укажите признаки его в тексте.
Какова основная мысль?
О ком и о чём текст?
Как начинается текст и о чём это говорит?
Каково назначение риторического вопроса?
Работа с тестами (см. рабочую карту).
4. Художественные средства языка и их роль в тексте.
Презентация «Путешествие в страну ЕГЭ по русскому языку»: СЛАЙД 19.
- Найдите в тексте тропы и определите их роль в тексте (метафоры в 4, 8-11 пр.), антитеза (13-14), повторы (3,4-6, 8) и др.)
5. Построение предложений на основе клише.
VI. Обобщение и подведение итогов.
У1I. Планирование на следующий урок.
- Попытаемся написать рецензию на текст Л. Озерова. Примечание: желательно первый опыт рецезии создать под руководством учителя, работая в классе сообща, во избежание ошибок: у этого жанра своя специфика.
Домашнее задание.
Продумать и написать вступление к сочинению-рецензии.
Письменно ответить на вопрос: «Что для тебя значит имя А.С.Пушкина? Каково твоё отношение к его творчеству?» Рабочая карта
Знакомство с рецензией.
Рецензия(от лат. recensio - ра(с,сс)мотрение, обследование) - письме(н,нн)ый р...збор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художестве(н,нн)ого произведения, (спектакля, кинофильма).
В рецензии даётся анализ произведения, высказывается и обосновывается его оценка. Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного, ему нужно лишь в краткой форме отразить, о чём он узнал.
В рецензии используют публицистический или научный стиль речи. Если цель рецензирования состоит в том, чтобы привлечь внимание читателя к произведению, заинтересовать его,то обычно выбирается публицистический стиль. Если стоит иная задача - помочь читателю понять книгу, то рецензия пишется в научном стиле. По типу речи рецензия,как правило,бывает рассуждением.
ПЛАН.
I. Вступление. Об авторе. Определить жанр.
II.Основная часть. Анализ текста.
1 .Обозначить тему. 2.0пределить главную мысль. 3.Основное содержание текста (герои, их действия, мысли или проблемы, рассматриваемые автором).
В чём художественное своеобразие текста?
К каким изобразительно-выразительным средствам прибегает автор?
III. Заключение. Ваша общая оценка прочитанного.
Советы:
1 .Не надо жёстко придерживаться стандартного плана. В рецензии могут быть отражены не все, а лишь некоторые пункты из обозначенных в плане, и ,наоборот, в неё могут быть включены вопросы, отсутствующие в схеме.
2. Не следует увлекаться опорными конструкциями. Помните,что это шаблон, связки - и ничего больше.
Текст посвящен...(затрагиваются вопросы...)
Автор ставит задачу описать.. .(показать..изобразить..,раскрыть...)
В центре внимания находятся...
Автор отмечает...(касается..,напоминает..,анализирует..,обращает внимание...)
Далее подчеркнём...
Необходимо остановиться на...
Приведём пример...
Можно отметить...
В заключение хочется сказать...
(1)Пушкин.. .(2)Как говорить о нём?(3) Говорить о нём можно только по праву любви и только любви... (4)Любовь к Пушкину входит в нас с детства.(5) Это больше, чем любовь к великому поэту.(б) Это любовь к народу, имеющему такого поэта.(7) Россия немыслима без Пушкина...
8)Тайна пушкинского гения не перестаёт и никогда не перестанет приковывать к себе внимание людей всего мира.
9)Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нём больше нет. 10) Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным.(11) Новый опыт людей подскажет новое прочтение Пушкина, раскроет доселе неизвестные особенности его наследия.(12) Пушкин развивается и движется вместе с жизнью.(13) Он существует в настоящем, а принадлежит будущему.
(14)Судьба Пушкина - и отдельная судьба, и судьба народная. (15)Пушкин - человек в его высших духовных проявлениях.(16) К нему не зарастёт «народная тропа». (17)Его, как «первую любовь, России сердце не забудет».
( Л. Озеров)
Какие вопросы волнуют автора? Исключить ошибку.
В чём секрет пушкинского гения?
Почему до сих пор нас волнуют его творения?
Любят ли Пушкина новые поколения?
2. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1)Любовь к Пушкину входит в нас с детства.
2)Никаких загадок в творчестве поэта не осталось.
3)Новый опыт людей подскажет новое прочтение его произведений..
Пушкин развивается и движется вместе с жизнью.
3.Какое художественное средство выразительности не используется в тексте?
Метафоры.
Антитеза.
Риторический вопрос, повторы.
4)Авторские неологизмы.
Возьмите на заметку!
Рассказывать - описывать, показывать, изображать, рисовать, знакомить с …, вводить в …
Понравиться - произвести впечатление, глубоко взволновать, привлечь внимание, запомниться.
Интересный - увлекательный, занимательный, занятный, замечательный, любопытный.
Исключительный - необыкновенный, выдающийся, редкостный, незаурядный. Выделить - подчеркнуть, особо отметить. |